Содержание и методы воспитания
На данный момент сложилась определенная практика, которая активно используется воспитателями в процессе работы с детьми. Так, содержание и методы воспитания могут быть классифицированы следующим образом:
- Направленные на формирование сознания:
- убеждение учеников в правильности того или иного положения;
- эмоционально окрашенный рассказ, который помогает детям приобрести навыки моральной оценки норм поведения;
- разъяснение применяется в том случае, когда нужно воздействовать на сознание отдельного ребенка или группы;
- этическая беседа ненавязчиво формирует личность человека;
- внушение придает действиям и мыслям учеников определенную установку;
- инструктаж подразумевает подробное разъяснение алгоритма действий в той или иной ситуации;
- диспут-соревнование противоположных мнений по определенному вопросу;
- доклад-изложение информации в одностороннем порядке;
- пример помогает более наглядно представить нормы поведения.
- Направленные на формирование общественного поведения:
- упражнение — это многократное повторение определенных действий с целью формирования устойчивых убеждений и навыков;
- приучение дает возможность в кратчайшие сроки привить воспитаннику те или иные качества путем интенсивных занятий;
- педагогические требования демонстрируют подчиненность ученика педагогу;
- поручение помогает выработать у воспитанника чувство ответственности;
- воспитательные ситуации создаются искусственно с целью наглядно объяснить те или иные правила.
- Направленные на стимулирование деятельности:
- соревнование вызывает у воспитанника желание выделиться из группы и показать наилучшие результаты;
- поощрение мотивирует к дальнейшим успехам;
- наказание выступает определенным ограничителем, которое вызывает страх перед совершением противоправных действий.
Что такое воспитание, и какую роль оно играет в обществе
Воспитание — это спланированный и целенаправленный процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе согласно с принятыми в нем моделями поведения.
Для изучения воспитательного процесса и законов его организации существует отдельная наука — педагогика.
Значение воспитания в социуме определяется, исходя из его целей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Формирование отношения личности к окружающему миру и к самому себе, определение собственного места в обществе.
- Всестороннее личностное развитие, предполагающее духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек, обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.
- Воспитание социально-интегрированной личности, то есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими.
- Становление личности, приобщенной к культуре: развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.
- Взращивание гражданской ответственности, патриотизма, чувства справедливости в индивиде.
- Привитие самостоятельности, подразумевающей умение человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.
- Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться.
Поощрение и наказание ↑
Поощрением называют выражение положительных оценок действиям учащихся. Благодаря такому методу закрепляются навыки и умения положительной направленности.
Действия должны возбуждать положительные эмоции, вызвать уверенность в своих силах. Проявляется в похвале, одобрении, благодарности, предоставлении почетного права, награждении.
В похвале, главное, соблюдать четкую дозировку, поскольку можно получить обратный эффект воспитания.
Следует соблюдать такие условия:
- Поощрить ребенка необходимо после поступка, который делался безвозмездно, а не для похвалы.
- Не стоит поощрением противопоставлять малыша остальным детям.
- Будьте справедливы, поощрение стоит согласовать с точкой зрения группы.
- Учитывайте индивидуальные особенности детей.
Наказание используют для предупреждения нежелательного поступка детей, направлено на торможение их. Необходимо вызвать чувство вины.
Выделяют несколько видов наказания:
- Возложение на ребенка дополнительной обязанности.
- Лишение удовольствий, некоторых прав.
- Моральное порицание.
- Осуждение.
Выражаться наказание может экспромтом или традиционно.
Требования:
-
Справедливость
: наказание не должно унизить достоинство личности.
-
Не стоит спешить с наказанием
, если не известно достоверно, виновен ли ребенок, и будет ли польза от ваших действий.
-
Убедитесь
в том, что малышу понятна причина наказания.
-
Отсутствие глобальности
– найдите положительные стороны в поведении и отметьте их.
-
Маленький проступок
– одно наказание, большой проступок или несколько – также одно наказание, но более суровое.
-
Если ребенок ранее заслужил поощрение
– не отменяйте его.
-
Учитывайте обстоятельства
, причины, которые стали толчком к действию.
-
Наказали
– значит, простили. Не припоминайте в будущем проступок.
Методы воспитания. Классификация ↑
По характеру (за П. И. Пидкасистым) |
Группы методов (И. С. Марьенко) |
По направленности (за И.Г.Щукиной) |
|
Формирование личностного сознания |
Организация деятельности, формирование опыта |
||
Убеждение | Объяснительно-репродуктивная группа | Рассказы | Упражнения |
Упражнение | Проблемно-ситуативная | Объяснения | Приучения |
Поощрение | Приучение и упражнение | Разъяснения | Педагогические требования |
Наказание | Стимулирование | Лекции | Мнение общественности |
Торможение | Диспуты | Поручения | |
Руководство | Доклады | Создание воспитывающей ситуации | |
Самовоспитание | Инструктажи | ||
Убеждения | |||
Внушения | |||
Этические беседы |
Методы стимулирования.
Наказание – способ выражения отрицательной оценки деятельности воспитанника. Этот метод необязательный, например, теория свободного воспитания отвергала любое наказание. Наказание может быть косвенным, когда ребенку рассказывают о давно случившемся с кем-то, который совершил такой проступок, и прямым.
Условия применения:
- Должно быть осознанно как справедливое и заслуженное,
- Прибегать к наказанию только в том случае, если общественное мнение считает его справедливым и необходимым,
- Должна быть оценка проступка, а не оценка личности,
- Оценивая, не сравнивать ребенка с другими, только с самим собой,
- Групповое наказание без выяснения степени вины каждого не эффективно, т.к. вызывает негативное отношение, мешает детям осознать свою вину.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок должно быть одно наказание.
- Наказание должно быть соразмерно проступку.
- Нельзя ничего забирать у ребенка в целях наказания, подаренного вами или кем бы-то ни было
- Наказан – прощен
- Наказание должно быть без унижения.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- У маленьких детей наказание должно идти сразу за проступком.
- Наказывая, помнить о внушении.
- Никогда нельзя наказывать и ругать, когда ребенок болен или испытывает недомогание, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, сразу после физической или душевной травмы – падения, плохой отметки, когда не справляется со страхом, когда хочет, но не получается,
- Нельзя наказывать, когда внутренние мотивы проступка Вам непонятны,
- Нельзя наказывать, когда Вы сами не в настроении.
Поощрение– способ выражения положительной оценки деятельности воспитанника.
7 стр., 3138 слов
Методы и формы семейного воспитания
… работы- рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания. , методы и формы семейного 1. Понятие и принципы семейного воспитания Начальной структурной единицей … взрослых теория не расходится с практикой. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что … но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и …
В качестве поощрения может выступать похвала, награда (грамота, подарок) и т.д.
Возможна прямая и косвенная похвала.
Как нельзя хвалить:
- Хвалить одного среди многих,
- Хвалить за то, что достигнуто не своим трудом (силу, красоту, ловкость…),
- Хвалить более двух раз за одно и то же,
- Хвалить из жалости,
- Хвалить из желания понравиться ребенку и его родителям.
Эффективной является похвала авансом, т.е. возможна похвала за то, чего нет, но будет.
Методы самовоспитания: самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самовнушение, самоубеждение, самооценка, самоанализ, самокритика и др.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.
Первые попытки самовоспитания наблюдаются у дошкольников. В школьном возрасте нужна помощь педагога.
Приемы стимулирования самовоспитания:
- Предоставление идеального образа, которому можно подражать,
- Ознакомление ребенка с опытом самовоспитания других,
- Создание значимой, привлекательной перспективы в общении, в профессии и т.д.
- Формирование умения составлять режим дня.
7.1. Понятие о формах воспитания и их классификация.
Категория «формы воспитания» («формы воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке – во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.
Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.
Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций. Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.
Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).
2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).
4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;
6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.
Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.
Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями: 1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах; 2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.
Условия успешной воспитательной деятельности
При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности
Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.
?
Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.
Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:
- Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
- Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
- Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
- Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
- Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
- Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.
Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.
Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.
Опека (попечительство)
Опека устанавливается над теми детьми, которые лишились родительского попечения, она направлена на их содержание, образование и воспитание, защиту интересов и прав. Одной из основных задач попечительства считается образование и воспитание детей. Опека может быть установлена как над детьми до 14 лет, так и над гражданами, которых суд счёл недееспособными из-за психического расстройства.
Содержание опеки позволяет наиболее полно охватить и защитить права подопечного. Являясь в силу закона представителями своих подопечных, опекуны вправе совершать от их имени и в их интересах любые сделки.
Над несовершеннолетними, которым больше 14 лет, или над ограниченно дееспособными людьми может устанавливаться попечительство. С попечителя берётся согласие на совершение тех сделок, которые подопечный не вправе осуществить самостоятельно. Попечители охраняют подопечных от злоупотреблений третьих лиц и содействуют им в реализации их прав и исполнении обязанностей.Специалисты органов попечительства и опеки при назначении опекуна обязаны учитывать характер складывающихся или уже сложившихся отношений между ребёнком и опекуном. Если последний не одинок, то нужно учесть и отношение к подопечному членов семьи опекуна. Но их мнение не становится решающим, поскольку подопечный может жить на своей жилплощади, а не в семье опекуна. Если ребёнок достаточно взрослый, то узнаётся и его желание, которое учитывается при назначении опекуна. С момента, когда органам опеки стала известна необходимость назначения опеки ребёнку, должно пройти не больше месяца до назначения ему опекуна или попечителя.Опекунами не могут стать лица:
- ограниченные в родительских правах или лишённые их;
- бывшие усыновители, чьё положение отменено по их вине;
- не могущие выполнять обязанности попечителей и опекунов по состоянию здоровья;
- хронические наркоманы или алкоголики.
Воспитательная программа
Содержание процесса воспитания ребенка отражается в программе, которая составляется на основе таких основных разделов:
- формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
- составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
- формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
- понимание основ социального устройства;
- формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
- подготовка к выбору собственного жизненного пути.
Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты
Какие цели и задачи перед ней ставятся
Именно от целей зависит выбор содержания, задач, методов и принципов воспитательного процесса.
Цели воспитательной деятельности достигаются путем решения системы поставленных задач. И воспитательные цели, и задачи являются единым целым и взаимосвязаны друг с другом.
Главная и конечная цель воспитательной работы в школе — воспитать гармоничную, свободную, социально ориентированную, творчески развитую личность, вооруженную знаниями, приобщенную к трудовой деятельности, нравственному поведению, способную к саморазвитию и самореализации, а также приспособленную к жизни в современном конкурентном мире.
К воспитательным целям можно отнести:
- раскрытие и развитие индивидуальных способностей каждого ученика;
- воспитание ответственности, культуры поведения и общения;
- развитие творческих способностей у школьников на уроках и внеурочных занятиях;
- нацеливание детей на успех посредством сотрудничества, личного старания, труда, терпения и настойчивости.
Основные задачи воспитательной деятельности:
- выявлять и развивать индивидуальные особенности, личностный и творческий потенциал каждого ребенка;
- создавать благоприятную обстановку для интеллектуального, нравственного, психологического, духовного и физического развития детей, позволяющую им самоопределиться во взрослой жизни, уважать традиции и историческое прошлое своей страны, культуру своего и других народов, уважать права и свободы личности;
- развивать интерес к учебе, воспитывать добросовестное к ней отношение и сознательную дисциплину;
- учитывать возрастные особенности подросткового периода;
- воспитывать патриотические и нравственные качества, национальное самосознание, толерантность;
- мотивировать детей к участию в школьных делах, вовлекать в систему дополнительного образования, содействовать развитию навыков самообразования;
- поддерживать творческую активность детей во всех сферах деятельности и обеспечивать условия для развития творческих способностей;
- интегрировать учебу, воспитание, дополнительное образование внутри школы и за ее пределами;
- приобщать детей к активной жизненной позиции, развивать лидерские качества;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, спорту, укреплять физическое здоровье детей через физкультурно-оздоровительные занятия;
- стимулировать желание и потребность к саморазвитию, самосовершенствованию;
- создавать благоприятные условия для самовыражения и самореализации личности;
- развивать у школьников коммуникативные качества, прививать культуру межличностных отношений (правила общения и поведения);
- прививать чувство долга и ответственности;
- активизировать работу школьного самоуправления;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- предупреждать возникновение вредных привычек, совершение правонарушений;
- формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе, развивать способность и умение решать возникающие проблемы;
- способствовать повышению ответственности родителей за обучение и воспитание их детей.
Новые тенденции методики трудового воспитания
Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.
Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.
Выводы
Содержание воспитания ребенка представляет собой комбинацию видов и методов деятельности, которые направлены на формирование личности. Его цели должны быть реальными, ведь нельзя добиться большего, чем на данный момент позволяют физиологические и умственные способности
Также важно понимать, что воспитание — это обоюдный процесс, а потому он должен производиться в тесном взаимодействии с ребенком, а не путем авторитарного воздействия. Всегда должно быть место самоопределению
Стоит отметить, что в процессе воспитания всегда стоит учитывать чувства и интересы ребенка. Не должно быть места принуждению. Лучше, если в процессе воспитания ребенок будет находиться в коллективе.
Воспитание делится на несколько классификационных признаков. Так, в соответствии с объектом, оно может быть экономическим, интеллектуальным, гражданским, правовым, интернациональным, патриотическим и так далее. Что касается содержания, то может иметь место трудовое, физическое и умственное воспитание. Если говорить о форме — школьное, религиозное и семейное. Что касается стиля деятельности педагога, то воспитание может быть свободным, демократическим или же авторитарным.
В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов
В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение
Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.
Цели и задачи воспитания формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.
Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов
Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода
Заключение
Процесс воспитания происходит непрерывно. Правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, какой он есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле. Ребенок — это чистый лист бумаги, который готов к заполнению. Ребенок постоянно смотрит на своих родителей, всё впитывает в себя. И то, что он впитывает, хорошее или плохое, зависит прямиком от родителей, семьи.
Таким образом, если проанализировать роль семьи в жизни ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором ребенок вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна — большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое ребенок получает, живя в обществе. Но семья может помочь сохранить его достоинства и побороться с недостатками. Достоинств станет еще больше, а недостатки станут менее заметными.
Именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.