Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД
Hack it! Систематические повторения Эббингауза
Несмотря на то, что механическое повторение наименее эффективный способ запоминания информации, именно он при правильном использовании может помочь вам хакнуть свою память! Этот метод придумал тот самый Эббингауз, что изобрел и кривую забывания.
Итак, как мы выяснили, информация начинает постепенно стираться из памяти уже через 20 минут после ее поглощения. Следовательно, нужно разбить свою череду повторений так, чтобы сразу «возвращать» на место удаленные фрагменты информации. В 70-х годах психологи Томас Ландауэр и Роберт Бьорк опробовали систему повторений Эббингауза на группе студентов и подтвердили положительный результат — даже через год студенты помнили около 95% информации. Как же эта система выглядит?
Повторы информации должны осуществляться строго через определенные промежутки времени, а именно в такой последовательности:
- первое повторение — сразу же после изучения;
- второе повторение — через 10-15 минут после первого;
- третье повторение — через 10 часов после второго;
- четвертое повторение — через сутки после третьего;
- пятое повторение — через 3-5 дней после четвертого (с этого этапа начинается «глубокое» усвоение информации, если вы хотите запомнить что-либо навсегда);
- шестое повторение — через 2 недели;
- седьмое повторение — через 2 месяца.
Однако стоит заметить, что такой метод доказал свою эффективность при запоминании правил, формул, слов и т.д., то есть структурированной и не слишком объемной информации. Что касается изучения более сложных и многоуровневых тем, здесь в качестве поддержки могут потребоваться и другие виды запоминания. Например, мнемотехники или модель Фейнмана.
Как правильно повторять выученную информацию
Повторение тоже должно быть разнообразным, ведь так подготовка будет наиболее эффективной, а кривая забывания от этого будет работать хуже. Для того, чтобы разбавить чтение учебника чем-нибудь еще, можно использовать методики повторения.
Методики повторения материала
Их несколько, скорее всего вы знаете обо всех из них. Но если еще не пользуетесь ими, нужно это исправлять.
- Пересказ пройденного. Материал лучше всего закрепится, если рассказать его другу, знакомому или даже самому себе в зеркале.
- Ответы на вопросы. Это тоже своего рода пересказ, но в виде ответов. Такой способ не менее эффективен и удобен, если вы учите информацию не один.
- Создание карточек для повторения. Такую методику использует приложение Quizlet, которое помогает выучить термины. Суть в том, чтобы своими словами дать определение слову, а потом сверить свой ответ с записанным на обратной стороне карточки.
- Прорешать задания на пройденную тему. Если вы примените полученные знания в жизни, то запомните материал надолго, а кривая забывания «сломается». Однако, такой способ лучше использовать сразу после прохождения темы, чтобы отработать еще не забытые знания.
Помимо методик повторения есть еще кое-что — интервалы времени, через которые нужно повторять тему, чтобы запомнить ее надолго. Такие интервалы использует кривая забывания.
Время для повторения информации
Возвращаясь к опыту Эббингауза, можно сделать вывод о том, что мозг забывает информацию через определенное время. Чтобы кривая забывания «сломалась», нужно повторять пройденное нужно через такие промежутки:
- Сразу после заучивания;
- Спустя 20 минут;
- Через 8 часов;
- Через 24 часа.
Если хотите запомнить максимально надолго, схема может быть такая:
- Сразу после заучивания;
- Через 20–30 минут;
- Через 1 день;
- Через две-три недели;
- Через два-три месяца.
Топ 3 способа для запоминания цифр и чисел
Стихосложение. Можно запоминать информацию, подбирая рифмы — преобразуя ее в виде рифмованных нескольких слов или целых маленьких стихотворений.
Кроме того, есть очень удачный метод парочки, когда мы делим информацию на блоки или части.
Номер телефона: 89263654235, можно разделить на пары или тройки цифр, которые уже легко запомнить.
89 26 36 54 235
ЦБК
В названии я использовала первые буквы названия мнемотехники — цифро-буквенный код. Дети этим способом никогда не пользуются. Но он самый известный и изложен во всех книгах по развитию памяти.
Цифру мы кодируем в букву, от буквы образуем слово, из слов составляем предложение, а из предложений — рассказ.
Пусть 1 — это «а», 2 — «б», 3 — «г». Придумываем слова, которые начинаются с этих букв и запоминаем для каждой цифры: ананас, бег, гриб. Чтобы запомнить первые три цифры номер телефона 312…, мы представляем такую картину: гриб бежит к ананасу.
Можно кодировать в слова по начальным буквам каждой цифры. 0 — «н» (ноль), 1 — «р» (раз вместо один), 2 -«д» (два), 3 — «т» (три)… 9 — «м» (от слова много, так как «Д» уже занято двойкой).
Цифрообразы
Есть еще один вариант запоминания цифр — трансформация их в образы.
Единица напоминает столб, двойка — гуся, тройка — открытую книгу. Представляем себе образ числа 312. Лежит открытая книга в нее воткнут столб, а гусь пытается вытащить столб из книги.
Это самый экономный вариант для запоминания и очень хорошо запоминается и вспоминается.
Удаление
Это второй летатехнический метод. Он предназначается в большей степени для того, чтобы удалить из памяти информацию, потерявшую свою актуальность, и представляющую собой лишь психический и эмоциональный мусор. В методике удаления можно выделить несколько упражнений.
3
«Летатехническая тряпка»
К примеру, у вас в памяти содержатся ненужные образы (слова, люди, картинки, данные), которые, пусть и не влияют негативно, но отвлекают ваше внимание и мешают концентрации, свободному потоку мыслей и т.д. Представьте всю эту информацию образно отражённой на большой доске для рисования мелом
Затем представьте, как вы берёте мокрую тряпку и стираете все те блоки этой информации, которые вам не нужны. На пустых местах могут образоваться новые образы, связанные с предыдущими или ассоциирующиеся с рядом находящимися. Берёте тряпку снова и продолжаете стирать. Делайте это до тех пор, пока на пустом месте не станет появляться ничего. Эта техника подходит, если информации немного, т.к. вы можете разделить доску на несколько секторов и поочерёдно очищать каждый из них.
4
«Образы на плёнке»
Есть случаи, когда объём информации велик и простая «летатехническая тряпка» может не сработать. Тогда можно эту технику немного трансформировать. Представьте, что все воссоздаваемые образы отображаются на той же доске, но только она накрыта непрозрачной плёнкой. Заполните ненужными данными всю эту плёнку, а потом просто стащите её с доски, освободив сразу большое пространство на новой плёнке, натянутой поверх всё той же доски. Представленный приём использовался в своё время выдающимся советским и российским журналистом, профессиональным мнемонистом и обладателем феноменальной памяти Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.
5
Записывание
Это ещё один приём, который применял С.В. Шерешевский. Он говорил, что ему всегда казалось смешным то, что люди записывают всё, что хотят запомнить, ведь если человек записывает, зачем ему тогда запоминать? Он решил, что если он будет что-то записывать, значит, у него нет необходимости это запоминать
Это стало одним из законов забывания, выведенных Шерешевским, который он стал применять всегда, когда требовалось забыть что-то не особо важное: номера телефонов, фамилии людей и т.п. Использовать этот приём можете и вы
Просто обратите внимание: чем больше человек записывает, тем меньше он использует свою память, а чем меньше он использует свою память, тем меньше она тренирована и тем меньше он может запомнить. Следовательно, чем меньше он будем записывать, тем больше он будет тренировать свою память, и тем больше будет запоминать
И получается, что записываемая информация — это та информация, которая не должна быть запечатлена в памяти, а значит, её можно смело забывать. Очень хороший приём, хотя многим он кажется несколько парадоксальным.
В заключение хочется добавить, что чем больше вы будете практиковаться в забывании ненужной информации, тем быстрее вы освоите этот навык. Через некоторое время потребность в использовании каких-либо техник отпадёт сама собой, т.к. забывать любую информацию и стирать воспоминания вы сможете лишь при помощи одного волевого усилия, дав своему мозгу соответствующую команду.
Не забудьте оставить комментарий. Также нам будет интересно узнать, какая именно из рассмотренных техник забывания представляется вам наиболее эффективной.
Читаем и изучаем
Сирень Бабаева: Гаджеты с каждым днем все больше вытесняют ручную работу. Например, дети сейчас от руки пишут, наверное, только на уроках в школе. Вместо увлечений вышивкой, выжиганием, свободное время занимают планшетами и телефонами, как это влияет на мозг человека?
Людмила Рейхерт: Писать, вышивать, говорить — все это результат работы многих мышц: кисти, артикуляционного аппарата. Здоровый ребенок рождается с полным набором нервных клеток, однако, для того, чтобы приобрести умения, нужно научить мозг работать. Малыш, для того, чтобы полноценно развиваться, должен учиться. С точки зрения нейрофизиологии при обучении между нервными клетками замыкаются связи, и передается информация. В итоге ребенок, который при рождении способен лишь на хаотичные движения, приобретает умение совершать движения целенаправленно.
Письмо необходимо для полноценного развития многих мозга функций. Фото: АиФ/ Татьяна Плешакова
Большое значение для созревания структур головного и спинного мозга имеет мелкая моторика. Например, письмо — это очень сложная, согласованная и тонкая работа многих мышц. Поэтому, несмотря на бум цифровых технологий, полезно учить детей работать руками. То же письмо необходимо для полноценного развития многих мозга функций: зрительных, двигательных.
Статья по теме
«Я к вам пишу». Почему письма от руки популярны и в век интернета?
Кстати, ручное письмо имеет большое значение и для восстановления нарушенных функций мозга. Тезис о том, что «нервные клетки не восстанавливаются», давно устарел. В течение жизни задействована малая толика тех нервных клеток, с которыми человек родился. Восстановить нарушенные функции помогает упорная тонкая работа, такая как каллиграфия. Я, на своих лекциях, не запрещаю фотографировать информацию, представленную на слайдах, но всегда советую, что полезнее записывать и проговаривать. Это повышает эффективность обучения.
— Ученые корейского университета исследовали мозг подростков, которым был поставлен диагноз «зависимость от интернета и смартфона». Результаты показали, что их мозг напоминал состояние мозга людей, страдающих депрессией и тревожностью, насколько это серьезно?
Статья по теме
«Сил радоваться нет». Почему психика реагирует на смену времен года
— Депрессия — это заболевание, в основе которого лежит нарушение связей между нервными клетками. Постоянное погружение в смартфоны явно не гармонизирует эти связи.
Зависимость от гаджетов — это не только медицинская проблема, но и формирование нежелательных социальных последствий: ребенок уходит в виртуальное пространство и не приобретает умения непосредственного общения. Гаджеты должны быть только дополнением к реальной жизни, и ни в коей мере не должны ее замещать.
Неслучайно есть рекомендации для каждой возрастной группы по количеству времени, которое можно проводить за компьютером, смартфоном.
— Сейчас много говорят о том, что мозг «перегружен» информацией. Особенно у школьников, студентов, вы с этим согласны? Надо ли беречь голову от нагрузок?
— Голову надо беречь от ударов, травм, а не от интенсивной интеллектуальной работы. Активная интеллектуальная деятельность тренирует мозг и ничего, кроме пользы, не несет. Поэтому разговоры о том, что школьников, студентов чрезмерно нагружают и им очень тяжело, я не поддерживаю. Да, им нелегко, но я глубоко убеждена, что это очень правильный путь к развитию своего интеллекта, расширению кругозора, да и к более интересной жизни. Но, хочу подчеркнуть, что все должно быть в меру. Работу нужно чередовать с полноценным, «переключающим» отдыхом. Иначе в условиях постоянного «дедлайна», большого потока информации, при условиях дефицита времени можно заработать информационный невроз.
Статья по теме
«Это поступок плохой, а не ты». Психолог – о детских психотравмах
Есть такое понятие — когнитивный резерв, и есть болезнь Альцгеймера. Пациентов с таким недугом становится все больше. Однако пациенты с большим когнитивным резервом до уровня полного слабоумия будут идти дольше, чем те, у кого уровень образования, знаний, объем информации меньше. В каком бы возрасте ни был человек, как бы он ни был немощен физически, нужно тренировать свою память и мозг. Для этого подойдет любое умственное занятие: чтение, изучение языков, отгадывание кроссвордов.
Нужно тренировать память и мозг. Фото: pixabay.com
Что еще может помочь быстро и надолго запомнить?
Мнемотехника! Она может заменить то эмоциональное вовлечение, которое необходимо, чтобы мозг откликнулся и запомнил.
Кстати, в мнемонические приемах также используются образы. Без них никак. Как все происходит?
Мы переводим информацию в образы, соединяем образы, запоминаем последовательности образов и фиксируем их в памяти. Рассмотрим некоторые мнемонические приемы.
Их существует большое количество.
Старинные расстановки
Метод локаций или метод Цицерона
Суть этого метода заключается в том, чтобы мысленно привязать запоминаемые данные к определенному и знакомому месту.
Привязка производится с помощью образа, что облегчает вспоминание самих данных. Образ места напоминает нам запомненную информацию и она всплывает автоматически.
Для этого нужно освоить эту мнемотехнику.
Она заключается в следующем:
Вы заранее определяете сколько единиц информации вам нужно запомнить и отбираете столько знакомых мест, сколько нужно. В качестве мест можно использовать свою комнату, квартиру, дом, улицу, план города.
Для начала запомните места. Если это комната, то местами, к которым необходимо привязать информацию, будут предметы, в комнате. Если квартира, то местами будут: прихожая, коридор, кухня, гостиная, спальня, ванная комната, туалет.
Мысленно пройдитесь по часовой стрелке и запоминайте, как у вас расположены предметы в комнате. Или решите, в каком порядке вы будете их использовать, и хорошенько запомните.
Если мест для запоминания не хватает, то выберите маршрут от дома до работы или института. Любимый фильм, книгу. В этом случае запомните сюжеты, которые будут нужными местами.
Техника заключается в образном связывании запоминаемой информации с местом.
Простой пример
Например, вам необходимо запомнить список слов: собака, книга, гитара, велосипед, яблоко. Определяем места по часовой стрелке: полка, диван подоконник, лампа, стол, кровать.
Начинаем связывать: на полку залезла огромная коричневая собака, она пытается там уместится, еле-еле садится на полку, но лапы такие большие, что свисают и в конечном счете, она с нее падает.
Белый диван превращается в раскрытую книгу, к которому можно подойти и полистать страницы, они такие мягкие, что можно без ущерба, посидеть на них и даже полежать. И когда ложишься, книга сама нашептывает то, что там написано.
Подоконник — это огромный рот, а там потайное место. Рот открывается, а там лежит гитара.
У живой лампы, стоящей на столе есть колеса. Она может уезжать в потайное место, когда она на не нужна. А когда нужна, она ножками крутит педали и включается свет.
Я вижу, что стол прогнулся или еле-еле удерживается от того, чтобы не сломаться от такого большого количества яблок, насыпанных горой. Либо огромного гигантского яблока.
Образы нужно не просто помещать в места, а связывать их вместе и оживлять, придумывать несуществующие связи. Добавлять звук, движение.
После того, как вы все образы связали с местами, еще раз мысленно пройдитесь по комнате, чтобы вспомнить предметы и ассоциации к ним.
Почему работает привязка?
Еще один прием мнемоники — последовательные ассоциации. Ассоциация — это, когда между образами существует привязка или связь, и вспоминание одного образ автоматически вызывает другой.
Ассоциации работают, потому что это интересно и вы быстро их представляете и запоминаете.
А еще все дело в образах, образная память связана с правым полушарием, не имеет границ, и повторы уже не обязательны.
Суть этого метода заключается в последовательном придумывании истории из той информации, которую необходимо запомнить. В отличии от метода Цицерона мы не привязываем к местам.
Если нам нужно запомнить те же слова: собака, книга, гитара, велосипед, яблоко. Мы придумываем такую историю. Собака нашла огромную книгу, она залезла в нее как в будку.
А у книги-будки была своя жизнь, она мечтала научиться играть на гитаре. Мы представляем как у книги вытянулись ножки и она возвышаясь на собакой играет на гитаре, положа ногу на ногу.
Коричневая блестящая гитара трансформируется в велосипед, мчащийся на большой скорости. На ходу он ест яблоко, чтобы восполнить свои силы.
Как ест? Руль превращается в руку, которая запихивает яблоко в рот. Можете сами представить, где у велосипеда рот))
Акронимы
Что это такое? Это слово, где одна или две буквы являются начальными буквами запоминаемых слов. ЦУМ — центральный универсальный магазин. Таким способом можно запоминать трудные слова.
Потворим?
Метод пиктограмм.
Переводим весь текст, информацию в схемы, в значки, в символы или в иероглифы. Затем добиваемся идентичного с оригиналом воспроизведения — чтобы мы могли точно по схеме, значкам воспроизвести текст, стихотворение, слово.
Долговременная память
Использование системы накопления: метод Аткинсона
А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.
Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.
Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты
Суть системы такова:
- Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
- Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
- В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.
Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.
Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.
Исследования показали, что в результате применения этой техники:
- выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
- способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
- с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.
Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.
Базовые способы и виды запоминания
Итак, как же, с учетом всего вышеизложенного, хакнуть собственную память и запоминать что угодно на какой угодно срок? Существует три основных способа, одновременно являющихся и тремя базовыми видами запоминания.
Механическое запоминание
Этому способу запоминания нас учат еще в глубоком детстве. Он подразумевает под собой многократные повторения конкретных действий или конкретной информации (проще говоря, зубрежка). Несмотря на то, что этот метод запоминания применяется и в школе, и в университете, и даже в повседневной жизни, он считается наименее эффективным. Его главный недостаток в том, что он требует много временных ресурсов, но при этом дает недолговечный результат. Ведь в первую очередь от чего «очищается» наша память — это именно от вещей, запомненных механически.
Мнемоническое запоминание
Это запоминание считается одним из самых эффективных в мире, потому что дает наиболее долговечный результат. Оно опирается на уже усвоенную информацию, благодаря чему возникают устойчивые связи. Мнемотехники увеличивают объем и скорость запоминания в десятки раз! Они могут опираться и на созвучие, и на визуальную схожесть, и на любые индивидуальные корреляции.
Чтобы запомнить информацию мнемоническим методом, нужно связать ее с ярким образом или воспоминанием, с которым эту информацию можно проассоциировать. Этот метод напоминает визуализацию. Например, вам нужно запомнить, что такое синонимы и антонимы. Вы можете представить себе двух подружек, которые держатся за руки (скажем, себя и свою подругу детства), — это будут синонимы, ведь они, как и подружки, очень близки и похожи. Антонимы же — это те же подружки, но в ссоре, какая у вас случилась буквально на прошлой неделе. Вы уже не держитесь за руки, а сидите на разных концах скамьи. Следовательно, антонимы — это противоположности.
Аналитическое запоминание
Этот метод запоминания требует полного погружения в содержание и навык аналитического мышления. Подразумевается многоэтапная работа с текстом, поэтому данный метод занимает столько же времени, сколько и первый, механический, но так же дает более долговечный результат, как мнемотехники.
Аналитическое запоминание включает в себя:
- составление плана по изучению информации;
- разделение массива информации на блоки и структурирование;
- выделение микротем;
- конспектирование в процессе изучения;
- понимание логической взаимосвязи между блоками информации;
- отработка информации на практике.
Этот метод лучше всего подходит для тех случаев, когда необходимо выучить достаточно большой массив преимущественно теоретической информации, как это часто бывает, например, в университете.
Почему человеку необходимо забывать информацию
Итак, ученые выяснили, что мозг старается запомнить информацию, которая связана с положительными эмоциями, но почему забывается остальная. почему нельзя помнить все? Дело в том, что нам самим просто необходимо забывать часть информации, так как излишне хорошая память вызывает много неприятностей.
Больные с суперпамятью не могут сконцентрироваться на настоящем, так как все что они видят вокруг, погружает их в бесконтрольные ассоциации с прошлым. Плохая же память позволяет забыть неприятные события и даже поднять нашу самооценку. Но, даже если не брать в расчет крайние случаи и эмоции, излишне хорошая память человеку все равно мешает.
Для нормальной работы мозгу необходимо забывать часть информации
Представьте, что вы сменили пароль от соцсети или PIN-код банковской карты. Нужно ли вам помнить старый пароль или код? При излишне хорошей памяти ассоциации могут нас запутать, предоставляя не те цифры, которые нужны в данный момент. Поэтому мозг обладает свойством заменять неактуальную информацию актуальной.
На этот счет существует множество экспериментальных исследований ученых. Все они пришли к одному выводу — чтобы что-то запомнить, человеку нужно что-либо забыть. К примеру, психологи университета Глазго просили участников эксперимента запомнить два задания. В итоге выяснилось, что с одной стороны первое задание помогало запомнить второе. Но с другой — чем меньше человек помнил подробностей о первом задании, тем лучше он запоминал второе.
К подобному выводу пришли нейробиологи из Кембриджа. Они выяснили, что чем чаще человек вспоминает что-то одно, тем сильнее забывает что-то другое. Также проводились эксперименты над мышами, в которых выяснилось, что новые нейроны улучшают запоминание новой информации, но в то же время помогают что-то “удалить” из долгосрочной памяти мозга. Но, если вы считаете, что ваша память совсем плохая, предлагаем включить в рацион определенные продукты, которые помогут ее улучшить.
Как развить возможности мозга
Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.
Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.
А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?
Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:
- Длительное время.
- Терпение.
- Усилия и настойчивость.
- Грамотный наставник.
Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.
Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.
Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.
Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.
В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения. Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся. Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?
Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.
Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность
Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание
Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики — многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.
Методика улучшения запоминания
Связь с местом
Связь с местом тоже помогает вспомнить информацию. Это подтверждает забавное исследование: шести дайверам дали список из 40 слов. 20 слов они учили на берегу, еще 20 — под водой. Затем дайверов протестировали, один раз на берегу, другой раз под водой. Слова, которые они учили под водой, лучше вспоминались под водой, и наоборот.
Если вы читаете в своей спальне, то и вспомнить прочитанное легче всего там. Но не бежать же в спальню каждый раз, когда нужно чем-то поделиться. Используйте лайфхак.
Лайфхак: найдите вещь, которая напомнит вам об атмосфере спальни: подушку, светильник, плед. Мысленно перенеситесь в спальню, и память заработает.
Что же нужно делать, как правильно запоминать информацию на долгое время?
Да, все верно, мы должны испытать глубочайшие эмоции при запоминании, а потом повторить (пересказать) информацию определенное количество раз.
Если мы не испытываем никаких эмоций, а просто механически учим, то так тоже возможно, но будет очень долго и скучно) О том, как вызывать эмоции, напишу чуть ниже. А сейчас про повторение.
Секреты повторения
Ученый-исследователь, психолог Герман Эббингауз, озадачился узнать, как человек запоминает информацию. Он тестировал все на себе.
Эббингауз придумал бессмысленные слоги (типа ЩОД, ВЫК и т.д.), которые сродни нашей скучной информации, запоминал их и отмечал время, когда происходит забывание информации.
Он вывел не только кривую забывания, но и кривую заучивания. Что касается забывания, то через час после заучивания, мы помним меньше половины от того, что учили.
А если захотим вспомнить этот материал через месяц и позже, то только 20 % останется в памяти. Но есть «точки возврата», когда необходимо повторить, чтобы помнить хорошо и долго.
Итак, как эффективно повторять материал, чтобы запомнить надолго?
Как вы уже видите из графика забывания, что информация теряется после истечения определенных моментов времени.
Поэтому мы распределяем во времени повторение. Например, нам нужно запомнить определенный текст. Что мы делаем:
- Учим материал. 1 раз читаем и пересказываем.
- Первое повторение через 15-20 минут. Читаем 1 раз и 1 раз пересказываем.
- Второе повторение. Через 2 часа. Пробежка глазами.
- Третье повторение. Через 12-24 часа. Пробежка глазами.
- Четвертое повторение. Через 3 дня. Та же пробежка, можно пересказать.
- Пятое повторение. Чрез неделю.
Но! Есть исключения и дополнения к этому правилу:
- Тот материал, который мы осмыслили запоминается в 9 раз быстрее.
- Необходимо заучивать в целом, а не по частям. То есть сначала выявить структуру того, что запоминаем, понять в целом, в потом приступать к заучиванию.
- Помнить об эффекте края, который также обнаружил Эббингауз. Информацию, которую вы заучиваете в первую и последнюю очередь, помнится лучше. Поэтому самую нужную информацию прорабатываем сначала и в конце.
А если все таки подключить эмоции?
Это будет большой плюс к обучению мозга. Как же испытать эмоции при запоминании скучного текста? Нужно сделать этот процесс для нас интересным.
Когда мне нужно было что-то выучить, я читала параграф по литературе, биологии или по истории и у меня разыгрывалась целая картина происходящего. Или вот я уже представляю, что с блеском рассказываю этот параграф перед всем классом.
А что было бы интересным для вас? Может быть вы в своем воображении стали учителем и просили своих учеников перессказать этот параграф? Так, вы представляете, что Петров вам на уроке отвечает эту часть темы, а другую часть — Иванов.
А они — то не подготовились. Что же они забыли сказать? Вам же надо им поставить оценку в журнал. И вы листаете и изучаете текст уже с другим чувством.
А может быть, вы уже состоявшийся человек, мудрый, опытный богатый и при беседе за чашечкой кофе с другими бизнесменами блещите эрудицией.
Ведь именно знание этого параграфа помогло вам быть более раскрепощенным, успешным, уверенным в своих знаниях. Кем вы представляете себя, когда мечтаете? Смело используйте это в запоминании.
Вам точно не померещилось?
Что мы только что делали? Мы подключали к запоминанию образы. Зачем?
Образная память не имеет границ и сроков хранения. Поэтому если мы запоминаем, привлекая образы в помощь, то эта информация запоминается легко и надолго.
И секрет весь в том, что повторять таким образом запомненную информацию может и не потребоваться.
Образы могут быть не только визуальными. Мы может пользоваться всеми 5 органами чувств (слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом), чтобы лучше запоминать.
Но наиболее сильна память на запахи, мы всегда будем помнить все, что связано с конкретными запахами в прошлом и прямо сейчас. Это связано с особым строением головного мозга.
Сигналы о запахах достигают памяти сразу, минуя рецепторы и анализаторы. Поэтому использование запахов при запоминании очень эффективно.
Учите вы что-то, распылите рядом любимый запах. Более того, есть специальные запахи, которые усиливают интеллект: лимон, эвкалипт, жасмин.