Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).
Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.
1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:
a) большие пуговицы, b) маленькие пуговки, c) кнопки, d) банты, e) шнурок, который вдевается в дырочки, f) шнурок, который наматывается на крючок, g) крючки и петли, h) застежки из ремешков, i) застежки – липучки.
2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).
Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.
Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.
3) Ящичек с кусочками тканей.
Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).
Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).
4) Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.
Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.
Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!
5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.
6) Упражнения с водой.
- Переливание из заварочного чайника в чашку.
- Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
- Поливка цветов из лейки
- Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
- Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
- Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
- Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
- Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.
Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».
Сказки для пальчиков
Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для развития мелкой моторики у детей, вот пример такого комплекса:
Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.
Попрощались с кошечкой и побежали дальше. Вдруг видим — серые ушки в огороде. (шевелим ушками-пальчиками). Это зайка-попрыгайка, серенький трусишка. Собирает капусту и морковку. Увидел кого-то и испугался.
А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой — поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.
Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).
Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).
А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.
Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик — пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.
Виды игровых посиделок
Огромное количество представленного рода игр условно можно разделить на следующие виды:
- упражнения – это наиболее эффективный вид развития моторики, поскольку представляет собой движение рук и пальцев в соответствии с произносимыми словами (происходит отображение ситуации);
- театральные сценки – подходят для детей постарше, которые надевают мелкие игрушки одной сказки и начинают вести действие вместе со взрослыми, имитируя игру на сцене;
- физические упражнения – преимущественно используются в различных настольных играх, к примеру, лепка из пластилина (задача заключается в работе с дополнительными предметами и атрибутикой).
Малыш благодаря представленным занятиям начинает развиваться творчески. Появляется восприятие мира, формируются задатки счета. К примеру, сказка про репку в театральной сценке дает возможность крохе запомнить последовательность и научиться ждать вступление другого героя. Для этого необходимо разделить пальчиковые предметы с героями между родителями и детьми.
Польза
Психологическое созревание и двигательная активность тесно взаимосвязаны в детском возрасте. Говоря простым языком, чтобы ребенок умственно развивался, ему необходимо двигаться. За совершенствование речевых навыков отвечает мелкая моторика. Манипуляции с мелкими предметами, целенаправленные движения пальчиками стимулируют работу центра Брока – участка головного мозга, ответственного за моторную организацию речи. Пальчиковая гимнастика:
тренирует мелкую моторику;
развивает пространственное мышление, ум ребенка;
повышает силу и ловкость пальчиков, готовит их к письму;
способствует правильной речи;
улучшает память и внимание.
Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.
Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Развитие мелкой моторики»
Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:
Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.
Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.
Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец)
Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям
Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.
Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
***
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
***
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
***
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
***
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
***
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год
Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.
Комплекс упражнений по месяцам.
Цели:
развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Месяцы | Тема | Упражнения |
январь | Времена года Праздник Новый год | «Снежки» «Елочка» «Снеговик» |
февраль | 23 февраля Игрушки Животные | «Мы солдаты» «Игрушки» «Здравствуй, цыпленок!» |
март | 8 марта Профессии Плоды | «Мамин день» «Мамы всякие нужны» «Орешки» |
апрель | Времена года Птицы | «Дерево качается» » Воробьи« |
май | Времена года 9 мая «Одежда» | «Весна» «Самолеты» «Матрешки» |
июнь | Природа Цветы Игрушки | «Деревцо» «Наши красные цветки» «Мяч» |
июль | Овощи Природа | «Варим суп» «Наш Огород» |
август | Погода Обувь Ягоды | «Дождик» «Сапожки» «В саду» |
октябрь | Посуда Времена года Овощи | «Тарелочки» «Кап-Кап» «Мы капусту солим» |
ноябрь | Игрушки Одежда Животные | «Кукла» «Сапожки» «Улитка» |
декабрь | Времена года Игры Продукты | «Зима» «Зимние забавы» «Пирожок» |
Наглядное пособие игры «Улитка»
О взаимосвязи моторики с речью
Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:
- Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
- Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
- Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:
- массаж рук, который проводится взрослыми;
- работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
- задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
- работа с пластилином;
- рисование карандашами и кистью;
- вырезание простых предметов ножницами.
Занятия для 4–5 лет
Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.
Полезные рекомендации:
Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
Одно занятие длится 10–15 минут.
Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются
Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.
Примеры
Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.
Облака
Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса
Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит
Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков
Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик
Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака
Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы
Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра
Махи руками по сторонам: Запоют все птицы
Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб
Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся
Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром
Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся
Солнышко
Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет
Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает
Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали
Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли
Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий
Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи
Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет
Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает
Зимняя игра
Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком
Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом
Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить
Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить
Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить
Осень пришла
Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять
Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать
Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины
Указательный пальчик: Листья рябины
Средний: Листья липы
Безымянный: Листья ясеня
Мизинчик: Листья клена соберем
Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем
Чем я занималась
Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала
Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала
Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач
Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч
Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла
Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила
Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье
Махи к себе: Позвала на день рожденья
Картинки
Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.
Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:
Картотека пальчиковых игр «Мы рисуем»
Организация: МБДОУ «Сказка»
Населенный пункт: р.п. Кольцово
Пальчиковые игры для малышей
Перед рисованием мы с детьми делаем пальчиковую гимнастику, она укрепляет мышцы рук, помогает детям настроиться на рисование, получить положительный заряд эмоции. После такой гимнастики дети с лёгкостью и без напряжения приступают к рисованию. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев
Чтобы клеить рисовать
Радость людям создавать.
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять-
Начинаем рисовать.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке – опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Начинаем рисовать.
Поочередно разгибать пальцы правой реки (затем левой) руки, начиная с большого.
«Ладошка»
Мы ладошку потрясем,
Каждый пальчик разомнем
Раз-два-три-четыре-пять.
Начинаем рисовать.
Чтоб красиво рисовали
И нисколько не устали.
«Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь-кусь-кусь!
Кусь-кусь-кусь!
Ничего я не боюсь.
(Складываем ладошки вместе, вращаем в запястьях. Хлопаем в ладошки. Делаем хватательные движения. Перед собой двигаем ладошки вправо влево)
«Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.
Выходите! Выходите! Чудо пальчики творите.
(Сжимаем и разжимаем пальчики, делая «брызги». Стучим одним кулачком другой. Шевелим быстро пальчиками. Делаем вращательные движения в запястьях. )
«Вышли пальчики играть»
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли пальчики играть
Раз в ладошки хлопнем
Два закроемся в замок
Три сыграем в барабан
А четыре как в баян
Ну, а пять — мы начнем рисовать.
«Зарядка»
Раз,два, три,четыре, пять.
Пальчики пора вставать!
Будем делать мы зарядку.
Будем мы скакать в присядку.
Будем прыгать и плясать.
Радость людям создавать.
(Сгибаем пальчики сначала на одной руке под счет, а затем на другой под ритм стишка. Хлопаем в ладошки. Делаем движения пальчиками, как будто брызгаем водичкой. Делаем вращательные движения руками в запястьях. Сгибаем пальчики одновременно на двух руках).
Приложения:
-
file0.docx.. 18,3 КБ
Опубликовано: 10.10.2020
Суть понятия
О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:
виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).
Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).
Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня
Цели и задачи
В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:
- работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
- развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
- совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
- воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:
- повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
- отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
- заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
-
развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);
- воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.
Приёмы
Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся
И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:
- разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
-
постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);
- физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).
Виды упражнений
В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:
- разработку мышц рук в разных направлениях;
-
координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;
- создание театра теней.
Ветер
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…
Правила проведения занятия
Помимо ненавязчивости со стороны родителей, существуют дополнительные правила проведения занятий. Здесь необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
перед упражнениями требуется подготовить руки – важно выполнить непродолжительные поглаживающие движения, которые разгонят кровь, заставив мышцы работать; выбирайте медленный темп выполнения упражнений, постепенно переходите на более быстрые действия с повторениями до 5 раз; в начале пальчиковой игры все действия рекомендуется выполнять одной рукой, потом второй, и только заканчивать двумя; доброжелательно поправляйте ребенка, если он выполнил движения неправильно; во время работы двух рук они должны нагружаться одинаково; после каждого упражнения требуется расслаблять кисти – встряхивать их или потирать ладошками; отследите, какие игры у ребенка любимые – их выполняйте каждый раз, остальные меняйте с определенной периодичностью; если малыш старается самостоятельно выполнить определенные действия, его необходимо хвалить
Рассмотренными упражнениями в большинстве случаев занимаются в детском садике с воспитателями. Но это не значит, что родители не должны проводить те же действия дома. Тактильный контакт с малышом стимулирует лучшее понимание детей и родителей. Поэтому занятия следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы взрослея не возникало проблем недопонимания у членов семьи.
Польза занятий
Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:
кроха начинает правильно произносить звуки; его словарный запас пополняется новыми словами; происходит тренировка пальцев для письма; появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля; малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени; малыш учится фантазировать; происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша. С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов
Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия
С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.
Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.
Простые упражнения
Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.
Здесь можно прибегнуть к простым приемам:
- елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
- корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
- колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
- домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
- птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.
Поросята
Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.