Савантизм: определение, характеристики, реальные примеры

Синдром саванта: «остров гениальности и жизнь в забвении»

Описание

Синдром Саванта (савантизм) – это особая форма психопатологических процессов, протекающих в головном мозге. Данная патология – одно из загадочных явлений, известных психиатрии.

Человек с синдромом Саванта отличается интеллектуальной отсталостью и выраженными расстройствами общего восприятия мира. Нередко данные отклонения встречаются у пациентов с аутистическим расстройством.

Савантизм встречается редко и бывает как первичным, так и вторичным явлением, формирующимся на основе различных форм нарушения развития, детского аутизма, умственной отсталости, последствий черепно-мозговой травмы, заболеваний, влекущих органическое поражение головного мозга.

Савантизм примечателен тем, что на фоне проявлений умственной отсталости пациент демонстрирует явно повышенные способности, доходящие порой до гениальности, в одной или нескольких областях (это могут быть музыка, изобразительное искусство, картография, пространственное мышление и построение сложных трехмерных моделей, математические вычисления).

Симптомы болезни

Симптомы недуга трудно перепутать с какой-либо другой болезнью, так как все они являются специфическими. Например, саванты не способны самостоятельно обслуживать себя в быту – они не могут есть и одеваться без помощи, им трудно сходить в магазин за покупками или просто поговорить с незнакомцами. Но при всем при этом такие люди являются настоящими гениями в какой-либо области: они могут полностью пересказать прочитанную вчера книгу, сложить в голове огромные числа за считанные секунды или с точностью воспроизвести впервые услышанную музыкальную композицию.

К сожалению, области знаний у таких людей ограничены. Больные имеют феноменальную память, художественные, музыкальные, лингвистические, математические или механические таланты, но они часто не знают своего имени или дня рождения. Иногда пациенты имеют сразу несколько удивительных способностей. Больные синдромом запоминают все мелкие подробности: они даже могут поминутно расписать день, который был несколько недель назад.

Люди с синдромом Саванта живут в своем выдуманном мире. Обычно больные не коммуникабельны, им трудно построить предложение и выразить свою мысль, поэтому они не могут полностью влиться в социум. Пациенты имеют нарушения речи и движения. Они не смотрят в глаза другим людям, боятся прикосновений.

Также савантизму сопутствует:

  1. Физическое и умственное отставание;
  2. Психические нарушения;
  3. Аутизм;
  4. Синдром Дауна;
  5. Нарушения функционирования мозга;
  6. “Островки гениальности”.

Первые признаки

Если болезнь была врожденной, то необычные способности человека начнут проявляться в детстве. Например, дети, которые только узнали цифры, могут сразу же безошибочно складывать их в уме.

Так больной савантизмом Ким Пик в 2 года мог полностью запомнить текст книги, которую ему только что прочитали. Уже в 12 лет он закончил обучение в школе, так как полностью освоил программу без чьей-либо помощи.

Стадии

Обычно заболевание сопровождают разные формы умственной недоразвитости – эпилепсия, аутизм, синдром Дауна. У каждой из них есть главное сходство – чем раньше была начата коррекция поведения и развития ребенка, тем больше шансов на успешную адаптацию человека в социуме в будущем

Именно поэтому наиболее важной является ранняя стадия развития аномалии

Начальная стадия сопровождает ребенка с первых дней его рождения. У таких детей нетрудно заметить особенности в развитии уже в возрасте 1-2 лет. Вместе с этим становятся более явными и нарушения психики. Современные технологии диагностики позволяют выявить синдром еще в младенческом возрасте.

Формы

Невероятные способности больных обычно проявляются в одном виде деятельности:

В музыке. Чаще всего больные играют на фортепиано, обладают абсолютным слухом и могут с точностью повторить все ноты.

