Слайд 2ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕКабинет профилактической работы с
детьми (кабинет здорового ребенка — КЗР) являетсяметодическим центром по вопросам
развития, воспитания и охраны здоровья детей.В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частьюфункционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьмираннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельномотсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинетздорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такогоподразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшиеподготовку по профилактической работе с детьми и санитарно — просветительной работе снаселением.
Слайд 63) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания4) обучение методике
устранения и профилактике возникновения вредных привычек игигиене полости рта 5)
обеспечение родителей методическими материалами — памятки, брошюры 6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей;обучение их методикам диагностики нервно — психического развития, организации физическоговоспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;7) оказание помощи участковым врачам — педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие вэтих занятиях участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей — специалистов;9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей — педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;10) ведение в истории развития ребенка (форма 112/у) вкладыша — карты посещенийкабинета по воспитанию здорового ребенка 11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организацииусловий жизни, развития и воспитания детей 12) осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
Гигиена новорожденного
После утреннего пробуждения проведите с новорожденным гигиенические процедуры. Эти действия нужны не только для соблюдения чистоты, но и для того, чтобы взбодрить малыша, настроить его на новый день.
Вода для первого умывания должна быть теплой (+37⁰ C). Каждые 2-3 дня делайте ее прохладнее на градус, пока не доведете до +25⁰ C.
При утреннем туалете нужно:
- умыть личико;
- протереть глазки влажными ватными дисками;
- прочистить ноздри ватными жгутиками;
- обработать пупок перекисью водорода (3%) и смазать зеленкой, вечером эту процедуру нужно повторить;
- снять подгузник и подмыть попку и половые органы;
- прочищать ушные проходы следует 2 раза в неделю.
Перед ночным сном малыша нужно искупать. Вода должна соответствовать температуре тела малыша, около 36⁰ C. Можно добавить в ванночку отвар череды или ромашки. После процедуры понаблюдайте, не появилось ли на коже раздражений или сыпи. При аллергических реакциях прекратите применение лекарственных трав. Пока не заживет пупочная ранка, в ванну можно наливать только кипяченую воду.
Погружайте малыша в воду осторожно, чтобы не напугать его. Улыбайтесь, ласково разговаривайте, пойте песенки
Смочите специальным детским моющим средством свою ладонь или мягкую салфеточку и вымойте тельце, не забывая протереть все складочки. Пока пупок не зажил, трогать его не надо. После ванны окатите новорожденного теплой водой и заверните в махровое полотенце.
Приучение к режиму через ритуалы
Ребенок быстрее привыкнет к распорядку дня, если перед основными действиями совершать определенные ритуалы. Чтобы малыш быстрее засыпал, пойте ему одну и ту же колыбельную. Если мама не уверена в своих вокальных способностях, можно включить запись спокойной мелодии. Эта музыка должна служить сигналом к тому, чтобы закрыть глазки и уснуть, во время бодрствования включать ее не надо. Сигналом, что пора кушать, может служить стишок или песенка, звук колокольчика или появление бутылочки (для новорожденного на искусственном вскармливании). Перед массажем или физкультурой уложите младенца на специальный столик с игрушками, предназначенными для этой процедуры.
Обычно после ванны дети быстро и крепко засыпают, но из этого правила есть исключения. Грудничков, которые после водных процедур чувствуют прилив бодрости, лучше купать после пробуждения. Составьте распорядок, в котором будет отведено время всем действиям малыша, и подумайте, какие ритуалы могут предварять кормление или массаж: смена подгузника, переодевание, появление знакомой погремушки. Распорядок нужно составить с учетом образа жизни семьи и потребностей грудничка.
Примерный дневной график месячного малыша приведен в таблице:
Время Действия 6 ч. Первое кормление, переходящее в продолжение ночного сна 9 ч. Подъем, утренний туалет 9 ч. 30 мин. Завтрак 10 ч. Прогулка 13 ч. Обед и сон 15 ч. 30 мин. Массаж и физкультура 16 ч. 30 мин. Кормление 17 ч. Вечерняя прогулка или сон дома 20 ч. Ужин 23 ч. Купание 23 ч. 30 мин. Кормление на ночь и отход ко сну
Чтобы понять свои ошибки и нужды малыша, ведите дневник. Это может быть тетрадь, электронный документ или таблица. Отмечайте все проблемы, связанные с режимом дня. Если заметите, что одно и то же затруднение появляется регулярно, подумайте, как исправить ситуацию. Иногда бывает достаточно придумать более яркий ритуал или сместить временные рамки. Корректировать график нужно постоянно – ритмы жизни 2 недельного младенца и месячного малыша все же отличаются. Прислушивайтесь к своему грудничку, ведь он не объект, а соавтор в составлении распорядка дня.
Компромисс можно найти даже с младенцем. Если дать ему полную волю, пострадает и сам кроха, и все окружающие. Если составить четкий распорядок и не отступать от него даже на несколько минут, опять-таки будет плохо и маме, и малышу. Станете мудрее грудничка, уступите его желанию и немного сдвиньте сроки в ту или другую сторону. В первые месяцы не страшно иногда нарушить график, потом все налаживается. Режим дня новорожденного нужен не для того, чтобы подчинять ребенка своей воле, а для мира и спокойствия всей семьи.
Читайте подробнее на: Развивашка.онлайн
Виды массажа
В зависимости от преследуемой цели массаж подразделяется на следующие виды:
-
лечебный;
-
профилактический;
-
лечебно-профилактический.
Лечебный массаж должен проводиться специалистом. Назначать его могут при следующих выявленных у малыша заболеваниях:
-
гипертонус или гипотонус;
-
дисплазия тазобедренного сустава;
-
врожденный вывих сустава;
-
приобретенная или врожденная косолапость;
-
пупочная грыжа;
-
заболевания ЦНС;
-
плоскостопие;
-
деформация ног (Х- или О-образная).
Для каждого заболевания применяются свои особенные приемы массажа, которые, как правило, различаются между собой.
Противопоказания
-
Любой вид массажа не принесет никакой пользы, если у малыша повышенная температура тела. Противопоказан он при различных повреждениях или заболеваниях кожи (особенно гнойничкового характера), повышенной ломкости костей, заболеваниях кровеносной системы, ОРВИ.
-
Желательно отказаться от массажных процедур в разгар острой стадии любого заболевания.
-
При наличии пупочной грыжи массаж должен проводиться под чутким наблюдением врача, поскольку в этом случае нужно исключить возможность защемления грыжи.
-
У детишек с пороком сердца сеансы массажа должны контролироваться детским кардиологом.
-
Не рекомендуется проводить массаж и при повышенной нервозности малыша, поскольку такое состояние вызывает повышенный тонус мышц.
В любом случае курс массажа должен назначать врач, «самодеятельность» недопустима.
Слайд 10Функции кабинета здорового ребенка (персонала кабинета здорового ребенкаоказание помощи участковым
врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей,
отцов;проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями детей раннего возраста, выдача им памяток и методической литературы по вопросам охраны здоровья ребенка;обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;проведение работы по профилактике рахита у детей (выдача витамина «Д» на дом или его дача в кабинете, постановка пробы Сулковича по назначению врача);проведение индивидуальной подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;обучение участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;информирование участковых врачей-педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;осуществление связи с домом санитарного просвещения (в настоящее время — с Центрами медицинской профилактики и Центрами здоровья) с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;комплектация материалов для оформления кабинета, соответствующей обучающей литературы, таблиц, плакатов, пособий, памяток, выставки по основным вопросам профилактической работы со здоровым ребенком;ведение необходимой рабочей документации и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Слайд 7ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР1. Основной минимум теоретических знаний:-
основные данные медико — генетического, социального и биологического анамнеза и
их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;- режим и питание беременной;- режим и питание кормящей матери;- профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;- анатомо — физиологические особенности новорожденных;- патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;- особенности физического и нервно — психического развития детей первых трех лет жизни;- воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна,кормления, бодрствования, специальных занятий);- вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное.Организация питания детей старше года;- гигиеническое воспитания детей;- профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);- календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;- оказание экстренной помощи детям.
Зачем устанавливать режим с первых дней жизни?
Сторонники свободного воспитания часто осуждают родителей, с первых дней приучающих грудничка к четкому распорядку. Они считают, что мама должна полностью посвятить себя новорожденному, забыть о личных интересах
Пусть младенец спит, когда хочет, играет, когда хочет, получает грудь по первому требованию и внимание родителей – по первому писку. Конечно, женщина вымотается и устанет, но она взрослая, сильная, все выдержит, зато грудничок будет счастлив
Так ли это и нужен ли режим новорожденному?
Даже если семья содержит целый штат прислуги, маме иногда нужно принять ванну, провести косметические процедуры. Естественная физиологическая потребность человека – спать не урывками, а несколько часов без пробуждения. Младенцу хорошо спать на маминых руках, посасывая любимую «сисю» в полудреме, и он готов проводить так круглые сутки. Можно нанять няню, она станет укачивать и успокаивать малыша, но он хочет еще и грудного молочка, и не из бутылочки, а напрямую от мамы.
Наконец новорожденный ребенок крепко уснул, женщина помчалась в душ, но через несколько минут услышала недовольный рев. Она прилегла отдохнуть, только начала засыпать – повторилось то же самое. При таком образе жизни даже самая любящая мать через пару-тройку недель превратится в злобную мегеру. Такая перемена негативно скажется на всей семье, в особенности на малыше. Молока станет меньше, вкус и качество его ухудшится, раздражение женщины передастся младенцу, он уже не будет чувствовать прежней любви.
Чтобы пищеварительная система грудничка хорошо функционировала, в желудок периодически должны поступать определенные объемы молока. Ферменты приступают к переработке продукта, и когда процесс завершится, организм будет готов к следующему приему пищи. Если младенец постоянно заглатывает небольшое количество молока, ритм сбивается, и его организм не может полноценно переработать пищу. Кормление по часам поможет контролировать количество высосанного молока, избежать переедания, после которого у новорожденного болит животик.
Фото: Белновости
Слайд 82. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:- сцеживание
грудного молока и массаж грудных желез;- контрольное кормление;- правильное пеленание
ребенка;- гигиенический туалет ребенка раннего возраста;- купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено — хвойные, с дубовой корой и пр.);- обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;- проведение антропометрии, измерение температуры тела;- определение частоты пульса и дыхания;- постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;- закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);- диагностика нервно — психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;- массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);- приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.
Противопоказания и правила закаливания
Принципы закаливания детей довольно просты. Их обязательно нужно придерживаться для получения положительного результата. К ним относится:
-
Состояние здоровья ребенка. К закаливающим мероприятиям слабого малыша лучше не подвергать из-за большой вероятности переохлаждения.
-
Возраста малыша и его индивидуальные особенности.
-
Заблаговременная подготовка организма к закаливанию.
-
Методичность. Рекомендуется выработать обязательные ритуалы, которые постепенно вольются в привычный образ жизни малыша.
-
Постепенность. Подразумевает под собой плавное увеличение нагрузки закаливания.
-
Позитивное настроение родителей и ребенка. Закаливание лучше проводить под видом игры.
-
Комплексность. Процедуры закаливания быстрее принесут результат, если сочетать их с массажем и физкультурой.
-
Взаимодействие местного и общего закаливания. Стоит закалять как все тело целиком, так и отдельные его части (шея, ступни, поясница и т.д.).
Закаливание — очень полезная процедура, у которой множество плюсов.
Но даже у нее есть свои противопоказания, к которым относятся:
-
недоношенность;
-
хронические заболевания;
-
болезни;
-
резкое изменение состояния малыша (вялость, чрезмерная возбужденность).
Существует несколько способов закаливания детей.
Они делятся на группы, исходя от воздействующего фактора: закаливание водой, воздухом и солнцем.
Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.
Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.
Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.
Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции. Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.
Массаж
Все новорожденные детки приходят в этот мир с согнутыми ручками и ножками и плотно сжатыми кулачками. Движения конечностей младенца беспорядочные. Это явление совершенно нормальное и носит название «физиологический тонус». Задача родителей состоит в том, чтобы этот тонус устранить и помочь своему кроху постичь науку осознанных движений. В этом вам поможет массаж.
Слайд 5Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:1) прием детей 1-го года жизни
не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не
менее 4 раз в год; 3-го года — не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет — 1 раз в год;2) в соответствии с назначениями врача:- консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);- обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом,проведение массажа детям группы риска- проведение контрольных кормлений, расчетов питания;- выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д» на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;- проведение диагностики нервно — психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни
Кормление по часам
По рекомендациям педиатров новорожденный должен кушать через равные промежутки времени днем от 6 до 8 раз, ночью 1 или 2 раза. На одно кормление младенцу до месяца требуется от 50 до 90 мл молока при грудном вскармливании. Убедиться, что ребенок насыщается, вам помогут весы. Если масса тела постепенно увеличивается, причин для беспокойства нет.
Важно!
Беспорядочное кормление вредно и для мамы, и для грудничка. Женский организм подстраивается под нужды новорожденного, и в груди через определенные промежутки времени вырабатывается необходимое количество молока. Если младенец не высосал весь объем, лактация может понизиться.
Сторонницы жесткого распорядка дают малышу грудь строго по минутам. Но младенец не робот, он может проголодаться раньше срока или проспать положенное время. Самым мудрым решением будет придерживаться графика, но иногда корректировать его примерно на полчаса в ту или другую сторону. Новорожденный еще очень слаб, голодный плач отнимет у него много сил. Когда измученный ребенок получит долгожданный сосок, он глотнет несколько раз и заснет от утомления. Нужного объема пищи организм не получил, желудок быстро опустел и требует новой порции, а до следующего кормления еще долго – истерика повторяется, и женщина с малышом попадают в замкнутый круг. Если энергии младенца хватит на еду, он будет сосать быстро и жадно, наглотается воздуха, от которого заболит животик.
Полезные советы
- Когда новорожденный просит грудь в совсем неподходящее время, дайте ему немного кипяченой водички. Иногда плач вызывает не голод, а жажда. По мнению современных педиатров (сторонников доказательной медицины_ – до 6 месяцев только молоко). Воду возможно давать искусственникам.
- После кормления несколько минут подержите младенца вертикально. Такое положение поможет выпустить воздух из желудка или отрыгнуть лишнее молочко при переедании.
Когда у мамы мало или совсем нет молока, приходится кормить грудничка смесями. Желательно, чтобы марку посоветовал педиатр. Если покупаете самостоятельно, следите, чтобы на упаковке была пометка «Для новорожденных». Молочные смеси обычно более насыщены питательными веществами, чем грудное молоко. Если малыш съел маленькую порцию и отказался от бутылочки, не настаивайте, индикатором его сытости будут весы. Для переваривания детского питания требуется больше времени, чем для грудного молока. Увеличьте интервалы между кормлениями примерно на полчаса, и если малыш не будет возражать, придерживайтесь такого графика.
Свежий воздух и физкультура
Для первой прогулки выберите подходящую погоду – без сильного ветра и осадков. Летом начинайте выходы на свежий воздух при температуре не ниже +20⁰ C, первый раз побудьте на улице 15-20 минут, затем постепенно увеличивайте длительность. В холодное время года новорожденного можно вынести на прогулку при температуре воздуха немного ниже нуля. Одевайте малыша по погоде, он не должен ни замерзнуть, ни вспотеть.
Чем больше времени новорожденный проведет на прогулке, тем лучше. Но и здесь не нужно впадать в крайности. Летом в хорошую погоду малыша месячного возраста можно держать на улице почти весь день. Если мама живет на даче или в коттедже, она может поставить коляску около дома с безветренной стороны, установить радионяню и заниматься своим делами, пока грудничок спит на свежем воздухе. Зимой начинайте прогулки с нескольких минут, с каждым разом оставайтесь на улице на 5 минут дольше. Когда ребенку исполнится месяц, нужно гулять с ним каждый день не меньше получаса. Вернувшись домой, потрогайте ступни и ладошки малыша – если они теплые, но не потные, ребенок был одет правильно.
Чтобы мышцы хорошо развивались и кровь активно двигалась по капиллярам, младенцу нужно делать массаж
Осторожно погладьте ручки, ножки, спинку. Животик нужно гладить круговыми движениями по часовой стрелке
Согните несколько раз ручки и ножки. Дайте малышу ухватиться за ваши пальцы и слегка приподнимите его. Гимнастика и массаж возбуждают ребенка, поэтому для них желательно отвести утреннее или дневное время.
Важно!
Во многих детских поликлиниках есть курсы или кабинеты здорового ребенка. Там вам посоветуют, когда вводить грудничку новые упражнения или элементы массажа.
Когда и сколько грудничок должен спать?
Сон двухнедельного малыша занимает около 20 часов в сутки. Он просыпается, когда хочет кушать, сосет вкусное молочко и снова погружается в сон. Проходит полмесяца, и грудничок уже начинает интересоваться окружающим миром. Время бодрствования увеличивается, и маме нужно следить, чтобы периоды активности наступали днем, а не ночью. Если суточные ритмы собьются, восстановить их будет очень сложно. Пришло время игр, а грудничок еще сладко спит? Несколько минут не тревожьте, но когда прошло уже полчаса, а ребенок не просыпается, аккуратно растормошите его.
Уже в этом возрасте в суточном ритме устанавливается различие между днем и ночью, и ребенок должен привыкнуть к правильному графику.
Здоровые дети засыпают легко и быстро. Если график сбился и вы никак не можете убаюкать малыша, хотя раньше он в это время крепко спал, разберитесь, в чем причина излишней активности.
Малыш может сопротивляться укладыванию в кроватку по нескольким причинам:
- мокрый или неудобный подгузник;
- в комнате очень жарко или холодно;
- ребенок голоден;
- новорожденный подрос, ему пора увеличить время бодрствования;
- малыш может плакать из-за опрелостей, колик или других болезненных состояний.
Когда ребенку исполнится месяц, спать он будет около 16 часов в сутки. К этому времени нужно приучить его к определенному режиму, чтобы периоды сна и бодрствования проходили в нужное время. Ночью малышу нужно спать 8-9 часов с 1-2 перерывами для кормления. Дневной сон нужно распределить на 3-4 промежутка длительностью не менее 2 часов.
Когда грудничок активен, не давайте ему скучать. Общайтесь, разговаривайте, показывайте яркие игрушки. Различные развивающие центры в первый месяц осваивать пока рано: рождение было тяжелым стрессом, и нервная система должна восстановиться перед тем, как получать новые знания. Развитие в основном идет через тактильные ощущения, поэтому при разговоре не забывайте трогать, поглаживать малыша. Сейчас очень важен контакт с родителями и другими членами семьи. Подпускайте к младенцу старших братьев и сестер, только попросите их не шуметь и не делать резких движений, чтобы не напугать новорожденного.