Cоциальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома

Проблемы и особенности социальной адаптации детей-сирот

Проблема положительной социальной адаптации особенно остро затрагивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети попадают в детские дома, где возможности формирования положительной социальной адаптации сильно ограничены. Это обусловлено рядом проблем, возникающих в социальном развитии и социальной адаптации таких детей. К ним относятся:

  1. Отсутствие взаимодействия с близкими людьми. Ребенку требуется тесная эмоциональная связь со взрослым для его нормального развития. А такой связи в условиях детского дома создать невозможно.

  2. Психологические переживания ребенка. Они связаны с перенесенной им трагедией: смерти родителей, их ухода из жизни ребенка или их отсутствия вовсе, из-за чего ребенку неведомо, что такое любовь и забота, ощущение нужности и защищенности.

  3. Условия жизни в детском доме. Попадание в замкнутое пространство, лишающее возможности ежедневного взаимодействия с социумом. Ребенок не имеет представления о том, что происходит в мире. Круг его общения ограничен воспитанниками и персоналом детского дома. Поэтому происходит формирование искаженных представлений об устройстве социальной среды.

    Рисунок 3. Причины дезадаптации детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  4. Отсутствие представлений о ценностях труда и вещей. Если ребенок с раннего детства пребывает в детском доме, то он привыкает, что ему предоставляют пищу и уход. Он не имеет представления о ценности своего труда и труда других людей, не способен бережно относиться к вещам и игрушкам, ценить помощь и поддержку взрослых.

  5. Развитие заниженной самооценки. В силу того, что ребенка оказывается лишенным родительской любви и заботы, у него формируется неуверенность в себе, возникает чувство ненужности, неполноценности.

  6. Отсутствие индивидуального подхода. Воспитанников детского дома много, а персонала по их обслуживанию – недостаточно. Естественно, что индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника не удается реализовать. Это приводит к возникновению ряда проблем в развитии ребенка и его дальнейшей интеграции в социальную среду.

Рисунок 4. Причины дезадаптации детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Это интересно: 9 ошибок которые совершают женщины — во всех подробностях

Цель социальной адаптации детей-сирот

Определение 1

Социальная адаптация детей-сирот – это форма организации социальной работы, ориентированной на предоставление социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и их привыкание к новым условиям жизнедеятельности.

Социальная адаптация детей-сирот ориентирована на развитие у них социальных основ жизнедеятельности, принятие ими социальных ролей для успешной жизнедеятельности в социальной среде. Она включает в себя приспособление к разным условиям жизнедеятельности, развитие умений самообслуживания, бытовых навыков, развитие коммуникативного взаимодействия.

Рисунок 1. Социальная адаптация детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Целевым назначением социальной адаптации детей-сирот является формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в завтрашнем дне, а также воспитание ответственности и подготовку к дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности и ее разнообразным условиям.

Рисунок 2. Результативность социальной адаптации детей сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах, активно готовятся к жизни в социальной среде. Деятельность детского дома ориентирована на подготовку его воспитанников к социальной жизнедеятельности, построению социальных взаимоотношений и приспособлению к социальной среде разного характера. От успешности реализации данной деятельности зависит дальнейшее развитие ребенка. Детский дом осуществляет воспитательные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации и развития девиантного и противоправного поведения среди воспитанников.

Социальная адаптация ребенка в условиях детского дома направлена на развитие следующих свойств личности воспитанника, навыков, поведенческих реакций:

  • Умение контролировать свои действия и поступки;
  • Навыки противостояния чужому отрицательному влиянию;
  • Развитие адекватного восприятия педагогического воспитания;
  • Формирование навыков построения гармоничных отношений ;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Приспособление к коллективной детской деятельности.

Риски при принятии ребенка в приемную семью

Прежде чем говорить о рисках, следует не забывать о мотивах принятого решения. Чем сильнее мотивация, тем меньше вероятность разочарования и отторжения идеи и желания принятия приемного ребенка в семью. Как правило, желание усыновить ребенка возникает у бездетных супругов.

Основными мотивами при этом являются:

  • продолжение рода (воспитание детей – единственная возможностью создания семьи). Инициатором в данном вопросе обычно выступает супруга, вследствие выраженного материнского инстинкта. Факторами риска являются возможные разногласия супругов по этому вопросу, а при принятии ребенка в семью – разные взгляды на воспитание, предвзятое отношение к дальнейшему воспитанию. Ком проблем со временем нарастает и заканчивается принятием решения о возврате ребенка в интернат, либо распадом семьи;
  • «смысл жизни» (придает осмысленность дальнейшего существования родителям). В данном мотиве существенно возрастает риск склонности к идеализации взятого на воспитание ребенка. Вслед за первой фазы адаптации (ознакомления дозволенного) у ребенка начинается переход ко второй фазе (регрессу). В этот момент и происходит разочарование у родителей, но есть и положительный момент – родители пытаются преодолеть эти трудности и объединяются в своих взглядах для решения вопроса.
  • компенсация потери собственного ребенка. Одна из самых опасных мотиваций, которая может перерасти в отвержение ребенка из-за неоправданных ожиданий;
  • стабилизация супружеских отношений (деструктивная причина в большинстве случаев). Труднопредсказуемый успех в данном вопросе, так как новый маленький член неустойчивой семьи может послужить катализатором еще более сложных отношений;
  • поиск материальной выгоды в улучшении жилищных условий и различных пособий (безответственная и опасная мотивация, имеющая давние исторические корни). Думаю, что любой здравомыслящий человек и гражданин не пойдет на усыновление ради своей материальной выгоды, но увы, встречаются и такие случаи.

Список трудностей, типичных для приёмных детей

Опыт из практики психологов показывает, что из проблем, с которыми сталкиваются приемные родители можно выделить следующие:

  • полное отсутствие или нехватка знаний об особенностях психологии детей-сирот;
  • безрезультатные попытки родителей в воспитании приемного ребенка, полагаясь на свой личный положительный опыт в этом вопросе;
  • проявление авторитарного способа воспитания и стремление достигнуть идеальных результатов;
  • повышенные требования к себе и к приемному ребенку;
  • упор родителей, направленный на исправление конкретного недостатка ребенка, выбор неправильного несущественного направления;
  • занижение достоинств ребенка;
  • неудачное и частое сравнение приемного со своими детьми или сверстниками;
  • игнорирование маленьких достижений ребенка или запоздалые поощрения за достигнутые успехи;
  • трудности, связанные с религиозными аспектами воспитания и особым взглядом на мировоззрение в целом.

Истоки сексуальной культуры

1.              Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом — скелет,внутренние органы, системы жизнеобеспечения).

2.              Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,вторичные половые признаки).

3.              Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека

4.              Беседы о сущности беременности и бережном отношении кбеременным, первые представления о родах.

5.              О дружбе мальчиков и девочек

Школа будущих родителей

«Уход за новорожденным ребенком»

1.     Предметы ухода за ребенком.

2.     Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.

3.     Приготовление стерильного растительного масла, его использование для профилактики опрелости.

4.     Купание.

Основные навыки и умения

1.  Знать как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметыухода, одежда).

2.            Уметь проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовыхходов, ушных раковин.

3.            Обработка пупочной ранки.

4.            Приготовление ванны для новорожденного, купание

5.            Правильно готовить стерилизованное растительное масло, порядокобработки кожных складок

6.            Правильно пеленать ребенка

7.            Правила подмывания ребенка

8.            Правила естественного вскармливания новорожденного

Формирование нравственных представлений:

1.            Сказки народов мира о любви (чтение)

2.            Человеческое тело — образец пропорции и красоты (репродукцииизвестных картин, греческая, римская скульптура)

3.            Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народовмира о любви и семье:

·      с целью развития у детей способности любить

·      с целью закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений.

Ролевые игры и тренинги:

1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно, в

зависимости от пола выполнять различные роли (ребенок станет братом, сестрой, мама, папа, тетя, дядя и т.д.) под руководством взрослого.

2.  Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыковвзаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне «Семей»(ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.)

3.  Игры девочек (у каждой девочки должна быть кукла, за которой онадолжна ухаживать) необходимо контролировать и корректироватьповедение девочки «мамы».

4.  Игры мальчиков (военные, строительные с машинками и т.д.)необходимо участие в них мужчины или мальчиков.

5.   Игры, формирующие и закрепляющие в сознании детей эталонымужественности и женственности.

6.  Игры, развивающие навыки этикета.

7.   Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщиныв семье, навыки необходимые в семейном быту.

8.   Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье

9.   Игры, развивающие умение понимать другого со всеми еголичностными особенностями (сказки «Журавль и цапля», «Царевна —лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.)

Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

1.            Тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации.

2.            Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и т.д.).

3.            Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учета состояния другого человека.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека — их назначение.  

Экскурсия — Дом Культуры, библиотеку

Воспитанники должны знать:

·        виды детских учреждений, их назначение,

·        адрес местного ДК, библиотеки;

·        какие кружки, секции в них имеются;

·        правила поведения в ДК и библиотеке.

Воспитанники должны уметь;

·        Обратиться к работнику ДК, библиотеки

·        правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг, журналов.

Жизненное и профессиональное определение

1.            Твой режим дня

2.            Время богатство; друг и враг

3.            Можно ли планировать свою жизнь

4.            Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшейучебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

5.            Мир труда (основные группы и типы профессий)

6.            Интересы, склонности, задатки и способности

7.            Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:

·     Встречи с преподавателями разных профессий

·        вечера «защиты профессии»,

·        викторины по миру профессий, экскурсии,

·        комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,

·        диспут «на что ориентироваться в выборе профессии» и т.д.

Этапы адаптации ребёнка в новой семье

Выделим следующие этапы адаптации приёмного ребенка:

Знакомство с новыми родителями

Самый сложный первый этап – знакомство. Родители присматриваются к ребенку, а он в свою очередь к ним. Все максимально уделяют время друг другу, разговаривают, проводят вместе время, стараясь для начала хотя бы подружиться. Базовая тревога, страх потерять друг друга делает участников процесса осторожными и внимательными. Однако рано или поздно наступает кризисный момент, когда дети начинают капризничать или отдаляться от родителей по разным причинам.

Регрессия поведения

Тогда наступает второй этап – регрессия. На первых парах ребенок прибывает в некой эйфории от новой жизни, но спустя некоторое время его психологические проблемы дают о себе знать. Если ребенок в прошлом находился в неблагополучной семье, где присутствовало, вероятнее всего у него сформировались психотравмы. Согласно исследованиям, дети, подвергшиеся насилию, в дальнейшем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки и склоны к суицидальным наклонностям. Вследствие этого дети-сироты теряют способность к адаптации в новой обстановке и получают повышенный уровень депрессии. Поэтому ребенку сложно приходится в новой семье, ведь он привык к одиночеству и отсутствию внимания, заботы, любви. Когда приемные родителя дарят подарки, играют с ним, ухаживают и развлекают, ребенок теряется в этой незнакомой ему атмосфере и может негативно начать реагировать, так как он переживает процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие в прошлом.

Среди Ваших друзей, родственников, знакомых есть люди, которые приютили сирот?
Нет, у всех свои дети 30.77%

Да, они все счастливы. Чужих детей не бывает, относятся как к родным 53.85%

Есть, но им тяжело даётся воспитание приёмных детей 15.38%
Проголосовало: 13

Стоит отметить, что дети с психологическими сложностями ведут себя по-разному. Одни замыкаются в себе, не разговаривают и не идут на контакт, находятся постоянно в грустном и печальном эмоциональном состоянии, а другие наоборот ведут себя дерзко и агрессивно – не слушаются, бунтуют и грубо общаются со взрослыми

В такой ситуации приемным родителям важно обратиться к услугам детского психолога, начать прорабатывать проблемные участки и восстанавливать кирпичик за кирпичиком вместе с ребёнком важные периоды его жизни, которые он потерял, будучи сиротой. И только после общения с детским психологом ребёнок начнет понимать, что родители сильные и обязательно позаботятся о нём – он постепенно перестает тревожиться и чувствует защиту

Прогресс отношений

После этого наступает третий этап – прогресс. Отношения налаживаются, приходит чувство гармонии, спокойствия и доверия. Ребенок перестает испытывать стресс, становится уверенным, открывает родителям секреты, делится желаниями и тянется за тактильными проявлениями любви. Он начинает называть новых родителей «мамой» и «папой», по-настоящему их таковыми воспринимать. Теперь слово «люблю» не кажется ему таким страшным и незнакомым, ведь он начинает испытывать сильные чувства к своим новоиспеченным родителям, при этом ощущая взаимность. На его лице появляется искренняя улыбка, а дом заполняется искрящимся детским смехом, что говорит о том, что ребенок чувствует себя счастливым.

Привыкание к новой семье

Тогда наступает заключительный четвертый этап – привыкание. Все члены семьи привыкают к определенным правилам и порядкам, которые сформировались в ходе совместной жизни с учетом особенностей каждого. Ребенок заводит друзей, ходит в детский сад или школу, помогает с уборкой по дому, создает родителям подарок своими руками на важный праздник. Ребенок становится единым целым с родителями, он спокойно и уверенно начинает смотреть в собственное будущее.

Общие проблемы в психическом и физическом развитии

Для рассматриваемой категории детей характерно отставание в следующих областях психического развития:

  • исследования показывают демонстрацию сиротами задержки в познавательных процессах. Дефицит общения со взрослыми, скудность и примитивность общения со сверстниками, а также ситуативные контакты с внешним миром не требует и не развивает активной речи у ребенка. Они больше ориентированы на выполнение команд или жестов взрослых воспитателей в домах ребенка для выполнения распоряжений, которыми и обусловлена их большая часть жизни в закрытом детском заведении. В дошкольном возрасте часто косноязычие, в описании содержания картины возникают затруднения. В памяти наблюдается опосредованное запоминание;
  • в эмоциональной сфере жизнь без родителей накладывает свои отпечатки. При потребности в любви и внимании дети не умеют налаживать общение в новых знакомствах, избегая эмоционального контакта. Однако встречается и другой тип детей, которые проявляют некоторую «прилипчивость» к новому знакомому человеку, стараясь постоянно прикоснуться до него. Вскоре и к такому знакомству пропадает интерес, что говорит об отсутствии устойчивой привязанности. Двигательные навыки ниже, чем у сверстников из семьи, характерны малоподвижность, вялая мимика, неловкость в движениях;
  • в самосознании происходит искажения из-за отсутствия игр и общения со взрослыми;
  • общение со взрослыми протекает вяло, оживление при нечастых беседах проявляется редко, интерес в беседе быстро затухает при ослабевании активности взрослого;
  • общение со своими сверстниками интерес в беседах обусловлен равными обедненными эмоциями. Как правило, общение у ребенка происходит с одной и той же группой детей, что говорит о «безусловной» принадлежности к этой группе. Ребенок не желает из-за отсутствия интереса найти другую группу сверстников для общения. В результате однобокого скудного общения формируется шаблонное мышление вместо творческого.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод об особенностях психического развития детей-сирот: неуверенность в себе, негативизм, агрессивность, пассивность, недоверие к окружающим, страхи, несдержанность в эмоциях, неорганизованность. Все эти особенности в дальнейшем затрудняют адаптацию в приемной семье.

Проблемы социализации детей-сирот

Замечание 1

Выпускники интернатов и детских домов гораздо более чаще своих сверстников и благополучных семей, оказываются участниками тех или иных преступлений, становятся жертвами, зачастую теряют работу и жилье, а также значительной степени быстрее становятся алкоголиками, наркоманами жертвами суицида, в целом с трудом создают семью.

Связано это с тем, что вхождение их самостоятельную взрослую жизнь, как правило, что прежде, но достаточно большими сложностями, которое выпускник интернета не всегда проходит успешно.

Причинами таких трудностей вхождения подростка в систему сложных социальных отношений являются различными. В первую очередь это связано с неадекватным восприятием детей-сирот тех разнообразных требований, которые выдвигает им с отцом. Процесс социализации как правило затруднен и даже в случае благоприятного стечения обстоятельств, может быть неравномерно развёрнутый чреват чередой сложностей и тупиков, которые требует совместных усилий детей-сирот и специалистов.

К сожалению, организация жизнедеятельности детей в интернатах устроена так, что формирование одной позиции – позиции сироты, которого не принимают в обществе, является преобладающим.

Поэтому данная роль в течение всей жизни сироты реализуется прекрасной реализуется и удерживает детей-сирот в некой инфантильной иждивенческие позиция, что в свою очередь неизбежно блокирует проявление специальных возможностей человека.

Проблемы адаптации неизбежно вытекают из тех трудности социализации, которые трудно разрешимые.

Замечание 2

Проще говоря, дети, вышедшие из интерната, в большинстве случаев, в жизни общества могут занимать только позицию сироты, надеясь на покровительство государства, так как их психологическое состояние заточено на положение беспомощности, не приученные опираться на собственные ресурсы.

Культура поведения:

1.            Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

2.            Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

3.            Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выраженияблагодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

5.            Формы поздравления

6.Культура речи при пользовании телефоном

7.            Этикет и манеры

8.            Общие правила поведения в общественных местах

Воспитанники должны знать:

·  требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

·  правила поведения при встрече и расставании

·  формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживаниемблагодарности

·  как культурно разговаривать по телефону

·  как вести себя в общественных местах

·  иметь представление об этикете и манерах

Воспитанники должны уметь:

·  следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

·  следить за собой, своей походкой и жестикуляцией

·  правильно вести себя при встрече и расставании

·  вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,благодарить.

·  тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими исверстниками

·  культурно вести себя в общественных местах

Азбука общения

1.  Честность в отношении друг с другом

2.           Плохой хороший поступок в общении

3.           О дружбе и товариществе

Практические занятия:

1.            Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,оказывать помощь и заботу и т.д.).

2.            Организация специальной деятельности, направленной на помощьтоварищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрыйпоступок», «Забота» и т.д.)

3.            Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступкитоварищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такоенастоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)

4.            Организация совместной учебной, игровой, художественной,спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанногои разнополого состава).

Индивидуально — групповые инструктивные занятия:

1.            Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.

2.           Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

Советы психологов

Эта тема довольно обширна. Вопросы возникают постоянно и зависят от текущей ситуации. Следует завести контакты с детским психологом и консультироваться непосредственно с ним. Это поможет избежать недопонимания и правильное диагностирование проблем в воспитании на всех фазах, поэтому мы ограничимся простыми вопросами.

Чем мы можем помочь ребенку?

При неприемлемом поведении, постарайтесь адекватно реагировать на это. Прислушайтесь к себе и подумайте, что беспокоит ребенка. Выясните причину, не давя на него. Придется догадываться, так как будет либо защита, либо сложность в объяснении причины ребенком. В такие моменты часто можно услышать ответ «отстань от меня».

Держите на контроле его поведение, но не наказывайте, а поддержите. Отвлекитесь от своих домашних дел. Неприемлемо оставлять ребенка одного ил полностью игнорировать его просьбы. Наказание «иди в угол» лишь притупляет негодование взрослого.

Любое наказание ребенка может привести к мыслям, что его отвергают

Важно донести, что вы понимаете его негативные чувства и эмоции, но при этом не потерпите плохого поведения в дальнейшем. В заключение хочется пожелать благоразумности, осмысленного принятия решения об усыновлении детей и терпимости к детям. Чужих детей не бывает!

Чужих детей не бывает!

Жилище:

1.  Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения ислужбы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений;виды отопления.

2.           Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия — по детскому дому

Практические работы — заполнение почтовых адресов на конвертах

Воспитанники должны знать;

·  виды жилых помещений в городе, деревне, их различия

·  почтовый адрес и телефоны детского дома

Воспитанники должны уметь

·        подписывать адрес на конвертах

Одежда и обувь

1.            Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

2.            Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

3.            Виды обуви, размеры; уход за обувью — сушка, чистка, кремы;подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы:

·        чистка и сушка верхней одежды и обуви,

·        снятие мерок (определение размера)

Воспитанники должны знать

·        Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)

·        Правила ухода за одеждой и обувью

Воспитанники должны уметь;

·        подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различатьих назначения ( повседневная, праздничная, спортивная)

·        сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению

·        подбирать крем и чистить кожаную обувь

Питание:

1.  Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктовпитания.

2.           Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых икомбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница;приготовление салата, винегрета, заваривание чая).

3.           Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования иухода за ними. Химические средства ухода

4.     Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

·        приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,

·        отваривание яиц,

·        заваривание чая.

Воспитанники должны знать

·        Виды бутербродов,

·        различные меню завтрака,

·        санитарно — гигиенические требования к процессу приготовления пищи,

·        правила сервировки стола к завтраку;

·        правила заваривания чая,

·        назначение кухонных принадлежностей и посуды;

·        санитарно — гигиенические требования к использованию химических средств по ухода за посудой.

Воспитанники должны уметь:

·        Резать ножом продукты для бутербродов;

·        отваривать яйца,

·        жарить яичницу;

·        нарезать варенные овощи кубиками, соломкой,

·        накрывать на стол с учетом конкретного меню.

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

Основные направления социализации детей-сирот

Многолетний опыт работы и наблюдений можно выявить основные направления социализации, которые необходимо проводить с будущими выпускниками интернатов:

Основная работа в процессе в процессе социализации сирот должна проводиться в направлении формирование адекватного представления о семье и ее членов, а также взаимоотношениях внутри семьи. Здесь прекрасно подойдут сюжетно-ролевые игры, либо ситуативные беседы, проводимые за круглыми столами и занятия, конференции по самым интимным темам, которые зачастую замалчиваются педагогами. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины. В процессе такой игры подростки могут обсуждать самые открытые вопросы, которые наиболее волнительны. Крайне важным является формирование основ правосознания и правовой культуры. Выпускник должен понимать необходимость соблюдения закона и последствия неотвратимости наказания в случае его нарушения. Необходимо повышать уровень ориентированности детей в основных вопросах их прав и льгот, а также обязанности, которые они должны соблюдать в современном обществе, о том, что необходимо координировать свои действия в зависимости от того, в какой ситуации он находится, необходимо развивать умение отстаивать свои права, в случае если их не соблюдают. Развитие коммуникативной компетентности также является приоритетным направлением развития детей-сирот, в том числе освоение различных форм и методов общения. Необходимо прививать осознание своих возможностей в той или иной области для успешной реализации себя в обществе в качестве профессионала

Педагог должен уделять особое внимание межличностному отношению в группах с целью помощи оценки ситуации в коллективе среди воспитанников. Таким образом, можно привить грамотно организованную и регулярно проводимую диагностику, которую должны проделывать воспитанники еще в стенах интерната

Также важным пунктом в обучении подростков является возможность детьми видеть ситуацию подбирать такие способы поведения, в различных обстоятельствах, которые будут наиболее приемлемы

Необходимо формирование главных навыков умение управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, необходимо проводить тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания и работа в группе, совместный труд, проведение ситуативных бесед, в процессе которых учащиеся может раскрывать свои способности, показывать себя, с другой стороны.

Личная гигиена:

1. Правила личной гигиены

2. Уход за волосами (мытье, прическа)

3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

5. Твой внешний вид

Практические работы:

· Выполнение утреннего и вечернего туалета;

· причесывание волос

Воспитанники должны знать
;

1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

2. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью

3. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

4. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий

Воспитанники должны уметь
:

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

3. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

4. Чистить зубы

5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).

Развивающая среда и направления воспитания в приёмной семье, в которой находится ребенок

Следует выделить пять основных векторов:

постоянное изменение окружающего мира (обстановка и принципы наполнение должны обновляться в зависимости от текущей потребности и возраста); общение (важно использовать любые мелочи в этом вопросе). Про общение и подачу ценной, точной и конкретной информации говорилось выше. Следует добавить, что даже правильная расстановка детской мебели играет роль для комфортного общения детей и взрослых, уравнивая позиции и помогая сблизиться; пространственное разнообразие (ребенок должен иметь возможность смены вида деятельности по своему настроению)

Немаловажный принцип при смене детской активности на отдых. При наличии двух детей и более важно соблюдать легкодоступность к предметам игры, развлечений и учебы, чтобы исключить помеху друг другу; гендерный принцип (развивающая среда должна учитывать особенности детей в рамках пола ребенка). Часть материалов и предметов предназначается для того, чтобы мальчик составлял представление о мужественности, а девочка – о женственности; эстетика и порядок (дети воспринимают информацию визуально особо активно). Важно создать такое разнообразие среды, чтобы элементы гармонично сочетались и не нагружали ребенка. При этом важно учитывать и декор помещения, в котором проводит основное время дети

Следует добавить, что даже правильная расстановка детской мебели играет роль для комфортного общения детей и взрослых, уравнивая позиции и помогая сблизиться; пространственное разнообразие (ребенок должен иметь возможность смены вида деятельности по своему настроению). Немаловажный принцип при смене детской активности на отдых

При наличии двух детей и более важно соблюдать легкодоступность к предметам игры, развлечений и учебы, чтобы исключить помеху друг другу; гендерный принцип (развивающая среда должна учитывать особенности детей в рамках пола ребенка). Часть материалов и предметов предназначается для того, чтобы мальчик составлял представление о мужественности, а девочка – о женственности; эстетика и порядок (дети воспринимают информацию визуально особо активно)

Важно создать такое разнообразие среды, чтобы элементы гармонично сочетались и не нагружали ребенка. При этом важно учитывать и декор помещения, в котором проводит основное время дети.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: