Диагностика способности к обучению
Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой)
Методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности и требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
В течение ограниченного количества времени (3–4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Испытуемым дается инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро
Внимание! Начинаем!»
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- 1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года.
- 2. (Квадрат 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
- 3. (Квадрат 4). Напишите слово «пар» наоборот.
- 4. (Квадрат 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
- 5. (Квадрат 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
- 6. (Квадрат 7). Нарисуйте треугольник и квадрат гак, чтобы они пересекались.
- 7. (Квадрат 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
- 8. (Квадрат Ю). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
- 9. (Квадрат 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе – разность этих чисел.
- 10. (Квадрат 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
- 11. (Квадрат 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
- 12. (Квадрат 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
- 13. (Квадрат 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
- 14. (Квадрат 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
- 15. (Квадрат 21). Напишите число 82 365. Нечетные цифры зачеркните.
- 16. (Квадрат 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
- 17. (Квадрат 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
- 18. (Квадрат 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
- 19. (Квадрат 24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «К» – в круг, букву «О» – в треугольник.
- 20. (Квадрат 25). Напишите слово «салют». Обведите кружком согласные буквы.
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:
- 0–2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
- 3–4 ошибки – средняя лабильность;
- 5–7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
- 7 ошибок и более – малая успешность в любой, в том числе учебной, деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Интеллектуальная лабильность сказывается на быстроте принятия решений сотрудника, его работоспособности. Как оценить уровень интеллектуальной лабильности и повысить производительность?
Эмоциональная лабильность
Эмоциональная лабильность отвечает за частую смену настроения без существенных поводов. Что это такое – нормальное состояние, или сигнал о наличии болезни?
Часто это является симптомом проблемы или заболевания головного мозга, может быть следствием черепно – мозговой травмы. Эмоциональное состояние может изменяться по нескольку раз в день даже от незначительных событий или обстоятельств. При этом учитывается глубина такого изменения.
Поступки могут быть резкими и необдуманными. Последствия таких действий отражается на состоянии человека. Изменяется настроение, сон, аппетит, появляется желание то уединиться или побыть только с очень близким человеком, то быть в шумном месте, в компании, отражается на самочувствии, выражается в отношении видения будущего или суждения о прошлом.
Высокая эмоциональная лабильность свойственна людям с повышенной тревожностью. Часто такие люди воспринимаются как легкомысленные, поверхностные, так как их действия и поступки трудно поддаются объяснению и пониманию. Часто причиной такого состояния является наличие ситуации, которая травмирует психику человека. И при устранении раздражителя уменьшается или исчезает и эмоциональная лабильность. Помощь психолога при таких обстоятельствах будет иметь положительный эффект, но не уберет причин и поэтому не окажет действенного результата. Бывает необходима помощь психиатра, лечение специальными препаратами, которые воздействуют на мозг, а иногда и вмешательство невропатолога и нейрохирурга. Можно принимать успокаивающее средства растительного происхождения
И очень важно пересмотреть образ жизни – больше внимания уделять прогулкам на свежем воздухе, занятиям спортом, избегать тех факторов, которые могут быть причиной подобного состояния
Что такое лабильность
В научном применении лабильность употребляется синонимично подвижности (в норме), неустойчивости (при патологии) и изменчивости (как характеристики динамики состояния и процессов). Чтобы понимать широту употребления данного термина, можно рассмотреть примеры того, что есть лабильность настроения температуры тела, психики и физиологии, а соответственно применима ко всем процессам, имеющим в своих показателях скорость, постоянство, ритм, амплитуду и прочие динамические характеристики.
Протекание любых процессов организма регулируется нервной системой, поэтому, даже говоря о показателях лабильности пульса или настроения, мы все равно говорим о степени лабильности нервной системы (центральной или вегетативной, в зависимости от локализации неустойчивости). Вегетативная нервная система регулирует внутренние органы и системы, соответственно от ее работы, умения поддерживать ритм и устойчивость процессов зависит общее состояние организма.
Вегетативная лабильность приносит нарушения в работе сердца (проявления находят себя в виде аритмии, проблем с давлением и в качестве вегето-сосудистой дистонии), работе желез (могут начаться проблемы с потоотделением или выработкой необходимых для качественного функционирования организма веществ). Многие, казалось бы, психологические проблемы или связанные с ЦНС на самом деле решаются на уровне снижения лабильности вегетативной, что обеспечивает продуктивный сон и усваивание полезных микроэлементов. При этом стоить помнить, что сигнализировать об уровне стресса или критической эмоциональной ситуации в первую очередь не центральная, а именно вегетативная система, повышением своей лабильности. Механизмы, активизирующие работу всех систем органов для преодоления тяжелых или экстремальных ситуаций, задействуют внутренние резервы организма, заставляя сердце ускорять ритм, легкие поглощать больше воздуха, железа выводить излишек адреналина с потом, а только потом подключаются реакции ЦНС.
Лабильность нервной системы или психическая лабильность характеризуется патологическим состоянием нарушения настроения, выражающегося в его перепадах и непостоянстве. Состояние может являться нормой для подросткового возраста, но причисляться к спектру патосостояний для взрослых и требует медицинской помощи, также работы психолога, даже без назначения препаратов.
Развитие
Интеллектуальная лабильность — это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:
дифференцированный подход, тренинги, задания на внимание и память
Интеллектуальная лабильность — важное качество для современного человека любого возраста
Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим
И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим
Интеллектуальная лабильность — важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции
И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим
Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.
,В окружении каждого есть люди, бурно реагирующие на всё происходящее. Но это вовсе не,Многие привыкли чётко разделять заболевания на психические и физиологические. Действительно, аутизм, мании, фобии, навязчивые,Почему в критической (конфликтной или просто необычной) ситуации один человек спокойно и рассудительно относится
Как увеличить интеллектуальную лабильность?
Если вы уже проходили подобное исследование, и результаты говорят о том, что ваша интеллектуальная лабильность находится на низком уровне, не стоит спадать в отчаяние.
Есть несколько вариантов — например, повышать показатели стрессоустойчивости, это уже поможет улучшить показатели. Кроме того, если вы чувствуете, что многозадачность — это не ваше, то, возможно, стоит просто поменять стиль деятельности и уйти в ту нишу, которая для вас наиболее комфортна. Снизить стресс и взять свои мысли под контроль поможет курс Викиум «Детоксикация мозга». Методики, которые представлены в нем, могут не только избавиться от негатива, но и сделать мышление более гибким и укрепить память.
Нужно понимать, что такие показатели важны для определенного типа людей. Но для других они могут и не иметь серьезного значения.
Что это такое
В психологии интеллектуальная лабильность — это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС
Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены
Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.
Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.
Вопросы и ответы
Когда следует применять тестирование интеллектуальной лабильности?
Поскольку каждый индивид учится в своем темпе, то целесообразно использовать тест интеллектуальной лабильности перед началом обучения, чтобы определить скорость усвоения нового материала.
Что делать, если у испытуемого получен результат «очень низкий уровень лабильности – мало успешен в любой деятельности»?
Если получен сомнительный результат, используйте «золотое правило диагноста — повторить тест, соблюдая все нюансы подготовки и проведения исследования. Вполне вероятно, что какой-то из факторов не был учтен и при повторном тестировании результат может быть иным.
Опыт показывает, что фраза «мало успешен в любой деятельности» хоть и звучит как приговор, но на самом деле означает, что обучение будет даваться человеку с большими усилиями и потребует много времени. Также, он не сможет работать в условиях постоянно меняющейся обстановки и многозадачности. Но в целом, такой индивид может чего-то добиться, пусть и не столь многого, как человек с высокой интеллектуальной лабильностью.
Можно ли увеличить интеллектуальную лабильность?
К сожалению, нет. Как было сказано ранее, это особенность функционирования нервной системы.
Если вы хотите развиваться и становиться лучше, вы всегда найдёте пути для этого. Пусть даже и обходные, которые косвенно улучшат способности, характерные для людей с высокой интеллектуальной лабильностью.
Например, развивая стрессоустойчивость, вы сможете лучше работать в условиях многозадачности и постоянно меняющихся условий,
А, если вы научитесь правильно планировать и расставлять приоритеты, и в принципе исключать многозадачность из своей работы – тогда и вовсе нечему будет мешать вам.
Или научитесь использовать самые эффективные техники самообразования, чтобы повысить скорость обучения. Речь идет о тренажерах для ума. Этот способ работает даже при невысокой интеллектуальной лабильности.
Когнитивные тренажёры также оказывают положительное воздействие при любом уровне интеллектуальной лабильности.
Ниже приведены материалы из открытых источников, где можно более подробно изучить тему когнитивных тренировок.
Викиум Онлайн платформа для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций: внимания, памяти, мышления с помощью когнитивных онлайн-тренажеров и специализированных курсов.
БитрейникаПлатформа геймифицирована: вы становитесь частью целого игрового мира со своей валютой, титулами, рейтингами. Тренажеры больше похожи на игры, поэтому они не надоедают.
BrainAppsВы получите персональную программу обучения. Специальный алгоритм, разработанный совместно с учеными, будет подбирать вам интересные и полезные задания для эффективного обучения.
НейробикаОнлайн-программа, разработанная командой 4brain. В основе тренажёров лежат методики учёных-когнитивистов, психологов и разработчиков игр.
CogniFitНейронаучная программа разработана командой учёных, неврологов и психологов. Программа предназначена для индивидуального и семейного использования, для специалистов в области здравоохранения и для учебных заведений.
Что это такое
В психологии интеллектуальная лабильность — это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием
Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.
Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.
Особенности лабильности
У детей
Эмоциональная нестабильность в детстве является следствием тяжелых родов, инфекций в раннем возрасте, неблагополучного семейного окружения или психологической травмы. Ослабленная нервная система ребенка бурно реагирует на каждый внешний раздражитель, и физиологически он не в состоянии контролировать этот поток эмоций. Легко заметить отклонения от нормы по частому плачу, истерикам, гиперактивности, капризности. Такие дети требуют постоянного внимания со стороны окружающих, физического контакта (давят не только родители, но и учителя в школе, друзья), они неблагодарно смотрят в глаза, ищут поддержки и участия.
В подростковом возрасте заболевание может обостриться, поскольку оно усугубляется гормональным дисбалансом. Клиническая картина усугубляется негативным компонентом: радостные проявления становятся реже и сменяются гневом, агрессией и постоянной неудовлетворенностью. Если родители не замечают такого ребенка и вовремя не помогают ему, то в момент эмоционального всплеска подросток может обидеть других и себя (не только психически, но и физически) и даже совершить самоубийство.
У взрослых
Эмоциональная нестабильность у взрослых относится к целому ряду симптомов, сочетающих в себе психические и физиологические признаки девиантности. Их можно узнать по постоянному потоотделению на лбу, дрожанию конечностей, горящему взгляду, нервной и неровной речи, тяжелому дыханию и яркой мимике. Они ловят каждое слово других, не оставляют без внимания ни одно событие, бурно обсуждают все, энергично размахивая руками.
Эмоциональная нестабильность у взрослых может быть сносной, когда проявления периодичны, и невыносимой, когда человеку постоянно приходится терпеть эти необъяснимые вспышки. У таких людей возникают проблемы на работе, потому что ни коллеги, ни начальство не могут подстроиться под их перепады настроения. Личная жизнь тоже имеет тенденцию рушиться, не каждый супруг будет терпеть его настроение и истерики под малейшим предлогом.
К сожалению, большинство людей объясняют такое поведение неумением контролировать свои эмоции, отсутствием такта и склонностями. Мужчины любят объяснять такие вспышки своих женщин ПМС. В действительности все гораздо серьезнее. Эта патология нервной системы требует консультации со специалистом и соответствующего лечения.
У женщин
Эмоциональная нестабильность часто возникает у женщин в определенные периоды ее жизни – предменструальный синдром или менопауза. В этом случае необходимо принимать лекарства для нормализации гормонального баланса.
Симптомы психологической лабильности
Основные симптомы – чрезмерная эмоциональность, частые перепады настроения. Наиболее заметным симптомом является повышенная плаксивость. Плач вызывают грустные и приятные события – просмотр мелодрамы, наблюдение за игрой ребенка, сердечный разговор. Реакции такого типа характерны для сосудистых нарушений, органических заболеваний головного мозга и астенического синдрома. Вспышки гнева и ярости неконтролируемы, но быстро проходят. Они возникают в повседневных жизненных ситуациях, сопровождающихся фрустрацией и неудовлетворенностью. Они часто приводят к импульсивному агрессивному и самоагрессивному поведению, при котором пациенты кричат на детей, стучат кулаками по столам, наносят себе раны или кричат в приступе ярости.
Другим распространенным симптомом является чувствительность к опровержению, критике, грубости и нетерпимость к чужому мнению. Существует неконтролируемая потребность доказать свою правоту, установить справедливость, поспорить. На пике аффекта гнев может внезапно смениться смехом или плачем. Характерны усталость, слабость и снижение трудоспособности. Сон неглубокий и беспокойный, с частыми пробуждениями. Трудности с концентрацией внимания, быстрая смена настроения влияют на способность к активным действиям и достижению целей. Пациенты часто ищут свое призвание и пробуют разные виды деятельности. Им не хватает настойчивости и сосредоточенности. Эмоциональная нестабильность характеризуется частыми перепадами настроения
Физиологические признаки
Если человек лабилен, то в ответ на стрессовую ситуацию вместе со своими эмоциями он почувствует, как его тело запускает защитные реакции, которые могут быть совершенно ненужными:
- Их кровяное давление повышается или понижается так же быстро;
- Земля ускользает из-под ног из-за головокружения и мелькания перед глазами;
- Может наблюдаться тремор или онемение конечностей;
- Тахикардия до звона в ушах, кажется, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди;
- одышка;
- вы начинаете потеть (лоб потеет, подмышки потеют, руки мокрые);
- Чувствительность повышается: звуки бьют по ушам, свет слепит глаза, малейшее прикосновение причиняет боль;
- развивается тяжелая мигрень;
- слышны слуховые галлюцинации.
Однако вне этих ситуаций человек совершенно здоров. Когда вегетативная нервная система убеждается в отсутствии опасности, возбуждающие синапсы ослабевают, и буквально в течение 5 минут состояние приходит в норму, как будто ничего не произошло. Слишком частые приступы этого типа могут привести к снижению либидо, синдрому раздраженного кишечника, ослаблению иммунной системы, цисталгии и другим серьезным заболеваниям.
Психоэмоциональные признаки
Лабильная психика может реагировать на стрессовые ситуации следующим образом:
- раздражительность, импульсивность;
- громкий, безудержный, истерический смех;
- приступы истерии;
- безрассудное поведение;
- раздражительность, гнев, агрессия;
- резкие перепады настроения;
- нарушения речи (например, заикание);
- слезливость, плаксивость, угрюмость;
- спонтанные, неожиданные реакции;
- чрезмерная эмоциональность.
В долгосрочной перспективе частые срывы приводят к бессоннице, невротическим фобиям и паническим атакам. При возникновении проблемной ситуации все может закончиться еще хуже: если пациент не в состоянии контролировать свои эмоции, он представляет опасность для окружающих и для себя (возможно самоубийство).
Эти состояния следует отличать от психических расстройств. Главное отличие – изменчивость настроения. Это означает, что вне этих ситуаций человек полностью достаточен. И почти всегда на это накладывается набор физиологических симптомов.
Особенности лабильности проявляются в разном возрасте по-разному