Уроки прошлого: какие старомодные принципы детского воспитания могут пригодиться сегодня

Этапы и механизмы реализации Стратегии

  1. Стратегия реализуется в 2018 – 2027 годах и предусматривает следующие этапы:2018 – 2020 годы – Iэтап,2021 – 2023 годы – II этап, 2024 – 2027годы – IIIэтап.
  2. В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические, социально-психологические и информационные механизмы.
  3. Правовые механизмы включают:

а) развитие и совершенствование региональной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

б) развитие инструментов медиации для реализации мероприятий Стратегии.

  1. Организационно-управленческие механизмы включают:

а) консолидацию усилий воспитательных институтов Тверской области;

б) эффективную организацию межведомственного взаимодействия в системе духовно-нравственного воспитания;

в) укрепление сотрудничества семьи и образовательных организаций в воспитании детей;

г) системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

д) формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

е) организацию мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации Стратегии.

  1. Кадровые механизмы включают:

а) повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;

б) развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента;

в) подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

  1. Информационные механизмы предполагают:

а) использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

б) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных средств массовой информации.

Читать раньше, чем говорить

Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами. Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки. Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Об эмоциональном воспитании

Эмоциональное воспитание. — Источник.

1. Как сформировать здоровую самооценку

Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.

2. Как научить оптимизму

Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.

Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.

3. Как спасти от депрессии

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

4. Как стать ближе с ребенком

Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.

Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.

Как стать ближе с ребенком. — Источник.

5. Как решать детские проблемы

Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом

Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.

Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.

6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка

Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.

Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.

7. Право на ошибку

Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.

Теория привязанности

Её автор — Джон Боулби, американский психолог ХХ века. В ее основе механизм создания прочной позитивной связи между потомством и родителями, чтобы защитить ребенка от опасностей. Так называемый «хвостик» — это теория в действии. Если малыш следует за вами, но при этом занят своими делами и доволен, значит всё удалось на 100%. То как складывается привязанность, определяет паттерны будущих отношений.

Связь появляется с любым авторитетным взрослым, если он занимается ребенком. Но проще всего ниточка привязанности растет между младенцем и мамой, потому что они знакомы еще с утробы. В ход идут и различные гормональные механизмы. Например, гормон окситоцин, который отвечает за грудное вскармливание, создает чувство нежной привязанности, наподобие влюбленности. С молоком ребенок получает гормон сна мелатонин, когда сам его еще производить не может.

Виктория: «Теория мне близка и является одной из основ моей психотерапевтической практики. В искренних радостных эмоциях родителя, адекватном и своевременном удовлетворении потребностей ребенка — голод, тепло, жажда, сон, объятия, формируется базовое доверие к миру и чувство безопасности

Это особенно важно до 2-х лет. Став взрослым, человек спокойно пройдёт сепарацию от родителей, успешно вольётся в общество и будет уверенно добиваться успехов»

Зарождение воспитания

Воспитание является одной из ключевых категорий педагогической науки. О её роли давно и яростно спорят педагоги и философы во всем мире. Прежде чем говорить о трактовках термина воспитание, обратимся к истории его появления.

Итак, первые зачатки воспитания отмечены в первобытном обществе. В те времена дети росли сами по себе. Если они выживали – было уже чудо. Воспитанием, как таковым занималась вся община. Однако, с развитием общественного строя и укоренением традиций воспитание начало приобретать все более и более четкие формы. Вожди и старейшины обучали детей основам выживания, передающимся из поколения в поколение.

Важным этапом становления воспитания стало появление школ. Сама по себе школа как социальный институт оформилась в эпоху первых цивилизаций. Из истории Древнего мира мы знаем, что в Древней Месопотамии существовали дома табличек, где мальчики обучались грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению «учебников» – табличек, с которых дети списывали текст .

Отдельного внимания заслуживает образование в Древнем Египте и в Античности. В Древнем Египте воспитывали в основном в школах. Школы были при храмах

Важной составляющей школьного воспитания в Египте была дисциплина. Домашнее воспитание также имело место

История воспитания детей

В Древней Греции было зафиксировано воспитание, приближенное к современному. Именно в Греции проблема воспитания детей была вынесена на государственный уровень. В период расцвета Древней Греции в ней процветали наука и исскуство. Детей воспитывали образованными и приобщенными к миру прекрасного. Система воспитания и образования в Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила более утилитарный характер .

Все достижения Античности в сфере воспитания детей были утеряны в эпоху средневековья. Человечество было отброшено на столетия назад. Балом правили жестокость и религия. Грамотность и культура не приветствовались даже в среде аристократов. Что касается собственно воспитания, с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов. Приятным исключением были славяне, которые имели собственные традиции воспитания, которые были связаны с развитием у ребенка грамотности, ремесленных навыков и традиционного мировосприятия.

Воскрешение культуры воспитания произошло в Эпоху Возрождения. В дальнейшем появилось множество школ и течений, пропагандирующих всевозможные подходы к воспитанию детей.

Методика Глена Домана — воспитываем с рождения

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет. Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки. Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае – слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Метод примера

Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.

В зависимости от типа воздействия делятся на:

  1. Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком).
  2. Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей).

Идеи воспитания

Приступать к реализации воспитательного процесса в ДОУ следует после ознакомления с идеями, которые положены в его основу. Первая — реализация целей воспитания, а именно многогранное развитие личности с учетом ее способностей и возможностей. Достигнуть эту цель можно только через получение базовых основ культуры. «Базовая культура» — это важнейшее понятие, явление, передаваемое ребенку через культуру общения, семейные отношения, самоопределение, духовно-нравственное, экологическое, финансовое, физическое и правовое развитие ребенка.

О культуре жизненного самоопределения человека также стоит заботиться с детства, ведь это является ценным вкладом в его профессиональное и гражданское развитие. Ценность собственной жизни, счастье, гармония с собой — эти установки крайне важны для формирования гражданского, профессионального и нравственного самосознания человека.

Среди идей воспитания присутствует и коллективистская направленность. Задача воспитателей ДОУ заключается в том, чтобы показать, что само формирование — коллектив — это не дисциплинарный метод, подавляющий индивидуальность человека, а напротив, инструмент, способный наделить ребенка духовными и нравственными силами.

Содержание воспитания тесно взаимосвязано с направлениями воспитательной работы, отраженными в ООП ДОО. К примеру, этот документ отражает позиции, на которые нужно сделать акцент для разностороннего и гармоничного развития личности — умственное, физическое, нравственное, эстетическое, экономическое, правовое, экологическое и трудовое воспитание. По каждому из направлений имеются свои задачи и методы реализации.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания — личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей — это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них — по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком

Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Принципы воспитания

Процесс воспитания в каждом дошкольном образовательном учреждении основан на руководящих идеях, определяющих его организацию, содержание и методологическую базу. Проще говоря, воспитание имеет свои принципы, руководствуясь которыми, ДОО и выстраивает педагогический процесс. Перечень принципов воспитания достаточно обширный:

связь воспитания и жизни;
единство целей и содержания;
общность педагогического руководства, самостоятельности и инициативности воспитанника;
гуманизм и уважение;
требовательность;
фокус на положительных качествах личности;
воспитание в коллективе и через коллектив;
внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
единство действий и требований ДОУ, семьи, социума.

Перечисленные принципы имеют равное значение и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Именно они формируют полное представление о процессе воспитания и составляют основу его реализации

Однако одних принципов для эффективности воспитания недостаточно, важно подключить к ним педагогическое мастерство, профессиональные знания и опыт. Особое влияние на процесс имеют и личностные характеристики педагога

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Перевоспитание

Образовательная программа ДОУ подразумевает использование метода перевоспитания. Он требуется в тех случаях, когда ребенок перенял установки, взгляды и поведение, идущие вразрез с этическими нормами.

Перевоспитание — крайне сложная процедура, ведь для того, чтобы изменить сложившиеся стереотипы поведения, нужно проделать масштабную работу:

  • определить причины девиации;
  • установить источник проблем;
  • найти пути для перестройки поведения;
  • активизировать сознание и деятельность, направив их на обучение, досуг, творчество ребенка.

Достижение целей перевоспитания возможно только с учетом применения системы требований, стимулирования, контроля.

Сам же процесс воспитания состоит из последовательного решения педагогических ситуаций и включает в себя диагностику, проектирование, педагогическое взаимодействие и анализ результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: