Рефлексия

Определение перцепции в психологии

Слово «перцепция» происходит из латинского языка, переводится как «восприятие». Перцепция – это отображение окружающей действительности с помощью образов, картинок, цветов.

Каждый человек видит мир по-своему

В психологии это позволяет узнать, как и какой человек видит ситуацию.

Перцепция, как важная психическая функция познания, была известна еще в античности как сенсуализм.

Восприятие — это когнитивная функция человеческого мозга. С ее помощью формируется восприятие мира человека.

Это явление происходит через органы чувств, которые принимают участие в формировании мозгом целостного образа (предмета, действия, явления). Ощущения, вызванные перцепцией, переходят в анализ и создание целостного образа.

Психологи давно нашли свой интерес в восприятии. Восприятие не может сформироваться без конкретных ощущений. У каждого человека восприятие мира индивидуально, но в целом идентично по основным параметрам.

Механизмы социальной рефлексии и ее виды

Социальная рефлексия – это особое явление, которое реализуется через некоторые механизмы и формы жизнедеятельности. Во-первых, к механизмам можно отнести аттракцию. Она подразумевает понимание партнера по общению, основываясь на глубоких, личных чувствах к нему

Причем, исследователи подчеркивают, что неважно, какие это чувства – положительные или отрицательные, так как понять внутренний мир и мотивы поведения друга или врага гораздо проще, чем понять мотивы поведения совершенно незнакомого человека, который не вызывает эмоций

Второй механизм социальной рефлексии – это каузальная атрибуция. Она подразумевает, что в процессе совместной деятельности люди могут гораздо лучше понять друг друга, механизмы и причины деятельности друг друга, а также актуализировать свои интересы и потребности. Без такого понимания, без принятия друг друга реализация успешной и, что самое главное, эффективной деятельности друг друга практически невозможна.

Безусловно, социальная рефлексия – это скорее объект психологических исследований и разработок. Но нельзя отрицать ее роль в становлении личности индивида, что оказывает значительное влияние на его жизнедеятельность, мотивации, поведение. Все это сказывается на то, каково его мнение об окружающей действительности, каким образом он может выстраивать свои жизненные стратегии, что нового может предложить для развития окружающей действительности, если будет основываться на своих интересах и возможностях. В этом всем значимую роль играет самосознание, которое происходит благодаря тому, что индивид здраво, адекватно оценивает свои возможности, может предлагать идеи для развития, может корректировать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих его людей.

Социальная рефлексия может быть нескольких видов:

  1. Коммуникативная социальная рефлексия;
  2. Личностная социальная рефлексия;
  3. Интеллектуальная социальная рефлексия.

Коммуникативная социальная рефлексия является одним из механизмов познания другой личности, при котором именно специфика и особенности его поведения, а также само поведение – это и есть объект социальной рефлексии. Что касается личностной социальной рефлексии, то здесь объектом познания становится сам индивид, а уже затем его особенности личности, отношение к окружающим и мотивации, подталкивающие его к тому, чтобы реализовывать себя в различных областях человеческой жизни. Интеллектуальная социальная рефлексия – это вид рефлексии, который проявляется, когда индивид встает перед необходимостью разрешать некоторые особо актуальные проблемы и задачи, а также интеллектуальная рефлексия – это умение анализировать любые способы на предмет того, являются ли они актуальными и подходящими в решении тех или иных задач.

Таким образом, рефлексия играет значимую роль и в жизни человека, и в воспитании его личности. Формирование некоторых качеств происходит не только благодаря тому, что человек хочет воспринимать, и через какие механизмы он получает опыт и знания: личность также формируется в результате тех мнений, которые имеют окружающие о нем, и в том, что человек может посмотреть на себя глазами окружающих его людей.

Интересный тест

В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

Зачем она нам нужна?

С помощью рефлексии человек оказывается способен корректировать ход своих мыслей, планировать и контролировать мышление (знаменитое «Я подумаю об этом завтра!»), оценивать достоверность и логическую взаимосвязанность возникающих мыслей.

Одна из самых важных задач, которая решается с помощью рефлексии, – это поиск выхода из тупиковых ситуаций. Именно благодаря рефлексии человек занимает позицию наблюдателя, как бы приподнимается над проблемной ситуацией и над теми способами, с помощью которых он пытался решить проблему.

Внеся поправки в применяемые методы или в исходные предпосылки, он видит ситуацию по-новому, действует иначе – и выходит из тупика.

Важную функцию выполняет рефлексия и в межличностном общении. Например, если у вас сложилось определенное представление о человеке, а он вдруг проявляет новые, незнакомые для вас качества, то включается рефлексия и ваше представление об этом человеке корректируется.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя

Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение

Примеры рефлексии из жизни

Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

Попытаться подумать

ответить себе на следующие вопросы

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Завести специальный блокнот

следует записать в специальный блокнот

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ

Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Примеры рефлексии из жизни

Рефлексировать – это значит? В действительности, для каждого человека это означает совершенно разные вещи и осознанно порефлексировать люди способны совершенно разными способами и методами. Поэтому далее приведу несколько примеров рефлексии из жизни, в том числе из моего личного опыта. 

Остановиться и подумать

Бешеные ритмы жизни, которые сейчас преследуют практически каждого из нас, постоянные изменения и бесконечный поток информации заставляют многих людей подчиниться и просто плыть по течению. Ежедневно совершать ряд одних и тех же действий (в том числе и рутинная работа) способствуют тому, что человек забывает о своём моральном и физическом состоянии, перестаёт контролировать свои реакции и в конце концов полностью или частично не в состоянии понимать самого себя и свои желания. 

В таком случае самым простым примером является остановиться и подумать. Да, конечно, не стоит в прямом смысле останавливаться посреди дороги, хотя и такое иногда бывает

Возможно, стоит отложить какое-либо «важное» дело или встречу, чтобы просто остаться наедине с собой хотя бы на 5–10 минут. Подумать о том, что в последнее время действительно принесло вам пользу, удовольствие или радость

Правильно расставить приоритеты в соответствии с вашим личным ощущением самого себя.

Задавать себе вопросы

Распространённый пример – задавать вопросы самому себе или близким людям. При совершении какого-либо действия, поступка или ощущении эмоции – спросите себя «почему я это сделал?». Список подобных вопросов достаточно широкий, однако, далее будут представлены некоторые вопросы, которые наиболее эффективны для рефлексии: 

  • «Зачем я этим занимаюсь?»
  • «Какую пользу я получил/получаю?»
  • «Нравится ли мне это?»
  • «К чему я стремлюсь?»
  • «Действительно ли я этого хочу?»
  • «Что я могу сделать ещё?»
  • «Полезно ли то, чем я занимаюсь?»
  • «Как я могу изменить ситуацию?»

Записывать личные рассуждения

Обращение внимания на детали, эмоции других людей и свои собственные – всё это важно для понимания себя и окружающего мира. Постоянное обдумывание происходящего и анализирование ситуации позволяет осознанно подходить к рефлексированию и повышать качество собственного самопознания

Именно для этого в целях повышения мировосприятия некоторые покупают отдельный блокнот для записей. 

Начать вести записи возможно в любом возрасте. Для этого нужно определить некоторые темы, на которые хочется порассуждать, они могут охватывать совершенно разные сферы, вопросы и темы. Например:

  1. рассуждения о смысле жизни, своём предназначении;
  2. мысли о духовном мире, моральных и жизненно важных ценностях;
  3. мысли о взаимоотношениях с друзьями или близкими людьми;
  4. о целях в жизни, планах и желаниях; 
  5. о способах достижения личного комфорта, поставленных целей, например в карьере, в семье, в самообразовании и так далее.


Рефлексия помогает лучше узнать самого себя

Рефлексия как механизм процесса саморегуляции

Проблемой саморегуляции на протяжении длительного времени занималась Зейгарник Б.Ф.. Механизмом саморегуляции Блюма Вульфовна считала рефлексию. Рефлексия является важнейшим механизмом процесса саморегуляции, ибо позволяет человеку выйти во внешнюю позицию по отношению к себе, своим действиям, что и делает возможной их сознательную регуляцию.

Рефлексия в таком подходе рассматривается как обращенность субъекта на себя и свою деятельность. «Рефлексия останавливает (фиксирует) процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс» .

В определении рефлексии Зейгарник опирается на С.Л. Рубинштейна, говорившего о том, что «рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее».

Роль рефлексии в процессе саморегуляции заключается в осознании неверной модели решения и в ее перестройке.

Виды рефлексии

Существуют разные виды рефлексии в психологии, которые используют для разных ситуаций.

Интеллектуальная​

Этот вид означает размышления о накопленных знаниях и способах их применения в реальных ситуациях. ​

Коммуникативная

При данном явлении человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в этот круг родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми.

Саморефлексия​

Глубокий процесс погружения в очень личные размышления.

Саногенная

Характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс. Желание избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний.

Кроме того, существуют ещё разные типы рефлексии. Деление происходит в зависимости от направления сознания:

  • Личностный тип. Связан с переоценкой ценностей, анализом эмоций. В компоненты, которые служат предметом анализа, входят: способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы.
  • Логический тип. Самый рациональный из всех представленных. Направление такой рефлексии – познавательные процессы. Она взаимосвязана с самооценкой мышления, его особенностей и отличительных черт.
  • Когнитивный тип. Используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и насколько она соответствует предъявленным требованиям учителей. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.
  • Межличностный тип рефлексии. Направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, анализом конфликтов и социального взаимодействия.
  • Социальный тип. Это понимание того, какие чувства мы вызываем у окружающих. Это способность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение.

Способность к рефлексии — это ещё и умение анализировать прошлые события и предвидеть их развитие в будущем. Поэтому существуют два вида рефлексии, которые разделяют по времени:

1. Рефлексия ретроспективная. Это осознание и осмысление произошедших событий, оценка своего поведения, поступков, ошибок. Мы осознаем причины произошедшего и пытаемся извлечь уроки, которые пригодятся в будущем, при возможном повторении ситуации.

2. Рефлексия перспективная. Это означает взгляд в будущее. Логическим способом мы пытаемся рассчитать развитие событий, оцениваем свои возможности. Без этого вида невозможно заниматься планированием и выбором самых эффективных стратегий.

Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (Идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатиеи. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением Рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Важность социальной рефлексии в современном обществе

В современном обществе социальная рефлексия играет непреложную роль в формировании нашего общего понимания проблем и вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Это понятие отражает нашу способность к самоанализу и осознанию влияния социальных факторов на наше поведение и мышление. Социальная рефлексия помогает нам более глубоко понять общественные процессы и проблемы, а также найти пути решения сложных социальных вопросов.

Во-первых, социальная рефлексия позволяет нам осознать себя в контексте общества. Мы можем задавать себе вопросы о том, как наши действия и решения влияют на окружающих нас людей и общество в целом. Это помогает нам оценить наши поступки и принять ответственность за них.

Во-вторых, социальная рефлексия способствует развитию эмпатии и пониманию других людей. Путем анализа социальных ситуаций и проблем мы можем лучше понять мотивы и потребности других людей. Это помогает нам развивать толерантность и уважение к другим, а также находить способы сотрудничества и решения конфликтов.

В-третьих, социальная рефлексия помогает нам осознать социальные неравенства и нарушения прав. Анализируя социальные структуры и дискриминацию, мы можем выявить причины и последствия неравенства и бороться за его устранение. Это способствует развитию равноправия и справедливости в обществе.

В-четвертых, социальная рефлексия предоставляет возможность участвовать в общественном диалоге и развитии. Анализируя социальные процессы и проблемы, мы можем предлагать и поддерживать новые идеи и проекты, направленные на улучшение общества. Это помогает нам активно влиять на развитие общества и достижение положительных изменений.

Таким образом, социальная рефлексия играет важную роль в формировании нашего понимания и участия в обществе. Она помогает нам осознать себя в контексте общества, развивать эмпатию и понимание других людей, бороться за равноправие и справедливость, а также влиять на развитие общества. Признание и практика социальной рефлексии являются важными шагами к созданию более справедливого и гармоничного мира.

Понятие «социальная рефлексия»

Социальная рефлексия является одним из аспектов, изучаемых в современной социологической науке. Ученые представляют ее в качестве внутреннего представительства другого во внутреннем мире и мировоззренческих установках человека, который способен воспринимать окружающую действительность и адаптироваться под требования современности и, соответственно, требования других людей

Люди очень восприимчивы к тому, как на них реагируют окружающие, поэтому они хотят, чтобы их видели с хороших сторон, чтобы о них формировалось положительное мнение.

Замечание 1

Также крайне важно подчеркнуть, что чем шире круг общения индивида, чем больше он имеет представлений о том, как его воспринимают окружающие, тем больше он узнает о самом себе, о том, каким он может быть, как иными воспринимается и видится его внешний облик, поведение. Статья: Социальная рефлексия

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Статья: Социальная рефлексия

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Включение партнера во внутренний мир другого человека – это один из наиболее эффективных источников собственного самопознания, поскольку, только взглянув на себя глазами другого человека, индивид может увидеть все свои достоинства и недостатки, мотивировать к изменениям или внутренним стремлениям, что очень важно для развития человеческой личности. Социальная рефлексия рассматривается с точки зрения нескольких пространств, которые позволяют индивиду увидеть то, что ему уже известно и то, что он еще может познать о самом себе:

Социальная рефлексия рассматривается с точки зрения нескольких пространств, которые позволяют индивиду увидеть то, что ему уже известно и то, что он еще может познать о самом себе:

  • «Известное мне» — то, что открыто в человеческой личности как для нее самой, так и для других людей, и что является достаточно очевидным. Также это могут быть качества человека, которые открыты ему, но при этом совершенно незнакомы и неизвестны другим, окружающим индивидам;
  • «Неизвестное мне» — качества и характеристики, которые индивид может не замечать за собой, но которые при этом абсолютно открыты для всех других окружающих. Сюда же, к неизвестным характеристикам относятся те, что закрыты и для человека, и для его окружения. Впоследствии они могут открыться, а могут быть скрыты до конца жизни. Это не значит, что они не проявляются в некоторых поступках человека: скорее, они остаются незамеченными.

Замечание 2

Таким образом, общаясь с другими людьми, обмениваясь с ними опытом, знаниями, человек открывается для самого себя с новых сторон, что крайне важно для развития личности, приобретения новых качеств, которые будут полезны и крайне необходимы в различных жизненных ситуациях. Такая многосторонность позволяет адаптироваться к различным социальным и культурным ситуациям, постоянно меняющимся условиям

Адаптируемость – важнейшее качество современной личности, и она может быть достигнута в том числе через сознательную рефлексию, ее социальные элементы и аспектную составляющую

Такая многосторонность позволяет адаптироваться к различным социальным и культурным ситуациям, постоянно меняющимся условиям. Адаптируемость – важнейшее качество современной личности, и она может быть достигнута в том числе через сознательную рефлексию, ее социальные элементы и аспектную составляющую.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач. Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории

И не стоит на этом зацикливаться

Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: