Урок технологии «фартук в национальном костюме ставропольского края»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2 Народный костюм это сокровищница интересных идей. Многие годы одним из

основных стилей считается фольклорный. Лучшие образцы старинной одежды служат импульсом

к созданию новых моделей.

прошлое и настоящее

Слайд 5Историография Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда, своя

особая пища. Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного

другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Он — своеобразный.

Слайд 6Костюм Для создания одежды использовались многие декоративно — художественные приемы: узорное

ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра,

теснение по коже. Одежду шили из клетчатой или полосатой пестроткани.

Слайд 7Особенность костюма Характерной особенностью башкирского костюма является широкое использование в костюме

считался почётным подарком. Нарядные фартуки невеста могла дарить свекрови и

старшим сёстрам мужа.

Фартук

и закреплялись на талии фигурной пряжкой. Край одежды обшивали позументом.

Распространена декоративная строчка по вороту, вокруг карманов. В этот узор вкрапляли бисер, кораллы. Камзолы молодых женщин у южных и восточных башкир украшались монетами.

Слайд 10Нагрудник Самым ярким украшением женского костюма были нагрудники.

Назывались они по-разному: селтэр, яга,сакал, муйынса. Нагрудные украшения различались

по форме, по соотношению кораллов и серебра.

Слайд 11Украшения башкирок Использовали шумящие подвески. Шумящие подвески также использовались для отпугивания

злых духов. Из ювелирных изделий особой любовью пользовались украшения для

рук: браслеты, кольца, перстни.

Слайд 12Украшение косы В Башкирии существовали специальные заплёточные украшения – елкэлек. К

с бахромой из морских раковин.

Слайд 13Головной убор Головной убор являлся логическим завершением костюма, нёс

на себе особую смысловую нагрузку.

Слайд 19Выбор модели Платье из искусственного шёлка, линия талии завышена,

юбка расширенная к низу, присборена по линии талии, по низу

оборка. Спереди застёжка на пуговицы. Рукав втачной, длинный, со сборкой по окату. Низ рукава на притачной манжете. Воротник — стойка. Платье украшено вышивкой контрастного цвета.

Рисунок 4

Слайд 21 ЗаключениеОсновными требованиями к моделям национальной одежды являются индивидуальность, узнаваемость модели,

этнографическая и историческая достоверность образа, декора. На основе анализа

формообразующих средств, применявшихся в натурных образцах башкирской одежды, разработаны эскизы моделей платьев, безрукавок. Изготовлен современный женский национальный костюм.

я узнала, как выглядел женский костюм в середине XVIII-XX века.

Районы Ставропольского края

Численность населения районов Ставропольского края в последние годы снижается. Объясняется это просто: большинство жителей стремятся жить в крупных городах. В Ставропольском крае 26 муниципальных районов.

Самый крупный — это Минераловодский район. В нем проживает чуть больше 140 тысяч человек. Основу промышленной экономики этого района составляют 40 средних и крупных предприятий. Среди них местный хлебокомбинат, компании по производству минеральной и питьевой воды, винные заводы, мясокомбинат.

13 компаний составляют основу строительной индустрии региона. 16 крупных предприятий, не считая небольших фермерских хозяйств, занимаются сельским хозяйством. Здесь благодатная почва для выращивания зерна и технических культур. А также разведения овец, крупного рогатого скота.

Крестьянско-фермерские хозяйства, в свою очередь, производят овощи и фрукты, молоко и мясо. Здесь же есть и уникальное в России хозяйство, которое занимается разведением арабской породы
лошадей.

Меньше всего жителей проживает в Степновском районе — всего 21 тысяча человек. Количество жителей в этом муниципалитете неуклонно снижается. Район выживает только за счет небольших сельхозпредприятий.

Национальный состав Ставраполького края

В южном благодатном, богатом природными ресурсами, минеральными водами и благоприятным климатом Ставропольском крае на площади 66 160 кв. км. (45 место среди регионов России) проживает 2 800 674 человек (15 место в стране). Основу многонациональной и многоязычной семьи народов края составляют русские, здесь их живет постоянно 2 232 153 человека, что составляет 80,11% от общего числа жителей. В крае проживает большая диаспора 161 324 этнических армян, что составляет 5,79% от количества жителей. Живут здесь также даргинцы и греки, цыгане и украинцы, ногайцы и азербайджанцы, карачаевцы и чеченцы

. Русские

С присоединением Иваном IV к России в 1556 г. обширных земель Астраханского ханства север Ставрополья стали постепенно осваивать русские переселенцы, но до второй половины XVIII столетия эти земли были малозаселенными и слабоосвоенными. После нескольких побед войне с турками Россия решила закрепить за собой южные ставропольские земли. В1777 г. решено начать строительство Моздокско-Азовской оборонительной линии, состоящей из 10 крепостей. Под защитой солдатских гарнизонов этих крепостей русские крестьяне и казаки стали массово переселяться на плодородные ставропольские земли. К середине XIX в. здесь сформировались несколько русских крестьянских и казачьих общин, выходцев из разных внутренних губерний России.

Главными занятиями русских переселенцев было земледелие, товарное рыболовство, скотоводство, кустарные и народные промыслы. Постепенно Ставрополье становится важнейшим сельскохозяйственным регионом страны, поставщиком зерна и шерсти, скота и семян. Для переработки сельскохозяйственной продукции строятся предприятия: мукомольные и кожевенные, табачные и свечные, салотопенные и мыловаренные, спирто-водочные заводы. Культурные особенности и быт в районе заселения и освоения территории практически не отличались от старорусской в регионе исконного проживания и специфической с богатыми воинскими традициями казачьей общности.

Ставрополь

Столица края — город Ставрополь — был основан в 1777 году. Стимулирует развитие экономики в этом регионе действующая особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, которая была создана в 2007 году на территории всего края. Спустя 5 лет она потеряла свою самостоятельность, после того как ее включили в Северокавказский туристический кластер. Им управляет ОАО «Курорты Северного Кавказа».

В городе, помимо предприятий туристической направленности, развивается промышленность. Передовые отрасли — это машиностроения. На Ставрополье производят автокраны, электротехническое оборудование, приборы и станки. Также на хорошем счету электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, химическая промышленность.

Ставропольский край славится своими заводами и фабриками, связанными с пищевой отраслью. Здесь выпускают вино, сахар и консервы. В самом Ставрополе также развиваются микробиологическая и мебельная отрасли.

Греки

Греки еще в древности добирались до Ставрополья с торговыми целями, об этом говорят многие археологические находки. Современные греки, проживающие здесь, являются потомками греков-эллинов христиан, живших когда-то в турецкой исторической провинции Понт. Они перебрались сюда и получили подданство России в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира, позже, согласно аналогичного договора о переселении турецких греков в Россию 1862 г. Сегодня здесь проживает 33 573 греков, что составляет 1,2% от количества жителей края. Местные греки живут в крупных городах Ставрополе, Пятигорске, Минеральных Водах, Железноводске, Кисловодске, в этническом селе Греческом.

Для сохранения в районе расселения самобытной греческой культуры, языка и национальных традиций, мифологии и обрядов, музыки и фольклора в Ставрополе создано множество общественных организаций. Большой популярностью здесь пользуются греческие муниципальные школы, краевой исторический греческий центр, ансамбли «Элефтерия» и «Ирини», греческий театр «Мельпомена», местное греческое общество «Анагенниси», центр культуры «Афродита». Многие этнические греки стали видными и известными людьми принявшей их когда-то ставропольской земли.

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.

Азербайджанцы

В Ставропольском крае сегодня проживает 17 800 этнических азербайджанцев, что составляет 0,64% от общего количества жителей данной территории. Первые азербайджанские семьи и общины появились на Ставрополье в 20-х годах, после установления здесь Советской власти. Многие из азербайджанской молодежи приехали сюда по комсомольским путевкам на всесоюзные стройки, многие учились в местных ВУЗах и техникумах, остались здесь, завели семьи, пустили корни. Сейчас этнические азербайджанцы работают на Ставрополье врачами и педагогами, среди них много ученых и бизнесменов, чиновников, полицейских и офицеров.

В этом, по-настоящему многонациональном регионе, где совместно, на сравнительно небольшой территории живут представители около сотни этносов, на пограничном с республиками и государствами Кавказа положении, власти края предпринимают необходимые усилия и регулярно проводят мероприятия по поддержанию межэтнического и межконфессионального мира.

Ногайцы

На Ставрополье проживает сегодня 22 006 этнических ногайцев или ногайских татар, что составляет 0,79% от общего количества населения края. Тюркский этнос, имевший в XVI в. обширную территорию в низовьях Волги и мощное государство Ногайскую Орду имеет древние корни. В его формировании участвовало множество древних кочевых народов: сираки и уйгуры, кипчаки и найманы, печенеги и булгары, кенегесы и мажары. Консолидировал протоногайские этнические группы в XIII в. золотоордынский военачальник темник Ногай. В Нефтекумском и Степановском районах проживают четыре этнические группы: ачикулакские ногаи, едисанцы, етишкульцы и ембойлуковцы. Ногаев Минераловодского района называют Кумскими или Пятигорскими.

Ногайцы всегда были хорошими скотоводами, они поставляли в окружающие территории и Московию овец и лошадей, верблюдов и коров, продукты животноводства, молоко и мясо, масло и шерсть. Взамен они получали ткани, сукно и готовую одежду, бумагу и металлы, олово и медь, свинец и железо. После распада Ногайской Орды в результате междоусобиц и борьбы за власть к началу XVII в. ногаи расселились по всему югу России, в том числе и на Ставрополье. Кубанские и ставропольские ногайцы стали оседлым народом, кроме скотоводства они стали заниматься земледелием. Мусульмане по вероисповеданию местные ногайцы являются суннитами ханафитского мазбаха.

Общие традиции Ставрополья

За века мирного, бесконфликтного сосуществования у народов Ставропольского края сложилось много общих традиций и обычаев.

Для всех наций праздничными днями в Ставропольской губернии считаются:

  • 1 января − Новый год;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая – День Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России.

В сентябре в регионе отмечают День города Ставрополь. На этот праздник съезжаются гости из Крыма, Ингушетии, Краснодарского края, проводятся концерты, фестивали, шоу, ярмарки.

Многие из народных традиций Ставрополья являются общими для всех наций. Одна из главных традиций − уважительное отношение к старшим. Пожилые люди пользуются авторитетом, к их мнению прислушиваются. Если в дом зашел старший, молодые люди встречают его стоя, и сесть могут только после его приглашения. Детей с малых лет воспитывают в послушании, трудолюбии и следовании религиозным правилам.

Для любой ставропольской семьи гость – желанный человек в доме. Вне зависимости от его национальности и вероисповедания, гостю предложат ночлег и подадут лучшую пищу. По традиции, перед тем, как сесть за стол, принято обратиться к Богу с краткой молитвой. Трапеза считается священнодействием, поэтому ссоры и сквернословие за столом недопустимы, в любой религии это большой грех.

📹 Видео

ЛУЧШИЙ ГОРОД РОССИИ — СТАВРОПОЛЬСкачать

Ставрополь.Страницы летописи. Часть 1.Скачать

7 чудес города СтаврополяСкачать

СТАВРОПОЛЬ | САМЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД РОССИИ~Ставрополь лучше Краснодара? ОБЗОР ГОРОДА Скачать

история Ставрополя 1Скачать

История Ставропольского края 1000 до н.э. — 2019 год, на картеСкачать

Традиционная культура греков СтавропольяСкачать

Ставропольский край. Красота без визы.Скачать

Топ достопримечательностей Георгиевска. Ставропольский край.Скачать

Захватывающее путешествие расследование, откуда взялся нарзан, куда ушла орда, Ставропольский крайСкачать

Ставрополь и его историяСкачать

Путешествие по дну Сарматского моря. Село Александровское Ставропольский край.Скачать

Ставропольский край.Национальный состав.Население Ставрополя.Этнический состав.Статистика 1959-2021Скачать

Обзор достопримечательностей Минеральных вод | Курорты Ставропольского края. (ENG SUB)Скачать

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ. ПЕРЕЕЗД НА ЮГ.Скачать

арт Ставропольского Края с районамиСкачать

Первенство Ставропольского края по прыжкам в водуСкачать

«Достопримечательности Ставропольского края»Скачать

Национальные традиции

Проживающие в Ставрополье люди разных национальностей, сохраняя свою культуру, стараются не забывать традиции, присущие именно их народу.

Русичи

Последний вечер перед свадьбой будущие новобрачные проводят раздельно: невеста в кругу подружек, жених с холостыми друзьями. Одной из необычных в Ставрополье является русская традиция, касающаяся рождения детей. Пуповину новорожденного у русичей принято перевязывать сплетенной с волосами родителей ниткой.

Армяне

У этого темпераментного кавказского народа очень веселые свадьбы с музыкой и зажигательными национальными танцами. Одежду и фату на невесту надевает тетя жениха, обильно обрызгивая при этом новобрачную духами.

Греки

У греков есть интересная и необычная традиция − когда невесту выкупают, ее руки связывают с руками жениха платком. Такой ритуал считается символом долгой счастливой семейной жизни.

Даргинцы

Для даргинской семьи всегда был традиционен патриархальный уклад, главенство старших над младшими. Величайшей ценностью у этого народа считаются дети, пожелание бездетности рассматривается как самое страшное проклятие. При рождении ребенка имя ему обычно дают в честь чтимых предков или библейских пророков.

Ногайцы

Крымские степные татары (ногайцы) по численности населения в Ставропольской губернии занимают седьмое место. Традиции ногайцев Ставропольского края отличаются необычайным гостеприимством и щедростью. Гостя угощают самыми вкусными блюдами и предоставляют самую лучшую постель, в каждом доме должна быть гостевая комната. Согласно правилам ислама, который проповедуют большинство ногайцев, имя ребенку выбирают и впервые помещают его в кроватку в первые 40 дней жизни, которые считаются самыми значимыми в судьбе человека.

Динамика рождаемости

Рождаемость в регионе — один из ключевых показателей, от которого зависит население Ставропольского края.

Статистика по количеству младенцев, появившихся на свет за год, регулярно ведется с 1970 года. Тогда, кстати, родились 14,2 человека на одну тысячу жителей. К 1985 году этот показатель достиг отметки в 16,7.

Затем, во времена перестройки и в первые годы после развала Советского Союза, рождаемость падала во всем государстве повсеместно. Не стал исключением и Ставропольский край. К 2000 году этот показатель сократился в несколько раз, составив меньше 9 человек на тысячу жителей.

Только в 2000 годах динамика по рождаемости стала положительной. Правда, рост не шел от года к году, были провальные периоды. Но справедливости ради стоит сказать, что они были незначительными. На данный момент на тысячу жителей Ставрополья появляется на свет 13,1 ребенка. Показатель значительно выше, чем в 90-е, но достигнуть уровня 70-х годов край не может до сих пор.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Коротко об основании города

Ставрополь в переводе с греческого звучит как «город креста». Он был основан в 1777 году, и часто эти три семёрки называют хранителями края. До 35 года прошлого века носил название Ставрополь-Кавказский, с 1935 по 1943 — Ворошиловск, и только в 1943 вернул изначальное, но уже сокращённое имя.

Территория края была заселена народами ещё в период энеолита, о чем свидетельствуют найденные при археологических раскопках поселения. А Татарское городище, являющееся уникальным достоянием планеты и расположенное практически в черте города, между селом Татарка и Ставрополем, некогда было центром региона и довольно крупным средневековым населённым пунктом.

Возникло поселение как следствие завершения русско-турецкой войны. Тогда, после подписания мирного договора, появилась необходимость ограждения территории. По этой причине начали строить крепость — Азово-Моздокскую линию. Начало возведения мощного форпоста датируется 1777 годом, отсюда и берет начало развитие города Ставрополя и всего региона.

Главная достопримечательность, являющаяся местом основания краевого центра — Крепостная стена. Это фрагмент казацких казарм, который сохранился со времён возведения крепости.

По данным Росстата, на 2016 год в регионе проживает 2 801 597 человек, а в 2015 численность была меньше — 2 799 473. Чуть больше 58% от общего числа — ставропольцы.

По статистике на тот же 2015 год в городах края проживают:

  • Ставрополь — 425 853 человек.
  • Пятигорск — 145 971.
  • Кисловодск — 130 007.
  • Невинномысск — 117 868.
  • Ессентуки — 104 288.
  • Михайловск — 82 743.
  • Минеральные Воды — 75 974.
  • Город Георгиевск — 70 803.
  • Будённовск — 63 338.
  • Изобильный — 38 551.
  • Светлоград — 37 819.
  • Зеленокумск — 35 639.
  • Благодарный — 31 720.
  • Новоалександровск — 26 894.
  • Новопавловск — 26 221.
  • Нефтекумск — 25 152.
  • Ипатово — 24 966.
  • Железноводск — 24 950.
  • Лермонтов — 22 741.

Население Ставропольского края — это народы разных национальностей. Большая часть представлена русскими: на 2010 год это 2 232 153 человек. Больше 160 000 — армяне, около 50 000 — даргинцы. Также в крае проживает чуть меньше 34 000 греков, примерно по 30 000 украинцев и представителей цыганского народа. Здесь можно встретить немцев, белорусов, евреев, корейцев, азербайджанцев, татар, молдаван, казахов и некоторые другие этнические общины, но уже в меньшем количестве.

Расположенный между бассейнами Каспийского, Азовского и Чёрного морей, регион занимает площадь в 66 500 квадратных километров. Из них 245 км² принадлежит Ставрополю, а ещё 100 км² — Невинномысску. Чуть меньше, 97 км², забрал Пятигорск, а Кисловодск — 71 км². Ещё 55 км² принадлежат Ессентукам и 30 км² — город Лермонтов.

Территория края разнообразна, это, можно сказать, контрастный регион. Северо-восток и восток характеризуются равнинами, полупустынями и пустынями, которые иногда заканчиваются высокими ребристыми песчаными барханами. Северо-запад и запад — это плодородные степи Ставрополья. Северо-восток и север, проходящие по Кумо-Манычской впадине, располагаются на уровне моря.

Армяне

На Ставрополье в XI-XIV вв. с разрушением Армянского царства начала формироваться многочисленная армянская диаспора. Поселенцы из Крыма и с Востока Армении искали здесь защиту от захватчиков, разгромивших некогда цветущую восточную страну. Но основная волна армянских переселенцев прибыла сюда из Нагорного Карабаха (Арцах) в 1764-1810 гг. После 1915 г., спасаясь от геноцида своего народа османидами, сюда стали прибывать армяне с запада Армении. Часть армян приехали сюда после страшного Спитакского землетрясения 1988 г. и во время чеченской войны. Армянская община жила обособленно, строила постепенно свои этнические поселки, церкви, улицы и города.

Сегодня армяне стали вторым этносом Ставрополья, в некоторых районах края этнические армяне проживают обособленно и компактно. В регионе насчитывается более десятка действующих армянских церквей. Издавна местные армяне занимались строительством, пошивом одежды и кожаной обуви, среди них было много купцов и офицеров, ремесленников и заводчиков, они занимались благотворительностью, возглавляли городские и поселковые управы. И сегодня среди армян Ставрополья много высококвалифицированных врачей и учителей, известных спортсменов и бизнесменов, видных религиозных деятелей Армянской христианской апостольской церкви.

Цыгане

На территории края проживает 30 879 представителей цыганского этноса, что составляет 1,11% от общей численности населения. Местные цыгане относятся преимущественно к этнической группе ставропольских влахов. Именно эта многочисленная цыганская общность — влахи, принадлежащая к группе «рома», издавна кочевала по югу России и Украине. Разговаривают в местной цыганской общине на влашском диалекте цыганского языка. Мужчины занимаются обработкой металла кузнечным делом, женщины воспитанием детей и гаданием. В большинстве своем цыгане являются православными христианами, почитают Богородицу, отмечают Рождество с приготовлением традиционных праздничных пельменей канорэ.

Даргинцы

Представители одного из крупнейших дагестанских народов даргинцы издавна проживают на Ставрополье, и количество их исторически только увеличивалось. Сегодня даргинцев здесь проживает 49 302 чел, что составляет 1,77% от численности населения края. После русских и армян именно даргинцы стали третьим по численности населения этносом Ставрополья. Антропологи относят представителей данного этноса к европеоидным народам кавказского типа. Даргинцы являются мусульманами-суннитами, исповедующими традиции и правовые основы так называемого шафиитского мазбаха.

Большинство даргинцев приехали на Ставрополье в 50-х годах прошлого столетия, чтобы поднимать местное овцеводство. Даргинцы всегда славились как замечательные и опытные потомственные чабаны. Приглашение помочь соседнему региону с развитием овцеводства даргинские пастухи восприняли с воодушевлением, т. к. в родной республике из-за перенаселенности свободных земель для развития хозяйства практически не оставалось. На Ставрополье даргинские пастухи хорошо трудились, удостоены высоких правительственных наград, многие стали орденоносцами, лауреатами ВДНХ.

Кухня народов Ставрополья

Кулинарные традиции Ставропольского края очень разнообразны – у каждого из проживающих здесь народов свой ассортимент продуктов и свои традиционные технологии приготовления блюд.

Практически у всего населения региона популярностью пользуются исконно русские блюда:

  • щи – разновидность заправочного капустного супа;
  • окрошка ― холодный суп на квасе или сыворотке, компонентами которого служат вареный картофель, яйца, колбаса или мясо и свежие огурцы;
  • пельмени − небольшие круглые изделия из пресного теста с начинкой из фарша;
  • расстегай ― дрожжевые пирожки с открытым верхом и мясной, рыбной, овощной или ягодной начинкой;
  • кисель ― заваренный крахмалом или мукой насыщенный компот.

Армяне готовят еду с острым перцем и ароматными специями – чабером, базиликом, кинзой, укропом. Национальные армянские блюда:

  • лывжа − картофельный суп-пюре на мясном бульоне;
  • суп с бараниной и чуреком — мясной, заправленный томатом моносуп, который подают с хлебными лепешками (чурком);
  • фасолевая похлебка — готовится из красной фасоли и копченого мяса, для остроты в него кладут стручковый перец;
  • хоровац (шашлык) – это популярное азиатское блюдо армяне готовят, добавляя в маринад гранатовый сок;
  • дзуката – аналог русского печенья «хворост», жаренные во фритюре и посыпанные сахаром тонкие полоски пресного теста.

Традиционными блюдами даргинской кухни считаются:

  • гурма – заправленный луком суп из баранины и картофеля;
  • сухта – колбаса из субпродуктов с рисом;
  • курзе – похожие на пельмени изделия из теста, которые отличает особый способ лепки «косичкой»;
  • слоеный хинкал – приготовленные на пару маленькие рулетики из дрожжевого теста. Готовые изделия смазываются маслом и посыпаются сахарной пудрой и орехами;
  • чуду – пироги из очень тонкого теста с начинкой из рубленого мяса и картофеля.

Визитными карточками греческой кухни, кроме популярного во всем мире салата из помидоров, огурцов, маслин и рассольного сыра Фета, считаются:

  • мусака — слоеная запеканка из баклажанов, сыра пармезан и обжаренного фарша или рубленого мяса под сливочным соусом Бешамель;
  • тарамасалата — закусочное блюдо из копченой икры трески, лимонного сока и оливкового масла;
  • тирокафтери — национальная мини-закуска из сыра Фета, зелени, острого перца и томатного соуса, которая подается к алкогольным напиткам.

Шпаковский район

Его центр — город Михайловск. Располагается ближе всех остальных к Ставрополю и включает в себя:

  • сельсоветы Верхнерусский, Деминский, Дубовский, Казинский, Надеждинский, Пелагиадский, Сенгилеевский, Татарский, Темнолесский и Цимлянский;
  • станица Новомарьевская.

Ставропольский край — это место, богатое уникальными достопримечательностями, представляющими ценность для всей России. Его также называют национальным достоянием и лучшей здравницей страны. Этот регион под номером 26 может подарить массу приятных впечатлений. Пусть здесь нет прямого доступа к морю, зато есть прекрасные горы, уникальные бальнеологические курорты, исторические места, связанные с жизнью и творчеством знаменитых людей. И каждый город, любой посёлок Ставропольского края удивителен и красив по-своему.

Население Ставропольского края на данный момент составляет 2 миллиона 804 тысячи 383 человека. Как и в большинстве российских регионов, львиная доля жителей обосновалась в городах. На Ставрополье этот показатель равен 58%. Плотность населения составляет 42 человека на квадратный километр. По этому показателю регион находится на 23 месте в России, между Воронежской и Нижегородской областями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: