Агрессивное поведение детей

Агрессия — это привычка. как отучить ребёнка драться и кричать

От 0 до года

Пишет мама полугодовалой девочки: «Во время кормления дочка кусает грудь, шлепает меня ручками по лицу. А вчера я держала ее на руках, а она укусила меня за нос! Мне больно! Это что, у меня драчунья растет?». И на молодую маму сыплются советы: «Шлепните ее в ответ», «Стукните пальцем по губам», «Отругайте ее».

Малыш познает мир доступными ему способами — руками и «на зуб». Осознать, что такое «маме больно», он еще не может, и совсем не стремится причинить вам боль. Можно ли его за это наказывать? Конечно, нет!

Что делать родителям. Не кричать и не шлепать малыша. Держать под руками прохладный прорезыватель, игрушки из мягкой резины или ломтик яблока в сеточке-ниблере — то, что можно грызть и кусать. Обратиться к консультанту по грудному вскармливанию: он подскажет, как правильно вести себя с ребенком, который прикусывает грудь. Не злиться.

Причины детской агрессии

Если рассматривать период, до исполнения ребенку 1 года, то психологи называют всего две причины детской агрессии:

  1. Поведение взрослых, которые осуществляют основной уход. Если ребенок видит недовольство от старших, то обязательно будет его копировать. Речь идет, конечно же, о систематических проявлениях. Это могут быть просто сетования на частый плач, смену подгузников и прочее. Если подобная реакция возникает постоянно, то воспринимается младенцем как единственно верный способ проявления эмоций, сюда можно отнести и позитивные. Как бы ни было парадоксально, но такие дети впоследствии выказывают агрессивное поведение из-за переполняющих чувств, в том числе и положительных. Это могут быть щипки, заменяющие объятия, или укусы вместо поцелуев или что-то подобное;
  2. Тип темперамента:
  • Меланхолик – чувствителен, раним и наименее расположен к открытому проявлению негативных эмоций. Его стезя – скрытая агрессия.
  • Флегматик – не склонен к любому виду агрессивных проявлений, мало что способно вывести его из равновесия и заставить драться, кричать и тому подобное.
  • Сангвиник – предпочитает любые проблемы решать мирным путем. Когда же неконфликтного решения не найдено, переходит к открытому противостоянию с применением крика, кулаков и прочей «тяжелой артиллерии». Когда не помогает ничего или под гнетом чувства вины, проявляет агрессию скрытую.
  • Холерик – истинный забияка, все ситуации, в том числе и не спорные, завершаются проявлением открытой агрессии. Это не от внутренней злобности и вредности, как нередко решают измученные противостоянием родители, а от высокой эмоциональности. Такой малыш сначала подерется, а потом от всей души пожалеет побитого, да еще и громче него будет плакать, если, конечно, почувствует свою неправоту. Нередко проявляет данные черты в самом раннем возрасте.

Последствия детской агрессии: чего ожидать родителям?

Незамечание детской агрессии в младшем возрасте или выбор неправильного способа ее коррекции может привести к разрушительным действиям в будущем. Глубоко обиженные и озлобленные дети, которые не испытали на себе поддержку родителей, сохраняют агрессивную модель общения навсегда. Это не означает, что они вырастут невоспитанными драчунами, но коммуникабельных и дружелюбных личностей из них точно не получится.

К самым неблагоприятным последствиям нескорректированной детской агрессии относят:

  • Отторжение ребенка окружающими. Дети-агрессоры создают моральный или физический дискомфорт другим людям. Поэтому со временем их начинают сторониться и даже будучи взрослым, агрессор будет оставаться одиночкой.
  • Несложившаяся судьба. Маленький агрессор может превратиться в повзрослевшего деспота. В итоге такое поведение не позволит ему полноценно учиться, работать, завести семью.
  • Принадлежность к неформальным организациям. Оказавшись наедине со своей агрессией, ребенок будет искать единомышленников. Часто, связавшись с нестандартными течениями, ребенок губит свою жизнь.

Почему так происходит?

Во-первых, маленький ребенок с потрясающей скоростью приобретает новые навыки и умения, познает окружающий мир со всеми его законами и парадоксами. Детская психика не успевает подстраиваться под многочисленные изменения в жизни, и в итоге случаются приступы истерики.

Во-вторых, дети такого возраста уже имеют свои желания, но не всегда умеют их выразить, а тем более обосновать. Очень часто возникает столкновение интересов взрослых и ребенка, при этом ребенок начинает плакать или злиться, считая, что его ущемляют как личность. Таким способом, через протест Кроха  показывает взрослым свою автономность.

Причины детских истерик также зависят от многих факторов

  • нет возможности иного выражения чувств;
  • привлечение внимания;
  • сильное желание заполучить что-либо;
  • усталость, голод;
  • стремление походить на взрослых;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • чрезмерная строгость или наоборот, слишком сильная опека взрослых;
  • отрыв от интересной игры;
  • особенности нервной системы.

Как злиться конструктивно и безопасно

Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».

Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».

Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол

Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».

В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.

Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.

Проявления агрессии в разном возрасте

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Детская агрессия: рекомендации психологов

В раннем детстве агрессия является вариантом нормы. Но ребенка нужно учить справляться с такими негативными проявлениями. Поэтому родителям стоит деликатно направлять малыша в правильное русло на своем примере. Если с такой задачей родители справятся, то к 10 годам их ребенок забудет о своей агрессии.

Вот как справляться с детской агрессией советуют психологи:

  • Контроль поступков маленького агрессора. Игнорировать поведение ребенка не нужно, иначе он ощутит вседозволенность. Но речь не идет о строгих и тем более физических мерах наказания. Приветствуется диалог в спокойной атмосфере.
  • Прием «золотой серединки». Обоснуйте свои замечания, если есть потребность, накажите ребенка допустимыми для его возраста методами (ограничение телевизора, денег, отказ от покупки долгожданной игрушки). Но в то же время не забывайте мотивировать хорошее поведение ребенка, например, сладостями или походом в цирк.
  • Терапия родительской любовью. Успокоить агрессора можно объятиями и любовью. Это помогает намного эффективнее, чем крик и постановка в угол.
  • Помощь психолога. Когда родители не могут повлиять на ситуацию, лучше обратиться к детскому психологу. А в случае регулярных и продолжительных изменений в поведении малыша, принять такое решение просто необходимо.

Кроме этого, важную роль играет профилактика агрессии. Ведь, как известно, трагедию легче предотвратить, чем потом искать выход из ситуации. Поэтому родителям стоит взять на заметку такие моменты:

  • организация правильного детского досуга;
  • дозированный доступ к телевизору;
  • контроль окружения ребенка;
  • уют и взаимопонимание в семье.

От семи до двенадцати

Школа становится для ребенка настоящим стрессом, даже если он отлично умеет читать, писать и считать. Сидеть четыре-пять уроков по 40–45 минут кряду ужасно утомительно. Да еще и к прежним претензиям к миру добавляется обязанность делать не то, что хочется, а то, что говорит учительница, — причем неукоснительно, в точности выполняя задание.

Здесь хотелось бы обязательно остановиться и обратить ваше внимание на проявление агрессии, которое расцветает пышно именно в этом возрасте, — на агрессию, направленную против себя. Восьмилетняя Варя за каждое новое задание по математике принимается со слезами: «Я дура, я ничего не понимаю, я хуже всех!»

Большого труда маме стоит ее успокоить, заставить вчитаться — и вдруг оказывается, что Варя отлично знает, как решается задача, да и примеры сегодня легкие. Так повторяется изо дня в день, но если мамы дома нет, то плакать девочка будет, а решать — нет

Восьмилетняя Варя за каждое новое задание по математике принимается со слезами: «Я дура, я ничего не понимаю, я хуже всех!». Большого труда маме стоит ее успокоить, заставить вчитаться — и вдруг оказывается, что Варя отлично знает, как решается задача, да и примеры сегодня легкие. Так повторяется изо дня в день, но если мамы дома нет, то плакать девочка будет, а решать — нет.

Семилетний Костя бьет себя по щекам и кричит: «Я плохой, меня убить мало!». Опять подрался в школе, нарушил обещание, данное папе, расстроил маму.

Что это? Искреннее раскаяние или желание снять с себя ответственность: «Я же сказала, что ничего не могу, так что если будет плохая отметка — я вас предупреждала», «Я же плохой, какой с меня спрос?».

Что делать родителям. Даже если вам кажется, что ребенок уже большой, поверьте — управлять своими эмоциями и поступками ему немногим легче, чем пятилетнему малышу. А школа отнимает много ресурсов — сил, терпения, уверенности в себе. Поэтому не удивляйтесь и не пугайтесь, если в первом классе вам покажется, что ребенок забыл все «разрешенные» способы выражения агрессии, которым вы его учили. Просто помогите восстановить их.

Гуляйте вместе, общайтесь, разговаривайте, обнимайтесь, играйте (и проигрывайте конфликтные ситуации, возникающие в школе). Не перегружайте школьника, оставьте ему возможность погулять и побегать, снять напряжение.

Выбирая внешкольные занятия, остановитесь на тех, которые дадут еще один легальный способ «выпустить пар» и помогут контролировать себя лучше. Особенно подходят для этого командные игры — футбол, баскетбол, волейбол (где за неумеренное проявление агрессии накажут не только тебя, но и всю команду) — и виды спорта, где нужно сохранять хладнокровие, — фехтование, стрельба из лука, конный спорт.

Даже если вам кажется, что хвалить ребенка не за что, все равно постарайтесь его за что-нибудь поблагодарить, похвалить, найдите, чем погордиться, искренне и уважительно. Обнимайте, гладьте, целуйте, показывайте, как он дорог вам, любим и необходим.

Подводя итоги, хотелось бы отдельно сказать вот о чем. Мы можем учить ребенка абсолютно правильным вещам, в которые верим. Но если мы говорим одно, а в семье дети видят другое — можно не сомневаться, они скопируют не то, что слышат, а то, что видят. Если мама шлепает тебя, когда ей что-то не нравится, — значит, драться можно? Если папа кричит на маму — значит, ругаться можно? Как ответит себе ребенок на эти вопросы?

Эмоциональная нестабильность

Дополнительное профессиональное образование

Детская практическая психология

  • 8 апреля 2024
  • 51800
  • Диплом с правом работы

Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Виды

Существует множество классификаций детской агрессии. Её виды продиктованы разными причинами, проявляются совершенно по-разному и требуют особых подходов в работе с негативным паттерном.

В зависимости от экстраверсии различают открытое (экстравертное) и скрытое (интровертное) агрессивное поведение.

Открытое

Чаще всего наблюдается у дошкольников, которые ещё не научились контролировать свои эмоции, или у детей с патологиями нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания — тем громче крик, тем сильнее истерика. Главное в такие моменты — игнорировать, не идти на поводу, а затем наказывать и проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

Скрытое

Гораздо большую опасность и для ребёнка, и для окружающих представляет скрытая агрессия. Основные причины — страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма, отсутствие близости с родителями.

Развивается у школьников и подростков. Для большинства окружающих (чаще всего взрослых — родителей, учителей) они — спокойные, уравновешенные, даже скромные и послушные. Но в определённом кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях) — злые, грубые, жестокие. Среди проявлений — месть, интриги, наговоры, шантаж. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами и манипуляторами. Справиться с такой формой агрессии способен только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

В зависимости от направленности:

  • гетероагрессия — направлена на окружающих;
  • аутоагрессия — направлена на самого себя (чаще всего обнаруживается в подростковом возрасте).

В зависимости от этиологии:

  • реактивная — ответ на провоцирующие факторы извне;
  • спонтанная — мотивируемая внутренними импульсами.

В зависимости от формы проявления:

  • экспрессивная — демонстрируется интонацией, мимикой, жестами, позами;
  • вербальная (словесная) — через слова;
  • физическая — через применение физической силы.

В зависимости от темперамента:

  • сангвиническая — посредством слов;
  • холерическая — комплекс всех проявлений;
  • меланхоличная — через слёзы, истерику;
  • флегматичная — скрытая.

Данные виды агрессии используются в психотерапии для выбора наиболее эффективного метода коррекции поведения.

Когда все проблемы идут из семьи

Если мама видит, что вспышки агрессии у двухлетки сложно назвать эпизодическими, то основная причина такого поведения – влияние извне. Главный путь усвоения социального опыта для ребенка – это подражание. Он учится держать ложку, повторяя движения за взрослыми, учится прыгать, копируя поведение других детей, и т. д. Разумеется, подражание может давать не только положительный эффект. Дети с удовольствием копируют и все плохое: крики, замахивания руками и ругательства. Вполне возможно, что причина агрессивного поведения – это подражание другому малышу на детской площадке, но все-таки основное влияние на ребенка оказывает домашнее окружение.

При этом в семье вполне может и не быть внешних проявлений агрессии: никто ни на кого не кричит и никого не бьет. Однако это вовсе не означает, что конфликтов нет в принципе. Ребенок может считывать нарастающее непонимание и молчаливую конфронтацию между членами семьи и давать тот эмоциональный ответ, который ему по силам.

Агрессия – типичная реакция на недостаток внимания со стороны взрослых. Работает это как при краткосрочном решении задачи (например, когда мама заговорилась по телефону, а малыш заскучал и стукнул ее по коленке), так и глобально (когда все поведение ребенка направлено на привлечение внимания взрослых).

Также бывает, что происходит инверсия ролей: если мама начинает отыгрывать роль ребенка, то самому ребенку не остается ничего другого, как стать «взрослым». Опять же, так, как он понимает эту функцию и в пределах его возможностей. Типичное поведение инфантильной мамы: манипуляции из разряда «Если ты не доешь кашу, я заплачу/обижусь/уйду», частые слезы, демонстративные обиды на ребенка.

Дети не анализируют подражаемые сценарии. Например, если ребенок видит шуточные потасовки между родителями или заигрывания в виде легких шлепков, он может перенести эту манеру в свое поведение, раздавая уже более осязаемые шлепки своим сверстникам или членам семьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: