Причины
Клиническая картина
Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:
- отсутствие лепетания;
- ребенок поздно начинает говорить;
- ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
- замена фонем или пропуск сложных для произношения.
После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.
В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.
Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.
Различия течения патологии у взрослых и детей
Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.
Апраксия речи считается моторным нарушением речи
На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима. Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А
Р. Лурия):
Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):
- кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
- кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
- пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
- регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.
Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.
Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.
Апраксия — что это такое
Апраксия — это патологическое состояние, сопровождающееся нарушением способности к совершению целенаправленных последовательных движений, при условии сохранности необходимого для этого объема сенсорных и двигательных функций. Апраксия возникает на фоне очагового поражения коры головного мозга или/и подкорковых узлов.
Причинами развития апраксии могут быть опухоли головного мозга, ЧМТ (черепно-мозговая травма), инфекции, сопровождающиеся поражением мозговых оболочек и коры головного мозга, кровоизлияния в головной мозг.
Праксис — что это
Высшей нервной деятельностью человека называют совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих процесс усвоения информации, обучение новым видам деятельности, формирование целенаправленного поведения, мышления, сознания и психической деятельности.
Высшая нервная деятельность (ВНД) человека включает в себя мышление, речь, память, внимание, восприятие, эмоции и темперамент, волю, воображение, праксис. Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения
В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие)
Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения. В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие).
- обучение сложным двигательным актам;
- совершение целенаправленных движений;
- автоматизм совершаемых сложных и простых движений.
Регулирование праксиса происходит на уровне коры и подкорковых структур головного мозга. При поражении зон головного мозга, отвечающих за праксис, развивается апраксия.
В большинстве случае апраксия развивается на фоне поражений лобно-теменных областей коры головного мозга.
Лечение апраксии у детей с аутизмом
Для детей с аутизмом и CAS коррекционная программа составляется с учетом общей психоэмоциональной и физиологической картины, иначе терапия не будет результативной. Поэтому коррекция речи при аутизме и апраксии – задача не только логопеда, но и других специалистов (АВА-терапевты, эрготерапевты). Кроме того, чрезвычайно важную роль в лечении выполняют и родители аутичного малыша. Перечислим некоторые методики, широко используемые в настоящее время.
Визуальная поддержка
Терапия при помощи иллюстраций-подсказок или планшета с программой, генерирующей голос, является вспомогательным коммуникативным методом, поощряющим становление навыков устной речи. Аутичные дети с выраженными вербальными проблемами начинают лучше воспринимать и активнее употреблять слова при помощи визуальной связи картинок и звука.
Формирование словаря
В рамках данной методики родители вместе с терапевтом формируют основной словарь из одного-двух десятков отдельных слов, наиболее необходимых в быту («есть», «одеваться» и т. д.) и/или особо значимых для малыша (например, «машина», если он любит машинки). Эти слова должны быть просты для имитации их ребенком.
Затем на базе сформированного словаря проводятся тренировки произнесения различных слов – на занятиях со специалистом и дома с родителями, в рамках подходящих ситуаций. Когда малыш обучается правильно произносить очередное слово из словаря, его заменяют следующим новым словом, постепенно расширяя словарный запас ребенка.
Подсказки с помощью жестов
Жестовые подсказки относятся к категории вербально-визуальных и заключаются в наглядной демонстрации малышу работы речевого аппарата при произнесении различных звуков. Например, терапист подносит к губам указательный палец, а затем отодвигает его, произнося при этом звук «п»
Так внимание ребенка привлекается к губам говорящего в момент формирования отдельных звуков
Произнося целое слово, необходимо использовать несколько разных подсказок, чтобы малыш смог понять различия между отдельными звуками. Эта методика очень эффективна в отношении аутичных детей, поскольку большинство из них имеют выраженную склонность к обучению при помощи зрительных образов.
Лечение в домашних условиях
Терапия апраксии дома обычно включает в себя перечисленные выше подходы – по отдельности или в сочетаниях. Также можно воспользоваться и такими простыми, но при этом действенными способами:
- взять предмет, заинтересовавший малыша, и внятно назвать его, держа у самого рта, чтобы ребенок одновременно наблюдал и движения ваших губ и сам предмет. Например: «Машинка. Ты хочешь машинку? Машинка» – а затем отдать игрушку ребенку;
- предложить малышу выбор из двух разных предметов (например, банан и мандарин), держа их около своих губ и четко спрашивая: «Ты хочешь банан или мандарин?». Когда ребенок назовет желаемое (допустим, банан) или укажет на него, повторить – «Ты хочешь банан» и отдать его ребенку;
- максимально часто повторять слова из сформированного словаря во время игр или домашних занятий, сочетая конкретные ежедневные действия с конкретными же словами. При этом следует использовать короткие и понятные фразы. Перед тем, как сделать что-нибудь или дать малышу интересующий его предмет, назовите это действие/предмет, а затем сделайте паузу, чтобы ребенок повторил за вами нужное слово.
Очень полезно разнообразить «звуковыми эффектами» любые игры и даже чтение книг, имитируя различные звуки и поощряя к этому ребенка. Также хороший результат дает разучивание песенок, сопровождающихся определенными движениями – «ножками топ-топ», «в ладошки хлоп» и т. д.
Для родителей, желающих оказать своему малышу максимально действенную помощь в борьбе с аутизмом, связанной с ним апраксией и другими нежелательными состояниями, работают дистанционные курсы ава терапии. Программа курсов посвящена различным современным методикам поведенческого анализа, использование которых позволяет успешно справляться с проявлениями аутизма, затрудняющими развитие и социализацию ребенка.
Причины
Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.
Также влияют дегенеративные явления, которые зачастую локализуются в теменных сегментах. Информацию о жизненно важных стратегиях действия сохраняет именно этот участок, помогает понять, как реагировать в той или иной ситуации.
Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.
Реже такое заболевание возникает вследствие разрушения мозолистого тела, поражения лобных и премоторных участков коры
Именно эти структуры отвечают за координацию движений, что важно при выполнении достаточно сложных движений и манипуляций. Причиной повреждения определенных структур или участков мозга могут быть различные инфекционные заболевания, опухолевые образования, дегенеративные процессы или травмы головы. Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии
Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера
Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии. Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера.
Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.
К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.
Диагностика апраксии
При апраксии повреждаются вторичные поля кинестетического анализатора. Именно это приводит к тому, что человек хочет, но не может совершить какое-то действие. Этот показатель является основным диагностическим критерием. Кроме этого проводятся следующие исследования:
Исследование
Описание
Прикроватное исследование
При подозрении на апраксию человека укладывают и просят повторить простые движения, например, помахать рукой в знак приветствия или прощания
Врач оценивает точность движения и силу мышечного напряжения.
Нейропсихологическое тестирование
Специалисты проводят специальные тесты, которые помогают оценить память, внимание, крупную и мелкую моторику, абстрактное мышление, способность планировать, речь и другие навыки и функции.
Нейровизуализация
Пациенту назначают МРТ, КТ, ангиографию и другие обследования, которые помогают установить причину нарушений работы мозга.
Опрос близких
Родственников и супругов человека опрашивают, чтобы выяснить, как человек ведет себя в быту, может ли сам себя обслуживать, получается ли безопасно использовать привычные предметы.. Диагностикой и определением стадии болезни занимаются невропатологи, логопеды и нейропсихологи
Обследование и дальнейшее лечение требует системного подхода, так как болезнь затрагивает разные навыки и умения.
Диагностикой и определением стадии болезни занимаются невропатологи, логопеды и нейропсихологи. Обследование и дальнейшее лечение требует системного подхода, так как болезнь затрагивает разные навыки и умения.
Что такое апраксия
Каждый день человеку приходится совершать огромное количество действий – простых, сложных, составных. Часть этих действий мы совершаем автоматически, абсолютно не задумываясь над ними. Другая часть действий требует чёткого и продуманного плана.
Древние греки назвали способность к целенаправленным движениям словом «праксис», которое дошло до наших дней. Следовательно, апраксия
– это утрата способности к таким действиям.
Выполнение последовательных комплексов движений – это высшая психическая функция, приобретённая человеком в процессе долгой эволюции. Эта функция приобретается человеком только в процессе жизнедеятельности – при обучении и накоплении некоторого индивидуального опыта. Определённые нарушения в работе головного мозга приводят к утрате этой функции. Человек может выполнять простые действия, являющиеся составными элементами сложного комплекса, однако соединить их в этот самый комплекс для него становится проблематично.
Несмотря на то, что человеческий «праксис» изучался учёными и философами не одну тысячу лет, внимание специалистов к апраксии появилось только во второй половине девятнадцатого века, тогда же и появился данный термин. В 1871 году понятие «апраксия» впервые употребил немецкий филолог Хейман Штейнталь; однако подробное описание симптомов этого заболевания было представлено значительно позднее – это сделал уже в двадцатом веке немецкий врач Г
Лилманн.
Прогноз и реабилитация при апраксии
Прогноз
Прогноз апраксии зависит от множества факторов, включая причину возникновения, степень и характер нарушений, а также эффективность лечения и реабилитационных мероприятий. У каждого пациента прогноз может быть индивидуальным.
В некоторых случаях, особенно при раннем начале лечения и реабилитации, пациенты могут достичь значительного улучшения функциональных возможностей и качества жизни. Однако в других случаях, особенно при тяжелых формах апраксии или при наличии сопутствующих заболеваний, прогноз может быть менее благоприятным.
Реабилитация
Реабилитация играет важную роль в улучшении функциональных возможностей пациентов с апраксией. Целью реабилитационных мероприятий является улучшение координации движений, восстановление мышечного контроля и повышение самостоятельности пациента.
Реабилитационная программа может включать в себя следующие компоненты:
Физическая терапия
Физическая терапия направлена на улучшение мышечного тонуса, снижение спастичности и улучшение координации движений. Врач-физиотерапевт разрабатывает индивидуальную программу упражнений, которая может включать растяжку мышц, укрепление мышц, балансирование и координацию.
Оккупационная терапия
Оккупационная терапия помогает пациентам восстановить и развить навыки, необходимые для выполнения повседневных задач и самообслуживания. Оккупационный терапевт может использовать различные методы, включая тренировку мелкой моторики, улучшение координации движений рук, обучение адаптивным стратегиям и использование специальных устройств и технологий.
Речевая терапия
Речевая терапия может быть полезной для пациентов с апраксией, которые имеют проблемы с артикуляцией и произношением слов. Речевой терапевт помогает пациентам улучшить контроль над мышцами речи, развить правильную артикуляцию и улучшить понимание и использование речи.
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка и консультирование могут быть важными компонентами реабилитационного процесса. Психолог помогает пациенту справиться с эмоциональными трудностями, связанными с апраксией, и разработать стратегии для повышения самооценки и улучшения качества жизни.
Реабилитационная программа должна быть индивидуальной и адаптированной к конкретным потребностям и возможностям пациента. Регулярные занятия и постоянная поддержка специалистов могут помочь пациенту достичь наилучших результатов и улучшить его функциональные возможности.
Симптомы апраксии
Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.
Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:
- сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
- трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
- скованность двигательных операций;
- ходьба мелкими шажками;
- затруднение процесса одевания;
- невнятность речи;
- отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
- нарушение временной и пространственной ориентировки;
- проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
- невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
- устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.
Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:
- раздражительность;
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессия;
- склонность к депрессивному состоянию.
При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.
Лечение
При лечении данного недуга основной упор делается на устранение этиологического фактора, но по сути на сегодняшний день медицина бессильна против этой проблемы. Разработаны лечебные мероприятия, которые достаточно эффективно позволяют достичь стабильно положительного результата:
- назначаются препараты, помогающие нормализовать подачу крови к определенным структурам мозга, в результате в мозг поступает достаточное количество кислорода и питательных элементов;
- постоянно исследуется и контролируется кровяное давление, проводятся профилактические мероприятия ля нормализации последнего;
- регулярный прием антихолинэстеразных препаратов, которые повышают эффективность нормализации нервной и психической функции;
- реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление пораженных участков;
- хирургическое вмешательство.
Эти методы не дают желаемого результата в лечении данной проблемы, они лишь не надолго купируют нежелательную симптоматику. Поэтому врачи предпочитают использовать индивидуальный подход к каждому пациенту, группой специалистов по данной проблеме разрабатывается методика, направленная на реабилитацию когнитивной сферы и устранения причины.
Диагностика
Профилактика
Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:
- отказ от вредных привычек и алкоголя;
- сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
- урегулировать свой режим питания;
- питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
- регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
- следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.
Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.
Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!
Классификация
Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды апраксий:
- Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
- Идеаторная апраксия. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
- Конструктивная апраксия. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.
В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы апраксии:
- Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
- Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
- Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
- Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
- Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.
Моторная апраксия имеет собственную классификацию:
- идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
- мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.
По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:
- Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
- Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
- Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
- Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
- Кинетическая апраксия.
- Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
- Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
- Регуляторная апраксия.
Специфичные типы подразумевают существование следующих видов апраксии:
- апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
- апраксия одевания;
- апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
- апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
- апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.
Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.
Локализация поражений при различных типах апраксии
Классификация видов апраксии
Липманн предложил разделять расстройства праксиса на основании уровня сбоя в цепочке формирования последовательного действия, данный критерий классификации применяют сегодня в зарубежной неврологии. На основании него выделяют следующие виды апраксии:
- идеомоторная – сложности при выполнении простых двигательных актив. Отмечается в ситуации поражения теменной доли в сфере надкраевой и угловой извилины, премоторной зоны, путей сообщения между ними, а также межполушарных корковых и корково-подкорковых связей;
- идеаторная – трудности последовательного совершения сложных действий в случае правильного выполнения их отдельных частей, встречается, если поражены теменные, лобные доли или подкорковые структуры;
- лимбико-кинетическая – отсутствие ловкости и быстроты тонких движений, заметная в пальцах кисти. Формируется контрлатерально очагу поражения. Связана с повреждением премоторной коры лобной доли, нарушением ее связи с базальными структурами.
В отечественной неврологии используют классификацию основателя отечественной нейропсихологии Лурии А. Р., предполагающую разделение видов нарушений праксиса на основании механизма их возникновения. Таким образом выделяют следующие виды апраксии:
- кинетическая – расстройство динамики акта движения, нарушение перехода отдельных простых движений, формирующих единой сложное действие;
- конестетическая – нарушены тонкие действия – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, из-за потери способности подбора необходимых движений;
- пространственная – трудности при выполнении пространственно-ориентированных действий либо утрата способности создания целого их отдельных частей;
- регуляторная – трудности при планировании, контроле, усвоении выполнения новых сложных действий.
Сложный механизм праксиса пока точно не установлен и некоторыми современными авторами приведенные выше классификации критикуются, они предлагают выделять формы апраксии, учитывая конкретные функциональные нарушения. В соответствии с данным принципом выделяют апраксию одевания, ходьбы, манипуляций с предметами и пр.
Апраксия имеет разный прогноз, в зависимости от характера причины патологии. После инсульта, ЧМТ или энцефалита, степень восстановления зависит от тяжести поражения, возраста пациента, своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи. Неблагоприятный прогноз свойственен неоперабельным опухолевым процессам, прогрессирующим дегенеративным заболеваниям. Профилактические мероприятия заключаются в предупреждении травм головы, инфекций, канцерогенных воздействия, а также своевременном лечении сердечно-сосудистых болезней, цереброваскулярных патологий.
Виды моторной апраксии
При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно. Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.). Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.
Прогноз
Успех терапии зависит от вида основного заболевания и тяжести его проявлений, возраста пациента и своевременности начатого лечения. Если человек перенес инсульт, какие-либо травматические поражения черепа и инфекционные болезни, то прогноз более благоприятный, патологию можно будет устранить. При опухолях мозга, которые нельзя удалить хирургическим путем, апраксия сохраняется на всю жизнь.
Профилактика патологии заключается в постоянном обследовании. Рекомендуется избегать травм и заболеваний, которые могут повредить центральную нервную систему. Нужно своевременно обращаться за помощью при возникновении сердечно-сосудистых патологий.