Какие факторы влияют на формирование характера ребенка?
Характер человека начинает складываться в раннем детстве, первое «Я сам!» можно считать сигналом к тому, что ребенок ощущает себя самостоятельной личностью и может проявлять свою волю. В этом возрасте он уже стремится к независимости, и родители по возможности должны поощрять это стремление, давая возможность малышу принимать решения на доступном ему уровне. Такая свобода, пусть пока только в бытовых вопросах, формирует у ребенка самостоятельность и ответственность.
Характер человека состоит из волевых, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных черт. От того, какие черты характера более развиты, и зависит то, каким человеком станет ребенок.
Наследственность – одна из причин формирования характера.
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон).
В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении одно яйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условно рефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.
16 стр., 7645 слов
Особенности характера человека
… состав характера 1 Системы свойств характера В советской психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям ( … условиям. Он иногда и сам не рад своему характеру, но не в состоянии поступать иначе. Так, в исследованиях одного зарубежного психолога установлено, что некоторые люди в работе …
Влияние воспитания на формирование характера
Воспитание является одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование характера человека. Оно начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Воспитание имеет целью развитие личности, формирование у нее определенных качеств, норм и ценностей
Важно отметить, что аспекты характера, такие как моральные убеждения, эмоциональная устойчивость, ответственность, смекалка, толерантность и другие, формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой и приобретаются под влиянием родителей, учителей, друзей, общества в целом
Особую роль в воспитании играют родители. Именно они являются первыми и главными учителями ребенка, влияющими на его характер и его отношение к жизни. Родители вносят большой вклад в формирование морали, учат детей правильному поведению, ставят правила и нормы, которым следует придерживаться.
Также значительное влияние на формирование характера оказывает образовательная система, включая школу и университеты. Здесь дети и молодые люди получают знания, развивают свои способности, обретают профессиональные навыки, а также учатся работать в коллективе и адаптироваться к обществу.
Однако не следует забывать и о роли самого человека в формировании своего характера. Он является активным участником процесса воспитания и сам выбирает, какими ценностями и нормами руководствоваться. Каждый человек имеет возможность развивать свои лучшие качества и преодолевать свои недостатки, внося свой вклад в формирование своего характера.
Итак, воспитание играет важную роль в формировании характера человека. Родители, образовательная система, друзья и сам человек – все они оказывают влияние на формирование характера и определяют его моральные ценности и нормы поведения.
Деятельность и становление характера
Важную роль в процессе формирования характера играет труд – причем он может быть как интеллектуальным, так и физическим. Развитие характера начинается уже в процессе овладения ребенком различными орудиями деятельности. Знания, которые человек приобретает в результате профессионального становления, оказывают значительное влияние на его мировоззрение.
Успешность трудовой деятельности при этом зависит от нескольких показателей. Основными из них являются включенность самой личности в работу, а также ее способность к социальному взаимодействию. Немаловажным также является наличие наставника, который поведет молодого человека по пути личностного развития.
В отечественной психологии формирование характера напрямую связывается с трудовой деятельностью. Включенность человека в рабочий процесс способствует изменению его мировоззрения. Личность начинает видеть себя в новом образе, да и весь окружающий мир начинает для нее приобретать новый смысл.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст — самый сложный
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Формирование характера
Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.
- Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
- Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.
Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.
Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.
После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».
Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература,
- СМИ,
- господствующая идеология в обществе.
Ведущие факторы, влияющие на личность человека
Положительные черты характера человека — что к ним относится
В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.
Личность среди толпы
Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.
Среди всех факторов выделяют основные:
- Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
- Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
- Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.
Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве
Биологические факторы
Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.
Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.
К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи
В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни
Что влияет на формирование человека
Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.
У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы
Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет
Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы
Темперамент влияет на личность.
Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте. Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность
Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.
В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности
Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации. Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.
В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность. Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.
В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание. В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.
Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.
Вариант 6
Роль самосознания в формировании характера
Самосознание — это способность человека осознавать свои мысли, эмоции, желания и ценности, а также понимать свое место и роль в обществе. Развитие самосознания играет важную роль в формировании характера и определяет поведение и отношение человека к себе и другим людям.
Когда человек осознает себя и свои эмоции, он лучше понимает, как его поступки и слова могут влиять на других людей. Он становится более открытым к обратной связи и готов к росту и самосовершенствованию. Взрослый с развитым самосознанием способен анализировать свое поведение, принимать ответственность за свои действия и стремиться к лучшей версии себя.
Самосознание также помогает человеку развивать эмоциональную интеллектуальность. Оно позволяет осознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоциональный опыт других людей. Люди с развитым самосознанием обычно легче находят общий язык с другими, понимают межличностные отношения и умеют конструктивно решать конфликты.
Каким образом самосознание формирует характер? Ответ кроется в осознанности своих ценностей и жизненных целей. Человек, имеющий ясное представление о своих ценностях, ориентируется на них в своих действиях и принимаемых решениях. Самосознание позволяет отличать важные ценности от второстепенных и принимать решения в соответствии с ними.
Кроме того, самосознание помогает развить способность к саморефлексии. Человек, способный анализировать свое поведение и принимать критику, может исправлять недостатки своего характера и стремиться к самоусовершенствованию. Он может узнавать свои слабости и ошибки, чтобы работать над ними и стать лучше.
Самосознание также помогает формировать устойчивую личность. Человек, осознавая свои ценности и стремления, имеет четкую жизненную позицию и устойчивый набор убеждений. Он уверен в себе, принимает ответственность за свои действия и может отстаивать свои убеждения в обществе.
Таким образом, самосознание играет решающую роль в формировании характера человека. Оно помогает развить эмоциональную интеллектуальность, осознание ценностей и жизненных целей, способность к самоанализу и саморазвитию. Развитие самосознания способствует формированию устойчивой и гармоничной личности, способной к развитию и росту.
Основные принципы формирования характера личности
Характер личности развивается и формируется под влиянием множества факторов, таких как генетическая предрасположенность, семейное воспитание, образование, окружение и опыт. Однако существуют некоторые основные принципы, которые имеют решающее значение в формировании характера личности.
- Генетическая предрасположенность играет важную роль в формировании характера. Личностные черты, такие как эмоциональность, интроверсия или экстраверсия в значительной степени определяются генетическим кодом.
- Семейное воспитание является еще одним важным фактором в формировании характера. Семья, в которой ребенок вырастает, играет решающую роль в формировании его ценностей, норм и мировоззрения.
- Образование и культурный контекст также влияют на формирование характера личности. Образование предоставляет возможности для развития интеллектуальных и эмоциональных навыков, а культурный контекст формирует ценности и взгляды на мир.
Кроме того, в формировании характера личности играет роль:
- Окружение: люди, с которыми мы общаемся и проводим большую часть времени, оказывают влияние на нас. Они могут вдохновлять нас, влиять на наши ценности и поведение.
- Опыт: наши жизненные события, успехи и неудачи формируют наш характер. Опыт помогает нам развивать качества, такие как настойчивость, адаптивность и ответственность.
Важно отметить, что характер является частью нашей индивидуальности, и каждый человек имеет свои особенности. Однако основные принципы формирования характера, описанные выше, играют важную роль в нашей жизни и определяют наше поведение, решения и отношения
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Психологические особенности развития характера
Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.
Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:
- характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
- характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).
Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).
Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.
В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:
- через физическое воспитание;
- через трудовое воспитание;
- через морально-нравственное воспитание;
- через воспитание в процессе обучения;
- с помощью личного примера;
- через воспитание привычек;
- благодаря самовоспитанию и саморазвитию.
Виды характера
Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.
Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.
Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.
Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.
Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.
Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно
Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми
Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.
Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.
Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.
Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.
Вывод
Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало). Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е. заняться самовоспитанием.