  • В скульптуре или живописи. Савантов даже не нужно учить рисовать, они сами знают, как правильно это делать. Их рисунки и скульптуры отличаются особой реалистичностью и красочностью.
  • В моделировании. Пациенты не только отлично моделируют простые предметы, но и оказываются в силах изготовить сложные мелкие детали.
  • В математике. Счет в уме огромных примеров, повторение ряда многозначных числе и другие математические способности – все это также является отличительной чертой савантов.
  • В механике. Больные могут определить точное расстояние без каких-либо измерительных инструментов.
  • В лингвистике. Такая форма встречается намного реже, чем остальные, но тоже имеет место быть. Некоторые саванты являются настоящими полиглотами и разговаривают в совершенстве сразу на нескольких десятках языков.
  • Во времени. Люди с синдромом Саванта могут безошибочно определить время без хронометра или часов.
  • Имеют хорошую память. Представителем такой формы является Ким Пик, который за 10 секунд может прочитать целую страницу книги. На сегодняшний день известно, что он прочитал более 10000 книг и текст каждой из них в силах воспроизвести дословно.
  • Иногда пациенты имеют более развитое обоняние, зрение и осязание, чем у обычных людей.

Причины возникновения синдрома Саванта

Точных данных о природе происхождения савантизма нет, одна на этот счёт у учёных есть несколько предположения:

Врождённая генетическая патология, которая сопровождается спецификой работы мозга.

В частности, саванты имеют доступ к информации низшего уровня, хранящейся в нейронах, а к связям высшего уровня – нет.


Фото Lukas Eggers on Unsplash

Неправильное развитие эмбриона. У многих савантов отсутствует либо повреждено мозолистое тело головного мозга, которое необходимо для соединения и выстраивания связей между полушариями этого органа.

В таком случае неполноценность компенсируется попыткой мозга выстроить новые нейронные связи, что иногда вызывает феноменальные способности в области музыки, счёта, экономики, литературы и прочее.

Следствие тяжёлой черепно-мозговой травмы с повреждением левой передней височной доли мозга.

Последнее предположение основывается, в том числе, на искусственном блокировании этой доли у добровольцев, что привело к проявлениям савантизма. Так, в процессе эксперимента, у наблюдаемых в разы улучшилась память на цифры или объекты. Детальная визуализация чего-либо по памяти проявлялась посредством рисования, к которому ранее наблюдаемые не проявляли таланта.

Кстати, последние опыты открывают перспективы искусственного “открытия” гениальности в каждом человеке. Однако, исследований по этому вопросу ещё не достаточно, чтобы заявить о безопасности таких апробаций с мозгом.


Фото Timur Romanov on Unsplash

Патогенез

Современная классификация болезней не рассматривает синдром как самостоятельное заболевание. Считается, что недуг сопутствует аутистическому расстройству. Причина развития аномалии все еще остается неизвестной до конца.

Бытует мнение, что недуг возникает из-за различных патологических процессов, которые могут повлиять на асимметрию полушарий мозга. Обычно у здоровых людей правое полушарие, которое отвечает за творчество, пространственное и образное мышление, меньше левого (аналитическое мышление и вербальная информация). Исследования показывают, что у больных левое полушарие повреждено, а значит правое полностью возмещает его дисфункцию. Поэтому у человека появляются удивительные способности и таланты.

Лечение синдрома

Каждая уникальная способность, которая была обнаружена у ребенка, требует особого отношения. Иногда действия педагогов приводят к утрате всех способностей детей

Именно поэтому важно найти действительно квалифицированного специалиста

Коррекционные мероприятия

Прежде всего больных следует адаптировать к жизни в социуме с другими людьми, улучшить их эмоциональное и психологическое состояние. Для этого обычно назначают физиотерапею, развивающие программы и редко медикаментозное лечение.

Для социализации детей подходит арт-терапия, сказкотерапия, музыкальные занятия, физкультура и сеансы расслабляющего массажа. Позже подростков приобщают к общественной деятельности и совершенствуют их физическую форму. Также проводятся занятия по развитию речи.

Помимо всего этого больному следует вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Обычно после такого лечения симптомы болезни отступают, человек начинает вливаться в настоящую полноценную жизнь.

Синдром Саванта

Редкое и необычное состояние, при котором люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, включая черепно-мозговую травму или заболевание и расстройство аутистического спектра, демонстрируют одну или несколько областей знаний или умений. Эти исключительные способности контрастируют с их общей инвалидностью и описаны д-ром Дарольдом Треффером как «островки гения» в его одноименной книге.

Примерно каждый десятый человек с аутичным расстройством демонстрирует какие-то выдающиеся способности, которые проявляются в той или иной степени. Эти удивительные навыки всегда связаны с массивной памятью, которая может включать запоминание фактов, быстрые вычисления, художественные и музыкальные способности, а также создание карт. Обычно присутствует только одна способность.

Примерно половина людей с синдромом саванта страдает расстройством аутистического спектра или травмой головного мозга. Людей, страдающих аутизмом, также называют «аутичными учеными». Хотя некоторые случаи проявляются в более позднем возрасте, большинство случаев развиваются в детстве. Синдром Саванта не считается психическим расстройством. Напротив, это редкое заболевание, которым страдает один из миллиона человек, причем мужчины-ученые встречаются чаще, чем их коллеги-женщины. По оценкам, сегодня в живых осталось менее сотни ученых, обладающих экстраординарными навыками.

Скотт Барри Кауфман, гуманистический психолог, много писавший об аутизме, описал навыки человека с синдромом саванта в недавней статье журнала Scientific American под названием «Откуда берутся навыки саванта? следующим образом:

Все навыки ученых варьируются в зависимости от континуума, который варьируется от так называемых навыков дробления или дробления (таких как чтение статистики или номерных знаков); талантливым ученым, обладающим музыкальными, арифметическими или художественными навыками, превосходящими большинство людей; выдающимся ученым, обладающим замечательными навыками, достаточно впечатляющими, чтобы войти в учебники истории. Из последних задокументировано всего 100 случаев.

Симптомы, признаки

Практически все саванты имеют выдающуюся память, что способствует формированию необычных навыков. С ранних лет они опережают в определенных сферах своих одногодок

Важно! Когда сверстники только изучают цифры, такие дети делают сложные математические расчеты. Но в то же время не могут себя полноценно обслуживать: одеться, сходить за покупками, выполнять бытовые обязанности и т.д

Для савантов характерен термин «вербальная адгезия» т.е. больной запоминает огромные объемы текста, легко его пересказывает, но не понимает смысла и содержания.

При рассмотрении картины, человек запоминает мельчайшие детали, не обращая внимания на то, что изображено крупным планом.

Люди, страдающие недугом обычно некоммуникабельны, имеют проблемы с выражением мыслей и эмоций. Им присущ определенный тип поведения: при общении избегают зрительного и тактильного контакта. Для них характерны речевые нарушения, стереотипированные движения.

Известные люди с синдромом Саванта

Чтобы иметь представление, как тяжелая инвалидность сочетается с гениальными способностями, приведем пример наиболее известных людей с синдромом Саванта:

  1. Ким Пик. Наиболее известный савант, обладающий феноменальной памятью. Родился с многочисленными врожденными патологиями: повреждением мозжечка, черепно-мозговой грыжей, отсутствием мозолистого тела. Читать научился в 1,5 года, а к 14 годам освоил всю школьную программу. У него сформировался свой круг интересов: музыка, история, литература, география. Именно в этих областях он демонстрировал уникальные способности. В его памяти хранилось около 12 тыс. книг, он знал множество классических музыкальных произведений, когда и кем они были написаны. При этом Пик имел множество физических отклонений: научился ходить только в 4 года, у него была гипотония, что проявлялось в двигательных нарушениях. Он не мог самостоятельно принимать пищу, передвигаться без помощи.
  2. Дерек Паравичини. Известный джазовый музыкант. Родился на 14 недель раньше срока, у него тяжелая умственная отсталость, слепота и аутизм. В 2 года он освоил игру на фортепиано, сначала играл локтями, так как из-за слепоты не мог видеть, как это правильно делается. Всего один раз, услышав мелодию, он повторяет ее. У Дерека полностью отсутствуют навыки самообслуживания, он не понимает: откуда берется пища, как ее готовят, не знает где право, где лево.
  3. Стивен Уилтшер. Британский художник и архитектор, обладающий уникальной визуальной памятью. Мальчику в 3 года поставили диагноз аутизм, до 5 лет он не разговаривал, посещал школу для умственно-отсталых. Он воссоздает точные панорамы городов, в которых побывал. Один раз, увидев здание, он рисует его точную копию на бумаге, изображая все до мельчайших деталей.
  4. Даниэль Пол Корни. У него с младенчества стоит диагноз аутизм, в 4 года случился первый эпилептический припадок. Он в совершенстве знает 11 иностранных языков, в уме проводит сложнейшие математические вычисления. В то же время он не способен водить автомобиль, а в повседневной жизни все происходит по спланированному странному сценарию: не одевает тапочки раньше футболки, не принимает душ, прежде чем почистит зубы.

Последствия

Саванты склонны к частым депрессиям, другим психическим расстройствам, которые обусловлены трудностями общения с другими людьми, чувством неполноценности. На этом фоне отмечались суицидальные попытки. Доказано: тусклое освещение делает нас глупее. Постепенно, со временем…

Что мешает развить хорошую память

Директор Центра по изучению разума при Университете Сиднея (Австралия) Аллен Снайдер выдвигает гипотезу о том, что в каждом из нас живет «внутренний савант», и если «включить» его, то можно будет запоминать колоссальные объемы данных без всяких усилий и тренировок. Все дело в том, что мы обычно пытаемся свести частное к целому, утверждает он.

В качестве эксперимента Снайдер предложил своим сотрудникам запомнить наизусть список предстоящих покупок. Это были автомобильные запчасти — рулевое колесо, фары, дворники… Все почему-то запомнили слово «автомашина», которое на самом деле не произносилось, однако с запоминанием перечня деталей дело обстояло гораздо хуже…

Саванты в силу мозговых особенностей не подвергают полученные данные анализу и осмыслению, не вырабатывают «единой концепции», что и дает им преимущество при усвоении информации, считает Снайдер. Кстати, у аутистов и тех, кто страдает старческим слабоумием часто оказывается поражена левая височная доля мозга.

Когда Снайдер и его коллеги искусственно подавляли в ней нейронную активность у испытуемых, те временно начинали демонстрировать улучшение таких навыков, как способность к рисованию, проверка текстов на предмет ошибок, а также счет в уме.

В свою очередь, уже упомянутый Пол Ребер полагает, чтоограничение возможностей нашей памяти связано не столько с переполненностью мозга, подобно тому, как бывает переполнен жесткий диск компьютера, сколько со скоростью загрузки. «Просто информация, с которой мы сталкиваемся, поступает быстрее, чем наша система памяти способна всю ее записать», — заявляет он.

Как проявляется гениальность

«Саванты» наделены уникальными способностями, которые заключаются в их памяти. Особенности в работе мозговых центров, позволяют «савантам» изучать несколько десятков различных языков одновременно, справляться со сложными математическими задачами и создавать настоящие произведения искусства.

Большинство «савантистов» легко справляются с изучением различных текстов. Благодаря феноменальной памяти, им достаточно всего лишь один раз ознакомиться с произведением, бегло прочитав несколько страниц. После этого, «савантист» может в точности пересказать прочитанное. Благодаря развитому слуху, людям с этой патологией достаточно лишь один раз услышать сложную музыкальную композицию, после чего они смогут полностью воспроизвести её заново. Однако большинство людей с этой патологией, сталкиваются с различными трудностями в анализе и интерпретации информации, которая поступает из окружающего мира.

Большинство «савантов» обладают способностью находить решение сложных математических задач, без использования бумаги или калькулятора. Такие люди легко разговаривают на многих иностранных языках и без затруднения переводят сложные технические тексты. Для больных, не составляет труда создать потрясающие предметы живописи, лишь на секунду взглянув на окружающую их обстановку.

Известны исторические случаи, в которых ребенок с патологией зрительных органов, аутизмом и синдромом Саванта, легко повторял сложные музыкальные композиции, услышав их всего лишь один раз. Слух этого мальчика в сочетании с музыкальным даром, сделали его всемирно известным. На сегодняшний день этот мальчик является одним из самых известных представителей людей, больных данным синдромом.

Известный художник Стивен Уилтшир из Англии, является еще одним популярным человеком с этой патологией. Несмотря на низкую интеллектуальную развитость, Стивен обладает способностью, детального воспроизведения на бумаге различных событий и объектов, с которыми он встречается в своей жизни. Благодаря своим феноменальным способностям, Стивен получил прозвище «Человек-фотоаппарат».

Многие обладатели рассматриваемого синдрома имеют способность различать миллионы различных запахов и разбивать их на отдельные составляющие. Некоторые из пациентов легко анализируют окружающих, и на основе этого анализа ставят диагноз об имеющихся заболеваниях. Следует отметить, что в данном случае легкость, с которой определяются сложные патологии вызывают недоумение у многих представителей медицины. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что «савантизм» является проявлением гениальности, которая сочетается с умственной отсталостью.

Человек, подверженный Савантизму, может являться обладателем выдающихся способностей в одной или одновременно в нескольких областях знаний

Лечение

Лечением патологий, которым сопутствует синдром Саванта, занимается психиатрия.

Первоочередная задача в коррекции поведения таких пациентов – их адаптация в обществе и развитие способности к самостоятельной жизни. Этому способствуют стабилизация и улучшение их эмоционального и физического состояния. Во многих случаях помогает фармакотерапия.

Выдающиеся способности в определенных областях, обнаруженные у детей с нарушениями развития интеллекта и физической сферы, требуют особого подхода. Слишком энергичные воспитательные меры, направленные на скорейшую социализацию, бывают успешны, но могут привести к утрате таких способностей.

Имеются указания на то, что прививание детям навыков бытового общения, способствующих социализации, при поддержке одаренности совершенствует их способности и дает положительные результаты в развитии. С учетом того, что у савантов часто проявляются способности в области искусства, положительный эффект при социализации таких детей дает арт-терапия.

Можно ли стать савантом

Исследования в области улучшения работы мозга, например, осторожно подтверждают, что ускорить решение умственных задач, не подвергая мозг повреждениям, возможно. В изучении савантизма, по мнению Дэрольда Трефферта, есть два главных позитивных момента

Во-первых, огромный интеллектуальный потенциал скрыт, по-видимому, в каждом из нас. Вопрос в том, как разбудить эту дремлющую силу, не травмируя мозг. Во-вторых, надежду дает и нейропластичность — научно подтвержденная способность мозга постоянно приспосабливаться к новым условиям. Она означает, что у людей даже с серьезными аномалиями мозга есть шанс вести полноценную жизнь и проявить уникальные способности.

1 Описание

Синдром Саванта (савантизм) — это особая форма психопатологических процессов, протекающих в головном мозге. Данная патология — одно из загадочных явлений, известных психиатрии.

Человек с синдромом Саванта отличается интеллектуальной отсталостью и выраженными расстройствами общего восприятия мира. Нередко данные отклонения встречаются у пациентов с аутистическим расстройством.

Савантизм встречается редко и бывает как первичным, так и вторичным явлением, формирующимся на основе различных форм нарушения развития, детского аутизма, умственной отсталости, последствий черепно-мозговой травмы, заболеваний, влекущих органическое поражение головного мозга.

Савантизм примечателен тем, что на фоне проявлений умственной отсталости пациент демонстрирует явно повышенные способности, доходящие порой до гениальности, в одной или нескольких областях (это могут быть музыка, изобразительное искусство, картография, пространственное мышление и построение сложных трехмерных моделей, математические вычисления).

Мои рекомендации

Основная трудность, с которой сталкиваются родители детей-савантов – это обучение их навыкам самообслуживания и коммуникации. Устные указания взрослых они не воспринимают. Я рекомендую родителям таких детей использовать альтернативные способы общения: картинки, схемы, размещенные на видных местах листы с графическим изображением последовательности действий. Зрительные образы саванты воспринимают лучше, чем устную речь.

Психокоррекционная работа с такими детьми ориентирована на оказание им помощи в социализации. Таких детей нужно научить жить среди людей, вступать с ними в контакт, выполнять совместную деятельность. Серьезное препятствие в этом процессе — слабое развитие у них эмоционально-волевой сферы.

Я отметила, что арт-терапевтические технологии работы в полной мере соответствуют индивидуальным особенностям детей с этим недугом.

Кроме коррекции эмоционально-волевой сферы, я считаю необходимым развивать логическое мышление этих людей и расширять их представления об окружающем мире. В их головах содержатся многотомные энциклопедические знания, которыми они совершенно не умеют использовать. Нужно помочь им свой теоретический базис применить в жизни.

Добиться стойкой положительной динамики в психокоррекции савантизма можно только при условии длительной работы совместно с дефектологом.

Лечат ли синдром саванта и можно ли его приобрести по желанию

Так как синдром не является заболеванием, лечение для него не предусмотрено. Поэтому врачи назначают терапию сопутствующей болезни (аутизм, болезни ЦНС, прочих). В тех случаях, когда эту болезнь удается скорректировать – признаки савантизма могут ослабеть или исчезнуть.

Что касается вопроса – как получить синдром саванта, то эта область еще недостаточно изучена. Хотя проведенные исследования показывают, что при электрической стимуляции определенных зон мозга решение задач пациентом может быть ускорено

Важно, что синдром савантизма демонстрирует невероятный потенциал человека. Только требуется открыть механизм его пробуждения

Этот же потенциал дает надежду, что люди, страдающие серьезными отклонениями умственных способностей, могут получить шанс на полноценную жизнь.

Известные саванты

Ниже представлены четыре наиболее ярких примера людей с синдромом саванта.

Ким Пик

Американец с феноменальной памятью и скоростью чтения. Прочитывал одну страницу за 5 секунд. Запоминал до 98% прочитанной информации. За всю жизнь прочёл более 12 000 книг и хранил в памяти каждую из них. Однако изначально ситуация не была такой радужной.

Родился Ким с черепно-мозговой грыжей, непропорционально большой головой и отсутствием мозолистого тела, которое соединяет два полушария головного мозга. Но, несмотря на это, он научился читать в 16 месяцев! В 3 года активно читал газеты и узнавал смысл незнакомых слов в толковых словарях. К 7 годам наизусть выучил библию.

В школу Кима не приняли. Обучал его отец на дому. В 14 лет он полностью освоил школьную программу, но диплом ему не выдали из-за инвалидности. К 18 годам успел поработать бухгалтером в общинном центре мормонов и прочитать все произведения Уильяма Шекспира.

Постепенно Ким составил для себя список интересующих его тем, в который входили американская история, спорт, освоение космоса, литература, классическая музыка и география. Он держал в памяти карту всей страны и мог посоветовать, как лучше проехать из одного города в другой в любом штате.

Имел низкий тонус мышц и до 4 лет не мог ходить. Испытывал проблемы с удовлетворением бытовых нужд (не мог застегнуть пуговицы на рубашке). Был неспособен понять смысл пословиц и поговорок. Однако вполне хорошо понимал смысл информации и был довольно остроумен, несмотря на савантизм.

Ким Пик стал прообразом главного героя в фильме «Человек дождя», получившего «Оскар» и «Золотой глобус». Умер от инфаркта в 2009 году, прожив 58 лет.

Стивен Уилтшир

Диагностировали Стивену синдром саванта ещё в 3 года. До 5 лет он не мог разговаривать. В 5 лет был зачислен в лондонскую школу Queensmill. Несмотря на проблемы со здоровьем, преподаватели разглядели в нём интерес к рисованию и стали с ним усиленно заниматься.

Первым его словом стало слово «бумага». С тех пор он не переставал создавать настоящие произведения искусства. Например, в 13 лет он нарисовал точный эскиз вокзала Сент-Панкрас, хотя видел его всего лишь один раз из иллюминатора самолёта с высоты более чем 500 метров.

В 1987 году Уилтшир попал в передачу под названием «Глупые Мудрые» о детях с синдромом саванта, проводимую телекомпанией BBC, в результате чего огромное количество людей со всего мира стали заказывать у него картины.

Дерек Паравичини и Дэниел Таммет

Дерек родился на 25 неделе беременности вместе со своей сестрой-близнецом, которая не выжила. Чрезмерное поступление кислорода в мозг во время оксигенотерапии сделало его слепым и стало причиной аутизма. Но это не помешало ему стать известным музыкантом.

Уже в 2 года он начал играть на пианино. В 5 лет поступил в школу слепых и проявил там свой абсолютный музыкальный слух. В 7 лет дал первый концерт. В 9 лет был удостоен премии Бернарда (Barnardo’s Children’s Champion Award) из рук самой принцессы Уэльской. Является племянником бывшего мужа нынешней герцогини Корнуольской.

Что же касается Дэниела Таммета, то сам он описывает себя как «сверхработоспособного саванта-аутиста». Родился он в 1979 году. Был самым старшим ребёнком в семье из 9 детей. В 4 года перенёс сильнейший эпилептический припадок, после чего стал запросто производить вычисления с многозначными числами. Мог разделить 13 на 97 и определить сто знаков после запятой без особого напряжения. Знает 11 языков и 22 514 знаков после запятой в числе Пи.

Так к чему все это? А к тому, что никакие препятствия не страшны (даже аутизм и савантизм), если у человека есть сила воли, хорошее окружение и талант к какой-либо деятельности. Не обязательно читать 10 000 слов в минуту или оперировать в уме числами из ста знаков. Главное – совершенствовать свои сильные стороны и никогда не сдаваться, тогда будут и выдающиеся жизненные результаты, и удовлетворенность самой жизнью. Думаем, люди, о которых мы рассказали, являются ярким примером этого.

Желаем вам удачи и веры в себя!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Синдром Стендаля
  • Синдром Диогена
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Интеллектуальные суперспособности. Выбери свою!
  • Читаем быстро и еще быстрее
  • Синдром Мюнхгаузена
  • Некоторые научные исследования суперинтеллекта
  • Интеллектуальные суперспособности
  • Как читать эффективно: подборка полезных материалов
  • Странные нарушения головного мозга

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Мнемотехники

Механизм [ править ]

Психологический править

Ни одна из общепринятых когнитивных теорий не объясняет сочетание таланта и недостатка ученых. Было высказано предположение, что люди с аутизмом склонны к обработке, сфокусированной на деталях, и что этот когнитивный стиль предрасполагает людей с аутизмом или без него к выдающимся талантам. Другая гипотеза заключается в том, что ученые гиперсистематизируют, тем самым создавая впечатление таланта. Гиперсистемизация — это крайнее состояние в теории сопереживания-систематизации, которая классифицирует людей на основе их навыков сопереживания другим, а не систематизации фактов о внешнем мире

Кроме того, внимание ученых к деталям является следствием повышенного восприятия или сенсорной гиперчувствительности у этих уникальных людей. Также было подтверждено, что некоторые ученые действуют путем прямого доступа к низкоуровневой, менее обрабатываемой информации, которая существует во всех человеческих мозгах и которая обычно недоступна для сознательного осознания

Неврологический править

В некоторых случаях синдром Саванта может быть вызван после тяжелой травмы головы левой передней височной доли . Синдром Саванта был искусственно воспроизведен с помощью транскраниальной магнитной стимуляции для временного отключения этой области мозга.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Дерек Паравичини

Дерек появился на свет на 25 неделе беременности. Его сестра-близнец не выжила. Так как малыша откачивали с помощью оксигенотерапии, в мозг поступило слишком много кислорода, в результате чего ребенок ослеп и стал аутистом.

Но в два года Дерек начал играть на пианино. В семь дал первый концерт. В девять лет получил премию из рук принцессы Уэльской.

У него абсолютный слух. Он может распознать 20 нот внутри аккорда, воспроизвести любую мелодию, которую слышал много лет назад. Является одним из величайших джазовых музыкантов современности. Но при этом не умеет сам умываться, одеваться, ходить в туалет…

Странные личности с «острова гениальности» отличаются низким IQ и умственно неполноценны. У них могут быть проблемы с самообслуживанием, но мозг способен творить чудеса. Например, за несколько секунд совершает сложнейшие математические расчеты.

Как жить, когда детское восприятие мира граничит с уникальными способностями?.. Савантисты как правило совершенно беспомощны в быту и замкнуты в себе, им нужен постоянный уход. Такой человек самостоятельно не застегнет рубашку или, к примеру, не сможет нормально держать ложку в руках. При этом в некоторых областях (островках гениальности) его знания зашкаливают и поражают всех своей феноменальностью.

Для справок

Синдром Саванта был впервые выявлен Дж. Лэнгдоном Дауном в 1887 году. Название возникло от термина «ученый  идиот» (idiot savant). Так называли людей с умственными отклонениями, проявлявшими редкие невероятные способности в какой-то одной или нескольких областях — так называемых «островах гениальности». В этом случае ущербность одних зон мозга компенсируется гипер развитием других.

Познакомиться с савантистом поближе можно в фильме «Человек дождя», где Дастин Хофман талантливо сыграл страдающего аутизмом гения Рэймонда Бэббитта. У киногероя есть реальный прототип — Ким Пик, обладавший выдающейся памятью и делавший в уме сложнейшие вычисления.

Причины синдрома саванты

Синдром может быть врожденным и приобретенным. Характерно подобное отклонение для аутистов (проявляется лишь в 10 % случаев) или для лиц с поврежденной центральной нервной системой. Болезни, при которых возможно появление синдрома саванты:

-эпилепсия;

-лобно-височная деменция;

-синдром Аспергера;

-черепно-мозговая травма;

-РАС или расстройство аутического спектра.

Известны реальные случаи из жизни, когда люди после травмы головы открывали в себе невероятные таланты. Кто-то становился художником, кто-то музыкантом или полиглотом.

В чем проявляется гениальность

Способности могут быть самыми разными, иногда очень неожиданными. Самые распространенные таланты савантистов:

-календарные расчеты (определяют, на какой день недели любого года выпадет конкретная дата);

-сложные арифметические вычисления;

-феноменальная память;

-способность к языкам.

Есть и более интересные способности аутистов и олигофренов.

Дэниэл Таммерт воспринимает числа в цвете, ощущая их текстуру, форму. Число Пи для него «красивое». Дэниэл помнит 22514 знаков этого числа, идущих после запятой. Этот человек знает 11 языков, а сложнейший исландский смог одолеть за неделю.

Эллен Будро стардает умственной отсталостью и плохо видит. Чтобы ориентироваться при движении, женщина щебечет, как птичка. По отражению звуковых волн, применяя эхолокацию, как летучая мышь, она определяет расположение предметов на своем пути. Также Элен всегда безошибочно и максимально точно (до секунд) ответит на распространенный вопрос: «который час?».

Люди-савантисты: еще несколько примеров из жизни

Согласно статистике, у женщин синдром саванта проявляется гораздо реже, чем у мужчин. На 6 лиц мужского пола приходится одна дама савантистка.

Ким Пик (1951-2009)

Житель Америки, у которого при рождении обнаружили черепно-мозговую грыжу величиной с бейсбольный мячик. Кроме того, у Кима не было соединительной ткани между правым и левым полушариями. Он мог запомнить почти 100 % любой прочитанной информации. Всего выучил свыше 12 000 книг наизусть, отлично разбирался в 15 областях (среди которых литература, спорт, история, музыка, география и т. д.). Ким запросто читал две странички одновременно, одну левым глазом, другую — правым. Разворот книги прочитывал и запоминал наизусть за 8 секунд.

Лесли Лемке (1952-1993)

Ребенок был недоношен, при рождении выявили повреждение головного мозга, детский церебральный паралич. Врожденная глаукома привела к тому, что мальчику удалили глаза. Когда малышу было полгода, он был усыновлен и попал в большую семью медсестры Мэй Лемке. Приемной маме было 52, и у нее уже было 5 своих детей. Не имея музыкального образования, юноша в 16 лет смог сыграть всего раз услышанный Первый концерт Чайковского. Так же было с другими мелодиями любой сложности и стиля.

Стивен Уилтшир (1974 г.)

Аутист, обладающий художественным даром. Стивен может по памяти нарисовать любое архитектурное сооружение, которое видел всего раз в жизни. Будучи ребенком, он не разговаривал, а объяснялся с окружающими рисунками. Удивительный художник с точностью фотокамеры может изобразить целый город, посмотрев на него лишь раз, пролетая над ним на большой высоте. Все детали будут прорисованы, включая число этажей и окон в каждом доме. Стив смог воссоздать Токио, пролетев над ним на вертолете. Рисунок был сделан в 2005 году и занял собой полотно, равное 10 метрам. Такие же шедевры были созданы после воздушного путешествия над Римом, Сингапуром, Нью-Йорком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: