Режим детей от 1 до 4 лет

Как приучить ребенка соблюдать режим дня

Некоторые мамы считают, что это просто невозможно. Да, чтобы приучить ребенка следовать режиму, иногда требуется много времени и терпения, но это все-таки реально. Очень часто дети отказываются делать какие-либо обязательные действия, например, чистить зубы и умываться. Чтобы уговорить малыша делать что-либо, лучше всего сделать это в форме игры. Например, пусть он каждый раз берет с собой умываться свою любимую игрушку, которая будет наблюдать за ним. Также хорошо работает метод поощрения. Если ребенок сделал все правильно, он получает небольшой сюрприз. Можно дарить ему каждый день разные приятные мелочи за то, что он хорошо покушал, почистил зубы, вовремя лег спать.

Если ребенок не хочет ложиться спать, можно предложить ему уложить спать любимую игрушку. Так же и во время еды, дети охотно съедают все, при этом «угощая» игрушку.

Если вы решили приучить ребенка соблюдать режим дня, нужно делать это каждый день, а не от случая к случаю. Возможно, ребенок поначалу будет сопротивляться, но через некоторое время вы обязательно увидите результат своих стараний. Вы заметите, что ваш ребенок стал более самостоятельным и дисциплинированным. Кроме того, когда ребенок проводит достаточно времени на свежем воздухе и хорошо высыпается, он намного лучше себя чувствует и чаще бывает в отличном настроении.

https://youtube.com/watch?v=ZHEFeHqg6IM

От 3 месяцев до 1,5 лет: первый опыт жизни по часам

В 3 месяца колики закончились, а зубы еще не начались. Кстати, о зубах: они чаще всего беспокоят малыша поздно вечером и рано утром. Режим может помочь и здесь: если боль не слишком сильная, а сон в то время, когда она наступает, крепкий, это может и не разбудить дитя.

В этом возрасте дети в основном спят и едят. Еще в распорядке есть купание, прогулки и игры. Замечайте, что действует на малыша возбуждающе, а что, наоборот, расслабляет. Можно экспериментировать с температурой воды в ванночке – не сильно, на 1-2 градуса. В прохладной воде ребенок двигается активнее, больше устает и лучше засыпает

Наблюдая за малышом (помним о записях!), обратите внимание, как он себя ведет:

  • при пробуждении;
  • при засыпании;
  • до и после еды;
  • на прогулке,
  • после игр,
  • после ванны.

Составьте его индивидуальный режим дня: если после массажа и гимнастики малыш активен, заниматься ими надо в первой половине дня, соблюдая 30-минутный перерыв перед или после кормления. Поскольку спит младенец в этом возрасте много, сон можно совмещать с прогулкой.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно
Не желательно
Сколько примерно гр

в день
Овощи

капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу

редис, редька, чеснок
с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)

 200 -300 гр.
Фрукты

яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники

виноград
цитрусовые
другие экзотические фрукты

 100-200 гр.
Молочные продукты

кефир — 2.5-3.2%
йогурт – 3.2%
сметана – 10%
сливки – 10%
творог – 5-9%
сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

 молоко
любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности

Каждый день:
Через день:
творог 50-100гр.
Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны

безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка

 —

черный хлеб: 10гр.
белый хлеб: 40гр.
макароны, каши на гарнир: 100 гр.
каши 200-250 гр.

Рыба

треска
хек или минтай
судак
морской окунь

рыбный бульон
рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.

 1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица

индейка, кролик
телятина, говядина
курица
ягненок
субпродукты: язык, печень, сердце

любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
сало, баранина, жирная свинина
мясо диких животных, диких водоплавающих птиц

 100 гр.
Яйцо

куриное
перепелиное

 —
1 шт

куриное, 2 шт. перепелиное

Питание ребенка в полтора года на ГВ

Если вы думаете, стоит ли еще кормить грудью, при этом ребенок ослабленный, болезненный, под особым наблюдением педиатра или невролога, у него наблюдаются случаи аллергии, есть масса причин сохранять и поддерживать лактацию.

Питание ребенка в полтора года на ГВ уже довольно разнообразно. Малыш вполне может питаться автономно от мамы и получать из обычных продуктов достаточное количество калорий и полезных веществ. Однако ему может не хватать антител к различным бактериям и вирусам, а также тепла и любви, которые он получает во время грудных кормлений.

Современные врачи советуют при желании и возможности продолжать кормить грудью днем или сохранить вечернее кормление и прикладывание в утренние часы, которые будут дополнительно стимулировать лактацию.

Общая схема режима дня

Утро

Это время у всех начинается по-разному, в зависимости от уклада жизни семьи. Распорядок дня новорожденного предполагает в этот период один из промежутков дневной активности. Он улыбается, играет, узнает и исследует новое. Как только он получит достаточно информации и устанет, появляется желание приникнуть к материнской груди, пососать и заснуть. Именно в этот период активности лучше всего проводить различные массажи, умывания, закаливания, исполнять назначения педиатра (если они не запрещены в утреннее время).

Не стоит бояться, что ребенок привыкнет спать только рядом с мамой. Утренние досыпания не создадут привычки, если не брать с собой ребенка в кровать на всю ночь.

День

В этом промежутке дети могут спать по-разному. В основном днем у младенца создается два крупных промежутка, продолжающихся от 1 до 4 часов, когда он крепко спит.

В остальное время малыш играет. Если ему интересно, он лежит спокойно. Как только интерес заканчивается, кроха требует к себе внимания. Можно показывать ему игрушки, что-то рассказывать, но совсем не обязательно носить на руках

Концентрировать внимание на одном деле ребенок может до 30 минут

Смена положения со спины на бочок или на живот – это тоже разнообразие в жизни малыша. Когда он засыпает на длительное время, это самый подходящий период заняться домашними делами или отправить его с кем-нибудь из родственников на прогулку. В холодное время года можно выставить люльку или коляску с ребенком на балкон и спокойно заниматься своим делом.

Вечер

Режим дня новорожденного предполагает большую его активность в этот период. Для младенца день был очень сложным. Он много узнал за это время и очень устал.

Вечером стоит приучить малыша к купанию. Это будет своеобразный ритуал перед отходом ко сну. Лучше всего устраивать малышу ванну в 8-9 часов вечера сразу после кормления. Все личные приготовления ко сну мама должна произвести заранее, так как потом ребенок не захочет оставаться без матери. Придется обрабатывать пупочную ранку, опрелости, одевать ребенка. Уже будет не до кормлений и уж тем более не до собственных процедур.

Когда кроха заснет, маме нужно некоторое время побыть с ним. Ребенок чутко реагирует на присутствие мамы в это время. Позже, когда наступит глубокий сон, младенца можно переложить в его кроватку.

Ночь

Если после купания ребенок не заснул сразу, его можно увлечь сказкой, медленным разговором. Постепенно это станет хорошей привычкой. Некоторые малыши проводят так на руках мамы весь вечер. Глубокий сон наступает, только когда все вокруг успокаивается.

Чтобы ребенок спокойно заснул, обязательно выключите компьютер и телевизор. Своим мерцанием они беспокоят кроху, даже если работают без звука. Если хотите, чтобы малыш спал спокойно, создайте ему необходимые условия.

  • Сытость. Если малыш сытый, он не будет часто просыпаться ночью. Если время между ночными кормлениями слишком короткое, есть смысл посоветоваться с доктором насчет введения дополнительного прикорма.
  • Холод. Малыш не должен потеть под теплый одеялом, но и холод – враг спокойного сна. Идеальное состояние – когда у крохи теплые ручки и ножки.
  • Сухость. На ночь надевайте ребенку непромокаемые одноразовые подгузники. Даже если вы ярый противник этой меры, она сохранит безмятежный сон вам и малышу.

Итак, режим дня новорожденного формируется из наблюдений мамы за ребенком, а не наоборот. Вы можете аккуратно подтолкнуть малыша к определенным действиям, но заставлять младенца спать или есть в одно и то же время у вас не получится. Данная здесь таблица – лишь приблизительный ориентир для неопытных родителей. Остальное зависит от их наблюдательность и чуткости по отношению к ребенку.

Значение сна для детского организма

Основное назначение сна заключается в отдыхе и накоплении сил, растраченных за день. Но детский сон играет особую роль, и его нехватка может негативно отразиться не только на самочувствии, но и на дальнейшем развитии малыша. Ведь пока младенец восстанавливает энергетические запасы, в это время во сне происходит ряд важных процессов:

  • успокаивается нервная система;
  • расслабляются все мышцы;
  • растут органы и тело, все системы организма;
  • формируются нейронные связи, способствующие развитию мозга;
  • повышаются интеллектуальные способности;
  • улучшаются настроение и аппетит;
  • выделяется до 80% соматотропина, усиливающего синтез белка и влияющего на рост.

Кроме этого, вырабатывается еще ряд не менее важных гормонов, среди которых мелатонин, отвечающий за цикличность сна и активности. Продуцируются протеины, направленные на борьбу с инфекциями, поэтому иммунная система укрепляется тоже. Когда малыши спят, нормализуется их психическое здоровье.

Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

[], [], [], [], [], []

Как правильно организовать распорядок дня?

Необходимо правильно организовать распорядок дня ребенка в 1 год. Подстраивать режим малыша под свой не следует

Важно учитывать потребности младенца. Нужно понаблюдать за ребенком

Организм грудничка сам подскажет ему и родителям, когда время бодрствовать, а когда пора укладываться спать.

Надо научиться понимать потребности малыша. Но полностью полагаться на то, что годовалый ребенок будет инстинктивно чувствовать, когда ему пора спать или есть, не стоит. Многое зависит от темперамента.

Например, малыш-флегматик, может заснуть сам, если устанет. Сангвиникам или холерикам без помощи матери не обойтись. Если не уложить таких детей спать вовремя, то это способно привести к сильному перевозбуждению.

Если перевозбуждение будет возникать регулярно, то уже спустя пару месяцев оно приведет к таким нежелательным последствиям:

  • ухудшение аппетита;
  • раздражительность;
  • лабильность настроения;
  • подверженность различным инфекционным и вирусным патологиям;
  • расстройство сна;
  • снижение массы тела;
  • отставание в развитии.

Когда малыш голоден, он начинает плакать и причмокивать губками. Если грудничок устает, то он будет зевать, тереть глаза руками, становится апатичным. Надо учитывать, что у годовалых детей имеются свои биологические ритмы. Режим дня нужно подстраивать под них.

Так ребенку будет гораздо проще привыкнуть жить по графику.

Распорядок дня должен включать:

  • умывание после сна, вечернее купание;
  • прогулки на улице;
  • кормление;
  • гимнастику;
  • игры, занятия;
  • сон.

Режим не должен быть слишком строгим. Необходимо определять не точные часы принятия пищи или сна, а временной промежуток для занятий различного рода.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно
Нежелательно

Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.

В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

В протертом виде.
Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Мнение Комаровского

Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.

Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Как выглядит распорядок дня в этом возрасте?

Итак, родители выстраивают режим дня в зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей организма малыша. Примерный режим дня годовичка по часам может выглядеть так (с индивидуальными корректировками):

Важные моменты режима Время
Пробуждение, первое кормление 6.00 – 6.30
Утренняя гигиена, зарядка, воздушные ванны, подвижные игры 6.30 – 10.00
Второй завтрак 10.00 – 10.30
Первый «тихий час» 10.30 – 12.00
Первая прогулка на свежем воздухе 12.00 – 14.00
Сытный обед (3 блюда) 14.00 – 14.30
Творческие занятия (рисование, лепка, чтение книг) 14.30 – 15.30
Второй «тихий час» 15.30 – 17.00
Физические занятия, подвижные игры 17.00 – 18.00
Плотный ужин 18.00 – 18.30
Вечерняя прогулка 18.30 – 20.30
Интеллектуальные игры, вечерняя гигиена 20.30 – 21-00
Последний вечерний перекус 21.00 – 21.30
«Отбой» 21.30 – 6.00

Из таблицы понятно, что данный распорядок составлен для тех, кто спит днем дважды. Для разового сна придется его немного поменять:

  • поднимать кроху утром около 8 часов утра;
  • завтракает малыш после утренних процедур и зарядки;
  • обедает примерно в 12.30, после первой прогулки, перед сном;
  • полдник приходится на 16.30, перед второй прогулкой;
  • ужин переносится на 19.00;
  • укладывание на ночь наступает примерно в 21.00.

Конечно, эти рамки будут корректироваться индивидуально. Главное, чтобы отработанный режим затем не нарушался.

Прекрасным решением могут стать часы, на циферблат которых наклеены яркие картинки, соответствующие каждому этапу. Показав на часы, крохе вскоре даже объяснять ничего не придется: время пришло.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени

Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план

Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».Фото — фотобанк Лори

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: