Перевоспитание
Образовательная программа ДОУ подразумевает использование метода перевоспитания. Он требуется в тех случаях, когда ребенок перенял установки, взгляды и поведение, идущие вразрез с этическими нормами.
Перевоспитание — крайне сложная процедура, ведь для того, чтобы изменить сложившиеся стереотипы поведения, нужно проделать масштабную работу:
- определить причины девиации;
- установить источник проблем;
- найти пути для перестройки поведения;
- активизировать сознание и деятельность, направив их на обучение, досуг, творчество ребенка.
Достижение целей перевоспитания возможно только с учетом применения системы требований, стимулирования, контроля.
Сам же процесс воспитания состоит из последовательного решения педагогических ситуаций и включает в себя диагностику, проектирование, педагогическое взаимодействие и анализ результатов.
Идеи воспитания
Приступать к реализации воспитательного процесса в ДОУ следует после ознакомления с идеями, которые положены в его основу. Первая — реализация целей воспитания, а именно многогранное развитие личности с учетом ее способностей и возможностей. Достигнуть эту цель можно только через получение базовых основ культуры. «Базовая культура» — это важнейшее понятие, явление, передаваемое ребенку через культуру общения, семейные отношения, самоопределение, духовно-нравственное, экологическое, финансовое, физическое и правовое развитие ребенка.
О культуре жизненного самоопределения человека также стоит заботиться с детства, ведь это является ценным вкладом в его профессиональное и гражданское развитие. Ценность собственной жизни, счастье, гармония с собой — эти установки крайне важны для формирования гражданского, профессионального и нравственного самосознания человека.
Среди идей воспитания присутствует и коллективистская направленность. Задача воспитателей ДОУ заключается в том, чтобы показать, что само формирование — коллектив — это не дисциплинарный метод, подавляющий индивидуальность человека, а напротив, инструмент, способный наделить ребенка духовными и нравственными силами.
Содержание воспитания тесно взаимосвязано с направлениями воспитательной работы, отраженными в ООП ДОО. К примеру, этот документ отражает позиции, на которые нужно сделать акцент для разностороннего и гармоничного развития личности — умственное, физическое, нравственное, эстетическое, экономическое, правовое, экологическое и трудовое воспитание. По каждому из направлений имеются свои задачи и методы реализации.
Источники воспитания
На содержание воспитательного процесса влияют материальные, духовные и социальные факторы, они же положены в начало развития личности. Опыт работы специалистов дошкольного образования доказывает, что основу содержания воспитания составляют науки о природе, обществе и человеке.
Природа и окружающая человека среда — это то, что наполняет нутро воспитания, формирует картину мира, дает достоверные и эмоционально ощущаемые взгляды на природу и её взаимосвязь с человеком. Отсюда свое начало берет содержание экологического просвещения.
Источником воспитания неизменно остается духовная и материальная культура, процветающая только в результате человеческого творчества и развития его способностей.
Трансляция социального и культурного опыта через поколения находит свое отражение в традициях общества, нации, семьи. Из человеческого наследия произрастают ценности, нормы, идеалы, опыт, без которых полноценным воспитание быть не может. Традиции являются источником умений и привычек человека.
Источник воспитания находят в обществе и тех характеристиках и взаимоотношениях, на которых держится работа государственных и общественных институтов воспитания.
Главную роль в воспитании молодого поколения безусловно играют образовательные организации, первыми из которых вовлекают ребенка в этот процесс именно дошкольные учреждения. Поддерживая государственную политику, детские сады и учебные заведения стремятся к обеспечению равных возможностей детей в получении воспитания, создают комфортные условия для реализации их потенциала, развития способностей и интересов.
На содержание воспитания, конечно, влияют и имеющиеся в обществе проблемы: экономические, семейные, нравственные, проблемы с состоянием здоровья детей. В современных ДОУ воспитательный процесс направлен на нейтрализацию негативных влияний. Организуя занятия для малышей, педагоги наделяют воспитание позитивными чертами и оптимизмом. Воспитатель — это второй наставник в жизни ребенка и его основная задача — выбрать только открывающему этот мир человеку правильные жизненные ориентиры.
Источник воспитания кроется и в культуре общечеловеческих отношений, и в истории общественного развития, и в опыте, которым располагают дошкольники к моменту записи в детский сад. Содержание воспитания наполняет общение, интеллектуальная и волевая сфера, следование педагогическим целям, систематичность и планомерность выполнения задач, поставленных перед ДОУ.
Об определении содержания процесса воспитания
Вопрос о том, кем или чем продиктовано содержание воспитания в российской системе образования, весьма уместен. Требования к процессу сегодня, как и в любой другой период развития образования, предъявляет общество и социальные процессы, благодаря которым оно развивается.
Социум ставит перед человеком условия, которым он должен отвечать, для того, чтобы общество устремилось вперед, и первое, что для этого требуется — воспитание обучающихся. Именно воспитание способствует эффективности социальных функций гражданина страны, влияющего на экономику, политику, экологию и культуру.
Помимо положений государственной концепции дошкольные образовательные учреждения берут во внимание общепринятые подходы: православное и этнокультурное воспитание, практикуют альтернативные системы воспитания, применяют методы вальдорфской педагогики
Принципы воспитания
Процесс воспитания в каждом дошкольном образовательном учреждении основан на руководящих идеях, определяющих его организацию, содержание и методологическую базу. Проще говоря, воспитание имеет свои принципы, руководствуясь которыми, ДОО и выстраивает педагогический процесс. Перечень принципов воспитания достаточно обширный:
связь воспитания и жизни;
единство целей и содержания;
общность педагогического руководства, самостоятельности и инициативности воспитанника;
гуманизм и уважение;
требовательность;
фокус на положительных качествах личности;
воспитание в коллективе и через коллектив;
внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
единство действий и требований ДОУ, семьи, социума.
Перечисленные принципы имеют равное значение и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Именно они формируют полное представление о процессе воспитания и составляют основу его реализации
Однако одних принципов для эффективности воспитания недостаточно, важно подключить к ним педагогическое мастерство, профессиональные знания и опыт. Особое влияние на процесс имеют и личностные характеристики педагога
Особенности воспитания
Сложным процесс воспитания делает и неощутимость его результатов. К примеру, выявить результаты воспитания малышей гораздо сложнее, чем обнаружить успехи школьного обучения. Результаты воспитания могут дать знать о себе далеко не сразу, а только через определенный промежуток времени. Уникально и такое свойство воспитания, как неопределённость результатов. Воспитание в равных условиях, по итогу, существенно отличает воспитанников друг от друга, ведь у каждого из них имеется свой опыт социального взаимодействия, отношение к процессу коммуникации.
Система воспитания в образовании реализуется не только в дошкольном возрасте, она активна в течение всей жизни человека, и это послужило основой для формирования такой характеристики, как «длительность». В условиях ДОУ воспитание является еще и непрерывным процессом, так как взаимодействие между воспитателем и ребенком характеризуется систематичностью и постоянством. Воспитание — это планомерная деятельность, направленная на формирование личности ребенка через комплекс педагогических приемов.
Воспитание диалектично. Этот факт подтверждается его непрерывным развитием, динамичностью, подвижностью, изменчивостью. Воспитание может изменяться в соответствии с возрастными характеристиками дошкольников, ситуациями и условиями, возникающими в ДОУ. Диалектику воспитания можно проследить в имеющихся противоречиях, которые с успехом преодолевают работники сферы образования, обеспечивая постоянное развитие процесса. Воспитатели осуществляют поддержку перехода процесса воспитания в состояние «самовоспитания», без которого совершенствование личности в дальнейшем попросту невозможно.