Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года: как помочь ему начать говорить

Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Что может быть тревожным сигналом для родителей?

Как было сказано ранее, все дети развиваются по индивидуальному сценарию. Но некоторые процессы в развитии позволяют отследить намечающуюся проблему и принять необходимые мер, так как речевое развитие оставляет след на умственном и познавательном. Если возникают вопросы, не лишним будет визит к профессиональному неврологу, специализирующемуся на речевой практике.

На что стоит обратить внимание:

  • вспомнить, как развивалась речь малыша изначально. Прошла ли она все стадии: гуление, лепет, первые слова. Не прерывалось ли речевое развитие;
  • понимает ли ребенок обращенную к нему речь, реагирует ли на неё;
  • ребенок не выполняет простых просьб (подай, положи, принеси), не смотрит на взрослого, не откликается на своё имя;
  • малыш не умеет просить, подходить к нужному предмету, громко кричит, устраивает истерику;
  • к двум годам у крохи совсем мало слов, он мычит, не произносит привычных слов, а также плохо воспринимает речь окружающих;
  • либо, наоборот, повторяет сложные слова бессмысленно, бесцельно, не используя их в качестве общения или коммуникации;
  • неврологические проявления в комплексе с речевым недоразвитием, такие как: ходьба на носочках, тремор (дрожание) подбородка, рук, слабая моторика;
  • стереотипные (похожие) движения, не применяемые для игры – хождение по кругу, открывание или закрывание двери, выстраивание игрушек в ряд.

Эти симптомы могут представлять опасность, если встречаются в комплексе. В противном случае, паника неуместна.

Двухлетние молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка

Важно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.

Как помочь ребёнку заговорить

Общение с малышом нужно начать ещё тогда, когда он находится в утробе. Вы увидите, что это настоящий диалог, потому что ребёнок будет реагировать с помощью движений.

С первых дней жизни необходимо читать ребёнку вслух. Отлично подходят для этой цели ритмичные стихи из детских книжек.

Вводите прикорм в возрасте 4–6 месяцев. Мы едим и говорим с помощью одних и тех же органов. Разнообразная по текстуре и вкусу пища развивает чувствительность и управляемость языка и губ.

Пойте ребёнку с рождения. Маленькие дети очень музыкальны.

До двух лет. Если он смотрит мультфильм — то пусть делает это только вместе с вами. Комментируйте реакции ребёнка и то, что происходит на экране.

Ограничивайте экранное время. Для дошкольника — максимум 30 минут в день.

Разговаривайте с ребёнком больше. Это не означает, что вам нужно непрерывно говорить. Учитывайте его реакцию, делайте паузы, чтобы он мог поучаствовать в диалоге. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки.

Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.

Развивайте самостоятельность у ребёнка. Создавайте условия для того, чтобы он осваивал навыки самообслуживания

Это тоже важно для речевого развития

Поощряйте самостоятельность ребёнка. Давайте ему посильные задачи, учите заботиться о себе и окружающей среде, и ему будет проще развиваться гармонично

Развитие речи у детей

На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.

От 0—6 месяцев
После появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.

От 6—12 месяцев
Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.

Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.

От 12—18 месяцев
В возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.

От 18—36 месяцев
Если в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Как проявляется патологическое состояние

  1. Крик. В норме младенец кричит после рождения. Не считая случаев, когда он находится в опасном для жизни состоянии. Например, при гипоксии и прочих внутриутробных патологических процессах.
  2. Предречевое развитие. Происходит до года. Проходит несколько фаз от гуления и лепета до полноценного говорения к году.
  3. Первые слова. С года и до двух человек имеет активный словарный запас. Примерно 10-15 слов, из открытых слогов. Мама, папа и прочие подобный. В норме он должен использовать их с пониманием, что и зачем. Если этого нет, вероятна задержка в формировании навыка. Нужна помощь логопеда-психолога.
  4. Отсутствие реакции на звук. Особенно в возрасте больше года. Вполне возможны патологии слухового плана. Например, тугоухость. Отсутствие восприятия звука одним ухом. А то и полная глухота. Вопрос остается открытым, нужна диагностика.
  5. Бессмысленное повторение слов, т. н. эхолалия. В этом случае ребенок говорит плохо или не говорит вообще. Повторяет то, что услышал, но без понимания сути высказывания или отдельного слова, что однозначно указывает на задержку. Не обязательно при этом страдает головной мозг, когнитивная или интеллектуальная составляющая.
  6. Непонимание речевых инструкций. До трех лет это вполне нормально. В два года ребенок плохо ориентируется в понятиях «Я» и «Не я». Начиная с трехлетнего возраста — это уже не нормально.
  7. Полное отсутствие речи к двум годам. Встречается, в том числе у здоровых людей. Порой такие дети не только догоняют, но и перегоняют «нормальных» сверстников.
  8. Невозможность составлять фразы. Проблема в том, что отдельные слова произносятся нормально, иногда даже точно и правильно. Но возможность строить связные предложения отсутствует, что говорит о явном патологическом процессе. Скорее всего, причина социальная. Реже встречаются нарушения работы речевого аппарата.
  9. Коммуникация жестами. Жестикулирование, объяснение с помощью прочих средств. Нужно проверить пациента на предмет тугоухости или глухоты. Часто так дети пытаются общаться с окружающими и это их первые «слова».

Симптоматика присутствует в разной мере у всех пациентов с нарушениями говорения. Также она возможна и у здоровых людей. Потому говорить однозначно, что у ребенка нарушение развития речи преждевременно. По крайней мере, по симптомам. Нужна целенаправленная оценка.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Как ЗПР переходит в УО

Как развивается речь до года. Норма и задержка

Как правильно формировать речь ребенка

Способы и методики обучения ребенка 2 лет умению говорить

Основной вид деятельности для детей младшего дошкольного возраста – это игра, где даже застенчивые малыши легко могут раскрыться. Игра-учеба, игра-занятие не займет у родителей много времени. Ребенок возраста 2-х лет не может долго сосредотачиваться на одном предмете.

сна

Занятия могут быть следующими.

Одеваем куклу, укладываем ее спать, выкупаем ее в ванной, кукла собирается в гости и т.п. Нужно обсуждать все действия вместе с ребенком. Так, принимая в этом непосредственное участие, он будет учиться говорить и повторять за старшими.
Рассмотреть и описать игрушку, что с ней можно сделать. Взрослые в процессе общения с ребенком обязательно комментируют, что делают и как они играют с тем или иным предметом. Побуждают малыша задавать вопросы и стимулируют его отвечать на них. В случае, если тот в замешательстве, родители помогают ему сформулировать мысль.
«Зоопарк» − простая сюжетная игра, где много плюшевых зверей, которых надо покормить, погулять с ними и т.п. «Путешествие по комнате» − еще одна забавная аналогичная игра, в которой можно ехать на машине, гулять в роще, плавать в реке. Одним словом, стоит обыграть любую ситуацию: подражать голосу животных, мотору машины («гав-гав», «мяу-мяу», «би-би») – воспроизводить звуки.
Речь ребенка связана с его мыслительными процессами. Чтобы ребенок работал мозгами, можно совместно рассматривать книги с картинками, узнавать и называть по именам персонажей, отвечать на простые вопросы о них. Все эти приемы способствуют развитию речевого аппарата.
В своих занятиях очень хорошо использовать народное творчество: считалки, потешки, песенки, загадки, пословицы. Вместе с малышом проговаривать их, стараться заучивать наизусть

При этом важно, чтобы ребенок видел четкую артикуляцию губ мамы или папы, когда они проводят такие занятия.

В течение дня, общаясь с ребенком, давайте ему несложные поручения, побуждая исполнять их, обговаривая по мере необходимости каждое действие ребенка. Если родители будут выполнять все эти легкие рекомендации, то впоследствии у них не возникнет сложностей с формированием речи у своего малыша.

Помочь ребенку скорее освоить разговорную речь какой-либо «волшебной пилюлей» нельзя. Чтобы ребенок быстрее начал разговаривать, при этом чтобы его речь становилась внятной и правильной, с ним необходимо регулярно заниматься. Занятия необходимо проводить в игровой форме, чтобы кроха не уставал слишком быстро и не терял интерес к подобным занятиям.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, не гулит;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками

Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:. – «Привет кукла! Тебя как зовут?»– «Меня зовут Маша»– «Привет

Маша! А я мама Оля»– «Привет, мама Оля! А это кто?»– «А это у нас девочка Настенька»

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»– «Меня зовут Маша»– «Привет. Маша! А я мама Оля»– «Привет, мама Оля! А это кто?»– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и малышом, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них малыша и показать, как строится диалог.

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Как избежать задержки развития речи

При проблемах с речью не нужно затягивать с визитом к доктору. Чем раньше будет выявлены причины и начнется лечение, тем проще. Если с решением вопроса затянуть, то это может привести к нарастанию отрицательной динамики и развитию задержки речевого развития.

Некоторые родители думают, что терапией ЗРР логопеды. Это не совсем так. Данные специалисты

научат ребенка правильно произносить звуки, составлять предложения, проведут логопедический массаж для улучшения речи ребенка в 2 года.

Но комплексное обучение ребенка речи в 2 года – это задача одновременно для нескольких специалистов. Малышу помимо логопеда необходима помощь дефектолога, невропатолога, детского психолога. Данная патология имеет неврологическое происхождение и часто сопровождается патологическими изменениями в головном мозге. При отсутствии лечения со временем могут возникнуть расстройства психики.

Поэтому лечение задержки речи назначается индивидуально для каждого пациента и проводится под контролем специалиста. Для ускорения постановки речи у детей 2 лет доктор может прописать лекарственные препараты (витамины, ангиопротекторы, ноотропы, успокоительные и противосудорожные средства). Витамины для речи ребенка в 2 года принимают по индивидуальной схеме. Процесс усвоения витаминных веществ в организме довольно сложен, поэтому требует наблюдения в динамике.

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

С чего начать

Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.

Для выявления причин нарушения могут понадобиться:

  • анализы крови,
  • ЭЭГ (электроэнцефалография),
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
  • ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
  • обследование сурдолога,
  • МРТ (магнитно-резонансная томография).

Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.

Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:

  • нейропсихолога;
  • дефектолога;
  • логопеда.

Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.

Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился»

Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.

Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.

Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои

Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.

Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё

И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов. Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение

Что нужно знать о развитии речи двухлетнего малыша

Особенности произношения Речевые органы у малыша уже достаточно сформировались, мышцы губ, челюстей и языка работают согласованно. Однако некоторые звуки, особенно шипящие, пока ему трудно произносить
Расширение словарного запаса Около 300 слов, большая часть из них – существительные
Понимание речи Ребенок легко понимает небольшие рассказы без помощи демонстрации или иллюстраций
Освоение грамматической структуры Говорит фразами из 2-3 слов. Восклицательные или повествовательные предложения состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения
Стиль общения Развивается речевое общение, однако в большинстве случаев ребенок предпочитает общаться только с близкими или хорошо знакомыми людьми

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: