Окружающий мир
В три года у детей уже есть определенные знания об окружающим мире. Они различают диких и домашних животных, знают название некоторых деревьев, цветов и других растений. Малыши также знают названия овощей, фруктов и представляют, где они растут (в саду, в лесу).
Трехлетки уже должны знать времена года и суток и их последовательность, название дней недели и месяцев. Также малыши должны помнить свои имя и фамилию, имена членов семьи, название города.
Детей необходимо учить основным правилам безопасности (не выходить без старших на улицу, не выбегать на дорогу, не трогать лекарства, острые, горячие предметы, не включать приборы).
Подготовка ребенка ко сну. Прогулки перед сном
Если малыш не ходит в детский садик, в любую погоду нужно выходить с ним на прогулку. Перед дневным сном прогулка должна длиться 1-2 часа, а вечерняя прогулка – не менее 2 часов. Если на улице плохая погода, можно усадить ребенка перед телевизором и заниматься своими делами, однако просмотром компьютера или телевизора не нужно злоупотреблять (это касается даже познавательных телепередач и мультфильмов). Ребенку после получасового просмотра обязательно нужно отдохнуть, причем отдых может быть не обязательно пассивным, но и активным, например, можно порисовать, поспать, поиграть, почитать и т. д. Оптимальное время для малыша, чтобы лечь спать – это 21:00-21:30. Перед вечерним сном не следует ребенку возбуждать нервную систему, поэтому смотреть мультфильмы с захватывающим сюжетом или слушать громкую музыку не стоит. Будет лучше, если после того, как малыш примет теплую ванну, вы с ним почитаете вместе сказку.
Если вы будете поддерживать (в то время, когда ребенок находится дома), распорядок дня, принятый в дошкольных учреждениях, ваш малыш сможет получить полноценный отдых, а вам удастся выделить для себя время, чтобы заняться своими делами.
Краткое описание документа:
Для того чтобы ребенок был здоровым как физически, так и эмоционально, а также для того, чтобы время отдыха и бодрствования распределялось более рационально, ребенку нужен распорядок дня. Режим нужен не только для малышей в возрасте до двух лет. В три годика у ребенка существенно увеличивается умственная и двигательная активность, поэтому для него четкий распорядок дня очень важен.
Преимущества соблюдения режима дня:
«флай-леди»грудном вскармливании
Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев
6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.00 — Бодрствование7.00-9.00 — Сон9.00 — Второе кормление9.00-10.00 – Бодрствование10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)12.00 – Третье кормление12.00-13.00 – Бодрствование13.00-15.00 – Сон15.00 – Четвертое кормление15.00-16.00 – Бодрствование16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)18.00 – Пятое кормление18.00-19.00 – Бодрствование19.00-20.45 – Сон20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00 – Шестое кормление21.00-6.00 – Ночной сон24.00 или 3.00 – Седьмое кормлениеночных кормлений
Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев
6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.30 — Бодрствование7.30-9.30 — Сон9.30 — Второе кормление9.30-11.00 – Бодрствование11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)13.00 – Третье кормление13.00-14.30 – Бодрствование14.30-16.30 – Сон16.30 – Четвертое кормление16.30-18.00 – Бодрствование18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)19.00 – Пятое кормление19.00-20.45 – Бодрствование20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00-6.00 – Ночной сон23.00 – Шестое кормление
Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев
7:00 — пробуждение, утренний туалет, первое кормление7.00-9.00 – Бодрствование9.00 – 11.00 – Сон11.00 – Второе кормление11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)13.00 – 15.00 – Сон15.00 – Третье кормление15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)17.00-19.00 – Сон19.00 – Четвертое кормление19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)20.30 — Купание21.00-7.00 – Ночной сон23.00 – Пятое кормление
Примерный распорядок дня ребенка в 1 год
8:30 – пробуждение9:00 – завтрак9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика11:00-12:30 – прогулка12:30-13:00 – обед13:30-15:30 – дневной сон16:00 – полдник16:30-18:00 – прогулка19:00 – ужин21:00 – поздний ужин21:30 – ночной сон
Примерный распорядок дня ребенка в 3 года
7:30 — пробуждение, утренний туалет8:00 – завтрак8:30 — 9:30 – занятия, игры, гимнастика10:00 – второй завтрак10:30-12:30 – прогулка12:30 – обед13:00-15:00 – дневной сон15:30 – полдник16:00-16:30 – игры, занятия16:30-18:00 – прогулка18:30 – ужин19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия20:00 – подготовка ко сну, купание20:30 – ночной сонзаблаговременно
Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет
7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу8:00-12:00 – занятия в школе13:00 – обед, отдых, свободное время14:00-15:00 – выполнение домашнего задания15:30 – полдник16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций19:00 – ужин19:30-20:00 – игры, и свободное время20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры20:30-21:00 – чтение на ночь21:00 – сон
Режим дня в детском саду
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (методиста, руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством
Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме
Ясельная группа (2–3 года)
Распорядок дня в садике важно соблюдать с яслей. Это необходимо, чтобы малыши быстрее адаптировались
Важно ускорить процесс привыкания к воспитателям и няне, чтобы ребенок не переживал, и каждое утро с радостью шел в детский сад. Приблизительный график дня:
Время | Режим дня |
7:00–8:00 | Прием малышей |
8:00–8:20 | Завтрак |
8:20–9:00 | Самостоятельные игры в группе |
9:00–9:30 | Подготовка к прогулке |
9:30–11:30 | Уличные игры |
11:30–11:45 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
11:45–12:15 | Обед |
12:15–12:30 | Подготовка ко сну |
12:30–15:00 | Тихий час |
15:00–15:15 | Пробуждение после дневного сна |
15:15–15:30 | Полдник |
15:30–15:45 | Самостоятельные игры |
15:45–16:15 | Занятия по группам |
16:15–16:30 | Подготовка к выходу на улицу |
16:30–18:00 | Прогулка |
Младшая группа (3–4 года)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием детей, утренняя зарядка, игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:20 | Игры, подготовка к занятиям |
9:20–10:00 | Занятия |
10:00–10:20 | Подготовка к прогулке |
10:20–12:20 | Отдых на свежем воздухе |
12:20–13:00 | Обед |
13:00–15:15 | Тихий час |
15:15–15:45 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:45–16:00 | Полдник |
16:00–16:30 | Игры, физическая активность |
16:30–16:50 | Сбор на улицу |
17:00–18:00 | Прогулка |
Средняя группа (4–5 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием воспитанников, гимнастика, подвижные игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:50 | Подготовка к занятиям, занятия |
9:50–11:50 | Сбор на улицу, прогулка |
11:50–12:15 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
12:15–12:50 | Обед |
12:50–13:00 | Подготовка со сну |
13:00–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:25–15:50 | Полдник |
15:50–16:30 | Игры, физическая активность, музыкальные уроки, образовательная программа |
16:30–18:00 | Сбор на улицу, прогулка |
Старшая (5–6 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:55 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:55–10:50 | Развивающие занятия |
10:50–12:25 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12:25–12:40 | Возвращение с улицы, подготовка к обеду |
12:40–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Подготовка ко сну, тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, процедуры личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:20 | Игры, физкультура, труд, ИЗО |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:00 | Сбор на занятия |
9:00–11:05 | Подготовка дошкольника к школе |
11:05–12:35 | Сбор на прогулку, прогулка |
12:35–12:45 | Возвращение в группу |
12:45–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, соблюдение личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:30 | Игры, труд, ИЗО, общение со сверстниками, сбор на улицу |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Развитие и воспитание
В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.
Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий
Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего
Что должен уметь ребенок к трем годам
Развитие ребенка по возрасту включает в себя все аспекты, однако особое внимание в младшем возрасте уделяется речи. Данный навык лучше всего показывает, где стоит приложить больше усилий и на чем стоит сфокусировать старания малыша
Ребенок должен уметь понимать короткий рассказ и ответить на вопросы по известным событиям истории.
Понимать и выполнять до 3х поручений одновременно, например, возьми эту кофту , отнеси ее в комнату и положи на кровать.
Знать и называть части тела.
При построении предложений использоваться не менее 2х слов.
Речь должна состоять не только из глаголов и существительных, к трем годам ребенок должен использовать прилагательные, местоимения и предлоги.
Уметь определять и называть известные предметы, как вживую, так и по картинке.
В данный период крайне важно развивать навыки социализации, поэтому ребенок должен охотно говорить «до свидания», «пока», «спасибо» и «здравствуй».
Помимо речи стоит обратить внимание и на сенсорное развитие, так как оно необходимо для дальнейшего успеха в освоении окружающего мира
- Видеть и понимать объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением. В этом отлично помогают игры с выкладыванием предметов на образец.
- Иметь группировать предметы по форме или другим заданным качествам, например, мягкий – жесткий, теплый — холодный, легкий — тяжелый и пр.
- Ориентироваться в соотношении размеров, что больше, а что меньше относительно друг друга.
- Различать 3-4 цвета и уметь подбирать их по заданному образцу.
Затрагивая вопросы повседневной жизни, стоит отметить, что в быту ребенок 3х лет не должен испытывать затруднений в следующих ситуациях:
- Уметь есть аккуратно без посторонней помощи и отвлекающих предметов.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться, это касается носков, ботинок шапки и других простых предметов гардероба, застегивать пуговички.
- Контролировать и уметь вовремя оповещать взрослых о своих физиологических потребностях.
Режим дня ребенка 1 года
Особенности сна двухлетнего ребёнка
Двухлетний ребёнок должен спать около 13-ти часов за сутки. Примерно 10-11 часов приходится на ночной отдых, а днём кроха спит порядка 2,5-3 часов, единожды. В два года может наступить очередной переходный период, вместе с которым придут некоторые проблемы со сном. Малыш всё активно познаёт, развивается и развлекается, поэтому он может отправляться отдыхать с капризами, негодованием и нежеланием. Такое поведение некоторые психологи называют ложным отказом от сна.
Ложный отказ от отдыха может быть особенностью эмоционального развития, но иногда он спровоцирован воздействием некоторых факторов, таких как отсутствие или несоблюдение распорядка дня, переутомления или, наоборот, отсутствие активности и возможности выплеска энергии, переедание и злоупотребление сладким, возбуждённое состояние или ссоры родителей, просмотр телевизора или игры со смартфонами и планшетами.
Важно! Обязательно наблюдайте за поведением своего ребёнка, ведь оно указывает на необходимость отдыха. Если малыш вял, капризен, сонлив, раздражителен и зевает — ему пора отдохнуть
Но иногда спаду активности предшествует период возбуждённости, когда малыш прыгает, бегает, кричит и проказничает. И за таким всплеском энергии наверняка последует острая потребность в передышке, выражающаяся в апатии, капризах и зевании.
Чтобы наладить ночной и дневной сон, следует соблюдать несколько несложных правил:
- Соблюдение определённых ритуалов – последовательности действий, предшествующих укладыванию. Это могут быть гигиенические процедуры, переодевание в пижаму, чтение сказки или пение колыбельной, приглушение света, поглаживания крохи по голове. Ритуал дарит ощущение спокойствия и подсказывает, что за ним последует сон.
- Благоприятная атмосфера в спальне: температура около 20-22 градусов, проветренное помещение, отсутствие громких звуков и шумов, приглушённый свет.
- Желательная прогулка перед сном. Она насыщает организм кислородом и расслабляет.
- Выплеск энергии в период бодрствования. Если малыш достаточно устанет (но не переутомится!), то он наверняка захочет отдохнуть и быстро уснёт.
- Заблаговременная подготовка ко сну. Укладывание не должно осуществляться внезапно и резко. Желательно за полчаса-час до засыпания снизить активность и перейти к спокойным занятиям, исключить все внешние раздражители (яркий солнечный свет, звуки).
- Увеличение временного интервала между приёмом пищи и сном. Если малыш только что плотно покушал, он не сможет быстро и крепко заснуть. Нужно подождать 30-60 минут, чтобы пища успела частично усвоиться.
Адаптация в коллективе
Расписание малыша 3-4 лет зависит от окружения. Вышла ли мама на работу? Может ли поручить кроху бабушкам и дедушкам, если занята? Или же приходится искать детский сад, группу неполного дня? Выбирая сад, следует ориентироваться не только на отзывы и его репутацию, но и на близкое расположение к дому. Это поможет не тратить время на поездки в сад, избежать контакта с людьми в транспорте.
Подготавливая малыша к посещению сада, следует узнать режим заведения, и придерживаться его заранее, в течение 3-6 месяцев до начала посещения сада и выхода мамы на работу. Новый коллектив – стресс для малыша, но режим сориентирует его в непривычной обстановке.
Не менее важно обучить ребенка основным навыкам самообслуживания:
- мыть руки и чистить зубки;
- ходить на горшок;
- уметь общаться со сверстниками;
- аккуратно кушать, не разбрасывать еду и хлеб;
- надевать верхнюю одежду, обувь и шапку без помощи взрослых.
Режим дня ребенка 2 лет
У ребенка в 2 года обмен веществ и работа внутренних органов происходит не так, как у взрослого человека. В этом возрасте ребенку нужно спать 12-13 часов в сутки. При этом обязательно должен быть как ночной, так и дневной сон. Желательно придерживаться пятиразового питания из-за особенностей работы пищеварительной системы. Летом рекомендуется проводить побольше времени на свежем воздухе, однако весной и осенью можно гулять меньше, поскольку иммунная система у ребенка в 2 года достаточно слабая. Зимние прогулки и вовсе лучше свести к минимуму.
Примерный распорядок дня должен быть таким:
7:30 | Подъем, гигиенические процедуры, детская зарядка |
8:00 | Завтрак |
8:30 | Развивающие игры |
10:00 | Прогулка на свежем воздухе с родителями |
12:00 | Обед |
12:30 | Дневной сон |
16:00 | Подъем, гигиенические процедуры, легкий полдник |
16:30 | Мультфильмы или игры |
17:30 | Прогулка на свежем воздухе с родителями |
19:00 | Ужин |
20:00 | Обучающие игры |
21:00 | Гигиенические процедуры и легкий перекус |
21:30 | Подготовка ко сну |
22:00 | Сон |
Грамотный распорядок дня ребенка в 3 года
В организме ребенка 3 лет происходят небольшие изменения, которые влияют на режим дня:
- Из-за изменения работы нервной системы рекомендуется снизить количества сна до 10-11 часов в сутки, а сокращать рекомендуется как ночной, так и дневной сон.
- Меняется также работа пищеварительной системы, поэтому ребенка можно кормить или 5, или 4 раза в сутки — как будет удобно матери и самому малышу.
- Больше проводите времени в течение дня на свежем воздухе, поскольку иммунитет у ребенка становится все более сильным.
Примерный режим дня:
8:00 | Подъем, гигиенические процедуры, детская зарядка |
8:30 | Завтрак |
9:00 | Развивающие игры или просмотр телепередач |
10:30 | Прогулка на свежем воздухе с родителями |
12:30 | Обед |
13:00 | Подготовка ко сну и сам сон |
15:00 | Подъем, гигиенические процедуры, хороший полдник |
16:30 | Прогулка на свежем воздухе вместе с родителями |
19:30 | Плотный ужин |
20:00 | Обучающие или развивающие игры |
21:00 | Просмотр телепередач или мультфильмов |
21:30 | Гигиенические процедуры и подготовка ко сну |
22:00 | Сон |
В заключение хочется сказать, что представленные распорядки дня для детей как 2, так и 3 лет являются достаточно приблизительными. Современные педиатры утверждают, что режим дня у ребенка обязательно должен быть, однако он может быть нестрогим, а первостепенное значение играют реальные потребности и предпочтения ребенка. Если Вы сомневаетесь по поводу распорядка дня своего малыша, то имеет смысл посетить своего детского врача для проведения профессиональной консультации.
автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог
Режим дня детей до 3-х лет. Рекомендации врача
Очень важное значение для малышей имеет сон. В период бодрствования головной мозг, его многочисленные клетки возбуждаются поступающими в него извне сигналами-раздражениями
Это утомляет клетки головного мозга и постепенно возбуждение сменяется торможением. Во время сна клетки головного мозга ребенка восстанавливают свою работоспособность.
Но постепенно периоды бодрствования удлиняются и, если режим соблюдается верно, то уже к концу второго месяца жизни потихоньку начинает формироваться ритмичность смены сна и бодрствования. Безусловно, сон детей раннего возраста лучше на свежем воздухе, скажем, в комнате с широко открытыми окнами, на веранде – прохладный свежий воздух исключительно хорош для быстрого засыпания ребенка.
Кормление ребёнка надо проводить сразу же после сна. Выспавшийся и сытый ребенок весел и спокоен, хорошо играет. При недосыпании и бессистемном кормлении дети становятся капризными, часто плачут, плохо кушают, возбуждаются.
Вот примерный режим для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Детей раннего возраста можно условно разделить на три возрастные группы: от 2 до 10 месяцев – назовём её младшей возрастной группой; от 10 месяцев до 1 года 7 месяцев – средняя группа; и от 1 года 7 месяцев до 3-х лет – старшая группа.
Режим жизни ребёнка зависит от возраста его и от состояния здоровья и развития. Слабым детям с пониженным питанием назначают режим предыдущей возрастной группы. Например, ослабленным детям из старшей возрастной группы назначается режим, рекомендованный для детей средней возрастной группы.
При составлении режима для детей в возрасте от 2 до 10 месяцев надо исходить из того, что детей до 5 месяцев кормят 6-7 раз, т.е. через 3-3,5 часа, спать они должны днём 3 раза по 2 часа; с 5 месяцев дети получают питание уже 5 раз, через 4 часа, спят днём 3 раза по 1,5-2 часа.
Дети средней группы спят днём 2 раза по 1-1,5 часа. Иногда детей старше 1 года 2 месяцев переводят на однократный дневной сон продолжительностью 2,5-3 часа; ночной сон длится 10-11 часов.
Для детей в возрасте от 1 года 7 месяцев до 3 лет устанавливают специальный режим, который устроен таким образом, чтобы дети в возрасте от 1 года 7 месяцев до 2 лет спали в течение суток не мене 13 часов, а старшие дети – 12-12.5 часа. Режим питания 4-разовый с промежутками в 3,5-4 часа.
Для детских игр надо иметь достаточное количество игрушек. Мебель должна соответствовать росту детей.
О детях дошкольного возраста – с 3 до 7 лет мы побеседуем завтра.
Получайте новые статьи прямо на почту!
Нарушения сна у детей в 1,5 года
Обучение и игры
Трёхлетние дети много играют, и это помогает им понимать, как устроен мир
Чтобы помочь узнать и запомнить как можно больше важной информации, а также побудить к творческим занятиям, родители должны продумать последовательность разных занятий в течение дня, чередуя спокойную и активную деятельность:
Лучшими игрушками для детей на этом этапе считается игра с элементами конструктора. Ребёнку можно приобрести более сложный и интересный вариант для сборки машинок, домиков, башен.
Актуальными остаются любые игры, позволяющие тренировать детские ручки и пальчики, например, наборы со шнурками – для плетения и нанизывания, комплекты для создания аппликаций, игрушки-сортировщики.
Дети проявляют живой интерес к книгам – желательно, чтобы они были большими,
красочными
Подойдут любые варианты – рассказы про животных, детская фантастика для маленьких, стихи Барто и Чуковского.
Музыкальные инсценировки, спектакли, записи соло отдельных инструментов и камерных оркестров, инструменты, такие как детское пианино, синтезатор, музыкальный микрофон помогут привить любовь к музыке, улучшат слуховое восприятие ребёнка, будут развивать чувство ритма.
Детям важно совершенствовать пространственное воображение и развивать фантазию, поэтому поощряйте все виды творчества – рисование фломастерами, красками и карандашами, лепку из пластилина и полимерной глины.
Можно заниматься с детьми арифметикой с помощью специальных счётных материалов, чтением книг с наглядными изображениями. Неплохо будет, если ребёнок научится различать части света и отдельные страны на карте или глобусе.
Некоторые родители в три года обучают детей определению времени, многие малыши уже в курсе, как происходит смена времён года, почему идёт снег или дождь
Эти знания нужно углублять, поэтому внесите их в список ежедневных уроков.
Понимая, как грамотно установить режим дня ребенка в 3 года, родители решают сразу несколько задач – поддерживают его организм в здоровом состоянии, способствуют всестороннему развитию, прививают полезные привычки и облегчают себе воспитание малыша.
← режим дня в 2 года
Физическая зарядка и гигиена
Заниматься с ребёнком гимнастикой лучше в первой половине дня, спустя час после завтрака. Упражнения ему необходимы для нормального развития. Делать их лучше под весёлую, ритмичную музыку, а преподносить можно в виде интересных подвижных игр. Главное, чтобы малыш получал удовольствие от этого процесса.
Для детей предусмотрено несколько видов упражнений в три года:
- артикуляционные, способствующие улучшению речевых навыков;
- гимнастика для ручек и ножек для развития моторики (сгибания, разгибания, приседы, вращения);
- дыхательные упражнения, улучшающие вентиляцию лёгких.
Детям с проблемами произношения некоторых звуков и букв рекомендуется заниматься специальной, логопедической гимнастикой, а также, больше петь, растягивая слова.
В связи с повышенной двигательной функцией, гигиенические процедуры должны быть регулярными. Они мало отличаются от тех, что проводились в 2 года, но теперь родителям всё чаще приходится осматривать тело ребёнка на наличие ссадин и ушибов. Для обработки потребуются обычные в этом случае средства – перекись, йод, марганцовка.
Стоит обратить внимание на приучение малыша к самообслуживанию. В возрасте трёх лет ребёнок уже должен самостоятельно:
- умываться и чистить зубы;
- несколько раз в день мыть руки;
- полоскать рот после еды;
- садиться на горшок и вытирать попу салфетками или туалетной бумагой;
- управляться столовыми приборами;
- складывать свои вещи;
- разуваться и снимать верхнюю одежду, а также головной убор;
- наводить чистоту за собой после игр, занятий на столе, после умывания – в ванной.
В деле выработки хороших привычек для детей наиболее важным является наглядный пример, поскольку они во всём подражают своим родителям.