Индивидуализация и социализация

Индивидуализация личности

Специфика подхода

Индивидуализация предполагает учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения. Дифференциация — это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников.

Дифференциация и индивидуализация деятельности — это взаимосвязанные между собой методы. При их грамотном применении можно раскрывать сильные стороны школьников, развивать в них уникальные личностные качества.

Педагог получает возможность следить за динамикой своих подопечных, понимать их приоритеты, оказывать сопровождение на разных этапах обучающего процесса.

Соотношение индивидуализации и социализации

В онтогенезе процессы социализации и индивидуализации идут одновременно, так как формирование и развитие личности происходит в результате совместного накопления индивидуального и усвоения социального опытов.

Замечание 1

Индивидуализация – осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих характеристик, качеств, особенностей. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, реализуемого в общении и деятельности.

Разные личности по-разному воспринимают и переживают одинаковые социальные процессы и явления. Поэтому усвоение социального опыта всегда субъективно. Социализация обеспечивает усвоение определенных обычаев, ценностей, установок, ролей, мнений определенной социальной группой и сохраняется на протяжении всей жизни.

Статья: Индивидуализация и социализация

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Человек в процессе социализации приобретает ценностные ориентиры, которые позволяют ему сравнивать себя с окружающими людьми, взаимодействовать с ними, учитывать их мнения, проявлять собственное «Я». Он является частью общества, поэтому способен к усвоению субъективного опыта, который впоследствии становиться частью его личности.

Убеждения человека, нормы поведения и морали определяются нормами, принятыми в данном обществе. При этом необходимо помнить, что в разных странах и обществах нормы морали, правила приличия и поведения могут существенно различаться. Из объективно одинаковых ситуаций разные индивиды могут выносить разный социальный опыт, что выступает основой индивидуализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения и реализации индивидом через коммуникационное взаимодействие норм поведения, социальных ролей, культуры социума, к которому он принадлежит.

Деятельность человека может развиваться в двух направлениях:

  • через социальное приспособление, воспроизведение общепринятого и хорошо известного;
  • в направлении преодоления сложившихся стереотипов или через нестандартное поведение, регулируемое обществом.

Конечной целью такой деятельности выступает формирование индивидуальности, т.е. индивидуализация – это процесс формирования и дальнейшего развития конкретной личности.

Социализация личности невозможна без удовлетворения потребности в общении. Потребность в общении проявляется через стремление объединиться с группой, социальным окружением, а также к стремлению выделить собственное «Я», обособить себя от окружающих.
В вопросе соотношения социализации и индивидуализации нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека, другие утверждают, что индивидуализация носит негативный характер, который необходимо компенсировать социализацией.

В отечественных трудах чаще всего придерживаются мнения, что в процессе социальной адаптации и социализации индивид приобретает свою индивидуальность противоречивым и сложным образом.

Лежащий в основе социализации социальный опыт активно перерабатывается, усваивается и становится в результате источников индивидуализации личности.

Личность в своей индивидуальности неповторима, она обладает присущими только ей темпераментом, чертами характера, интересами и привычками, качествами познавательных процессов.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С

Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план. Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида

Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Сущность индивидуального обучения и его принципы

Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Принципы индивидуального обучения – это:

  1. Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
  2. Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
  3. Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
  4. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
  5. В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Определение 1

Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.

Достоинства индивидуального обучения:

  • возможность адаптации методов, форм, темпов и т.п. учебного процесса под возможности конкретного ребенка;
  • возможность следить за успехами и поправлять неудачи ребенка;
  • возможность отслеживать продвижение от незнания к знанию у ребенка, при необходимости проведение проверочных заданий, ориентированных на установление уровня усвоения учебного материала;
  • возможность вносить корректировки в учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей ребенка, а также с целью адаптации к учебному процессу.

Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.

Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.

Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.

Замечание 3

Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

Индивидуализация в психологии: методы и принципы

Основная цель индивидуализации в психологии — помочь людям понять себя, раскрыть свой потенциал и достичь личностного роста и развития. Для достижения этой цели психологи используют различные методы и принципы индивидуализации.

Методы индивидуализации:

1. Интервьюирование — метод, при котором психолог задает вопросы клиенту с целью выявить его уникальные особенности, проблемы и потребности.

2. Тестирование — метод, позволяющий получить объективную информацию о личности и психологическом состоянии клиента с помощью различных психологических тестов.

3. Наблюдение — метод, при котором психолог наблюдает за поведением и реакциями клиента, чтобы выявить его индивидуальные черты.

4. Беседа — метод коммуникации, при котором психолог проводит открытый диалог с клиентом, что позволяет лучше понять его уникальные черты и потребности.

5. Анализ документов — метод, при котором психолог изучает различные документы, такие как анкеты, дневники, письма и другие материалы, с целью выявить индивидуальные особенности и проблемы клиента.

Принципы индивидуализации:

1. Учет индивидуальности — психолог учитывает уникальные черты личности каждого клиента и ориентируется на его потребности и проблемы.

2. Гуманистический подход — психолог рассматривает клиента как активного и целостного индивида, который имеет свои собственные ценности и потребности.

3. Эмпатия — психолог стремится понять и прочувствовать эмоции, мысли и переживания клиента, чтобы лучше помочь ему.

4. Индивидуальный подход — психолог разрабатывает индивидуальные программы и стратегии для каждого клиента, учитывая его особенности и потребности.

5. Сотрудничество — психолог и клиент работают в тесном сотрудничестве, чтобы достичь поставленных целей и решить проблемы клиента.

Индивидуализация в психологии является важным инструментом для понимания и развития личности каждого человека. При помощи методов и принципов индивидуализации психологи помогают людям раскрыть свой потенциал, развиться и стать более счастливыми и удовлетворенными.

Основные направления социализации

Выделяют следующие направления социализации:

  • социальное;
  • морально-нравственное;
  • общекультурное (эстетическое);
  • общеинтеллектуальное (воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни);
  • спортивно-оздоровительное (формирование правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Таким образом, в процессе социализации люди учатся:

  • понимать других людей и общаться;
  • выстраивать взаимоотношения;
  • переживать различные ситуации;
  • реагировать и проявлять чувства;
  • действовать и делать выбор;
  • познавать окружающий мир;
  • вести здоровый и безопасный образ жизни;
  • организовывать свой быт.

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает. Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать — действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход. Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека, считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование. Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного (личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В. Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное образование как деятельность по формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных (жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику — он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной деятельности педагога.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

социализация

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Специфика дифференцированного обучения

Индивидуализация образования предполагает выбор определенной развивающей траектории для каждого школьника. В задачу педагога входит помощь и сопровождение ребенка, подбор теоретического и практического материала с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Дифференциация образовательного и воспитательного процесса обуславливает создание возможностей для полноценного развития личности, способной к социализации в современных условиях.

Среди отличительных параметров дифференцированного обучения отметим подразделение на две группы:

  • внешнюю дифференциацию, направленную на создание профильных классов, гимназий, коррекционных образовательных учреждений;
  • внутренний вариант, направленный на работу внутри классного коллектива.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: