Современный национальный костюм бурят
Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.
Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов
Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учетом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырехугольного борта дэгэла.
Декорирование костюма
1. Вышивка
Один из самых распространенных способов украшения бурятских костюмов – вышивка. Используйте яркие нитки и вышивайте традиционные орнаменты на рубашке, юбке или брюках. Вышивка может быть выполнена как на ткани, так и на декоративных элементах костюма.
2. Пояс
Пояс – важный элемент бурятского костюма. Выберите яркий пояс с традиционным узором и прикрепите его к юбке или брюкам. Пояс можно также украсить дополнительными элементами, например, бусинами или монетами.
3. Аксессуары
Добавьте костюму бурятского народа интересные аксессуары – бусы, браслеты, колечки и украшения для волос. Традиционные аксессуары из дерева, кости или металла дополнят образ и подчеркнут его национальность.
4. Перья
Перья – символ бурятского племени. Используйте перья для украшения костюма – прикрепите их к рубашке, создайте головной убор с перьями или прикрепите перьевой шарф. Перья могут быть разных цветов и размеров.
Не забывайте сохранять традиционные элементы бурятского костюма, чтобы создать настоящий образ национального народа. Используйте свою фантазию и креативность при декорировании костюма, чтобы сделать его по-настоящему уникальным!
Пошаговая инструкция по созданию основы костюма
- Выберите ткань для основы костюма. Рекомендуется использовать яркую и прочную ткань, подходящую для национального костюма.
- Измерьте ребенка, для которого вы создаете костюм. Запишите измерения обхвата груди, талии и длины изделия с плеча до колена.
- Создайте выкройку основы костюма на бумаге. Используйте измеренные значения для получения правильных размеров.
- Перенесите выкройку на выбранную ткань и аккуратно вырежьте ее по контуру.
- Соедините переднюю и заднюю части основы костюма с помощью швейной машинки или вручную с помощью иглы и нитки.
- Обработайте края костюма, чтобы они не распушивались. Можно использовать оверлок или просто прособирать края ниткой.
- Примерьте костюм на ребенка и убедитесь, что он подходит по размеру. Внесите необходимые корректировки, если костюм оказался слишком большим или маленьким.
- Окончательно зашейте и обработайте все края костюма.
- Основа костюма готова! Теперь вы можете приступить к оформлению и декорированию костюма, добавив национальные узоры и элементы.
Женский вариант костюма
Женская одежда состояла из рубахи (бур. самса) и штанов (бур. умдэ), поверх которых носили халат (бур. дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.
Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.
Внешность
Буряты имеют свой уникальный внешний вид, который отличается от других народов. Типичный бурят имеет средний рост и слегка широкую, округлую голову. Лицо у бурятов круглое или овальное, с высокими скулами и небольшими глазами, которые часто наклонены вверх к вискам. Волосы у бурятов прямые или слегка волнистые, темно-каштанового или черного цвета. Часто у мужчин есть усы и борода.
Одежда традиционно играет важную роль в культуре бурятов. Традиционная мужская одежда включает в себя кожаную куртку, плотные брюки и сапоги из мягкой кожи. У женщин традиционная одежда состоит из шелковых платьев, которые могут быть украшены вышивкой, бусами или перьями. Важную роль в традиционной одежде играют также шапки и шарфы, которые защищают от холода и ветра.
Характер
Характер бурятов отличается своей уникальностью и многогранностью, он формировался в течение многих веков и отражает их историю, культуру и образ жизни.
Один из наиболее заметных черт характера бурятов — это гостеприимство. Буряты всегда рады гостям и готовы делиться своим опытом и культурой с другими. Они считают, что гостеприимство — это важная часть их традиций и обязанностей перед близкими и друзьями.
Еще одна важная черта характера бурятов — это сильное чувство семейных ценностей и уважение к старшим. Буряты считают, что семья — это основа общества, и всегда стремятся поддерживать и укреплять свои семейные узы. Они также уважают старшее поколение и считают, что старшие должны быть почитаемы за свой опыт и мудрость.
Буряты также известны своей духовностью и уважением к природе. Они считают, что природа — это священное место, которое необходимо бережно охранять и защищать. Традиционная религия бурятов — шаманизм — связывает мир людей с миром духов и природой, и помогает им сохранять свою связь с природой.
Несмотря на то, что буряты могут быть достаточно замкнутыми и скрытными, они также известны своей открытостью и дружелюбием. Они ценят искренних и добрых людей, и всегда готовы поддержать их в трудную минуту.
Традиционная кухня и еда
Традиционная кухня бурятов богата и разнообразна, она отражает их образ жизни, историю и культуру. Она состоит в основном из мяса, рыбы, овощей и злаковых продуктов. Некоторые из наиболее популярных блюд включают в себя:
- Поза/Буузы — это традиционное бурятское блюдо, похожее на пельмени. Они готовятся из тонкого слоя теста, начиненного мясом (часто из говядины, а также делают из оленины, свинины, баранины) и специями.
- Сагудай — это традиционный бурятский кожух из оленя или овцы, начиненный мясом, картофелем и луком.
- Суусы — это блюдо из тонкого слоя теста, начиненного картофелем, мясом и луком.
Кроме традиционных блюд, буряты также употребляют в пищу различные виды рыбы, мяса и овощей. Традиционно в пищу употребляются такие продукты, как оленина, баранина, рыба, овощи, ягоды, мед и молочные продукты.
«Женщина рождается с иголкой в руках»
Убрав со стола дэгэлы, Дашима вытащила альбомы с колоритными фотографиями бурятской одежды тех времен. На картинках булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, цонголы и сартулы — этнические группы бурятского народа. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что дэгэлы у женщин разные. Они старались украшать свои дэгэлы так, чтобы даже повседневная одежда выглядела нарядной: расшивали рукава парчовыми вставками, украшали тесьмой воротник и линию талии, а если имелась ткань, украшали и подол дэгэла. Словом, каждая шила то, что по средствам, и старалась показать свое мастерство.
Когда девушка выходила замуж, в дом жениха она отправлялась в девичьем дэгэле и заплетала несколько кос. Уже на месте проводился целый обряд: девушку переодевали в женский дэгэл, расплетали волосы, делали две косы и надевали украшения. Тогда девушка становилась хозяйкой очага, её принимали в род мужа.
Отдельного внимания заслуживают украшения, которые в те времена носили женщины. Косы убирали в специальные бархатные мешочки для волос, а сверху цепляли металлические украшения, чтобы волосы всегда были в порядке и не мешались. На шею надевали медальоны, а внутрь убирали молитвы и изображения бурханов, так украшения становились настоящими оберегами.
Головные уборы расшивали кораллами. В то время они стоили очень дорого: за один такой коралл могли отдать целую корову! Одна из женщин на фотографии из альбома носит такой же головной убор, который богато расшит кораллами, их можно насчитать около сотни. Можете себе представить, как дорого такой головной убор обошелся хозяйке?
Дашима Гончикова не раз реставрировала головные уборы, и каждый раз удивляется: откуда у людей было столько денег, чтобы украшать их такими дорогими материалами? Выходит, что даже в те времена люди старались показать через одежду свою индивидуальность.
В то время деревни были общинно-родовыми, то есть, как правило, там жил отец с сыновьями и их женами. Невесты приезжали из разных районов, так что у каждой в плане шитья были свои обычаи и привычки. Так и выходило: одна сошьет, другая повторит, третья сделает еще лучше. Так бурятский костюм развивался и менялся.
Каждая деталь — оберег
В старину одним из любимых цветов бурятского народа был синий. Этот цвет считался величественным, так что носили его исключительно богатые люди. Когда к деревне приближался седок в дэгэле синего цвета, люди говорили: «О-о-ой, ноён едет!» Остальные же шили дэгэлы из той ткани, что привозили купцы из Китая, Монголии и соседних мест. Если на ткани было изображение дракона, сразу можно было понять, что ее закупили в Китае и она очень дорого стоит. Шить дэгэлы из такой ткани могли себе позволить только зажиточные люди.
Зимний дэгэл шился из овчины. Богатые покрывали его дорогой тканью, а те, кто победнее, шили «дымленные» дэгэлы.
Засмотревшись на одно фото в альбоме, она вспоминает старую бурятскую сказку. В одной местности поселился черт. Все, кто проезжал по той местности, там и погибали. Один юноша сказал, что победит черта и очистит родные места от скверны. Все начали отговаривать его, но юноша твердо стоял на своем. Переживала и его мать. Но вместо того, чтобы лить слезы и отговаривать сына, она решила хорошенько подготовить его к битве с чертом.
Женщина сшила ему крепкую обувь из бычьей кожи, изготовила шапку с острым навершием, а обшлага рукава дэгэла сделала из копыт черного жеребца. В энгэр зашила верблюжью шерсть, рукоятку ножа обернула козлиной кожей. Парень послушался и взял с собой все, что дала ему мать на сражение.
В дороге его настигла ночь. Юноша очертил вокруг себя круг плеткой и уснул. Пришел черт. Хотел он подобраться к голове юноши и выпить его мозги, да укололся об острое навершие его головного убора. Хотел было за руки вытянуть парня из круга, но на его защиту встал черный жеребец и начал топтать черта. Тогда черт решил напасть на юношу со спины, а оттуда козел выскочил и давай бодать черта. И тут не вышло! Решил черт за ноги вытянуть юношу из круга, но на пути у него встал бык. Хотел черт на грудь вскочить и вырвать сердце юноши, а оттуда верблюд.
Наступило утро. Парень проснулся и увидел рядом с собой мертвого черта. Вот так мать защитила его своим благословением.
Фото: архив героини материала
Название нации и ее историческое формирование
Название «буряты» происходит от тюркского слова «бура» или «буркан», что означает «волк». Исторически буряты формировались как отдельный народ на территории современной Монголии в 13-14 веках. В это время многие тюркские народы, в том числе буряты, были подчинены монгольской империи Чингисхана. Буряты были связаны с монголами близкими родственными связями и входили в состав Орды.
В 17 веке буряты начали формировать свое государство под названием Бурят-Монгольская народность, которое включало территории современной Бурятии, Забайкалья, Монголии и других регионов. В это время бурятское государство было довольно мощным и процветающим, и оно существовало до середины 18 века, когда было поглощено российской империей.
Рисование орнаментов
Чтобы придать бурятскому национальному костюму ребенка особую красоту и уникальный стиль, необходимо нарисовать орнаменты. Они выглядят очень ярко и узорчато, добавляют национальный колорит и делают костюм более привлекательным.
Вот пошаговая инструкция, которая поможет вам нарисовать орнаменты на бурятском национальном костюме:
Выберите инструмент для рисования орнаментов. Вы можете использовать обычные карандаши или краски. Если вы выбрали краски, подготовьте рабочую поверхность, на которой будете рисовать.
Придумайте орнамент, который вы хотите нарисовать. Вы можете использовать национальные бурятские узоры или придумать собственный уникальный рисунок.
Начните рисовать орнамент с небольших деталей. Нарисуйте первую часть узора и продолжайте добавлять новые элементы, последовательно соединяя их.
Стремитесь к симметрии при рисовании
Бурятский орнамент часто имеет симметричную форму, поэтому важно сохранять баланс при добавлении новых деталей.
Не бойтесь экспериментировать с цветами
Бурятский орнамент часто содержит много разных цветов, поэтому используйте яркие и насыщенные палитры.
Уделите внимание деталям. Внутри каждого элемента орнамента могут быть дополнительные линии, точки или закругления
Не поленитесь придать им нужную форму и оттенки.
Завершите рисунок орнамента, добавьте последние штрихи и дорисуйте все необходимые элементы
Поставьте свою подпись или инициалы, чтобы орнамент был оригинальным и отражал ваше творчество.
Следуя этой пошаговой инструкции, вы сможете нарисовать красивые и уникальные орнаменты на бурятском национальном костюме ребенка.
Мужской вариант костюма
Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата. Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.
Дэгэлы имеют две полы — верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).
Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Верхняя одежда была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания — снизу вверх — начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.
Украшения
Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.
Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.
Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.
Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.
Происхождение
Буряты — это монгольский народ, происходящий из региона, который находится на современной территории России, в основном в Бурятии и прилегающих регионах. Их происхождение связано с древними монгольскими племенами, которые заселяли Сибирь и Монголию более тысячи лет назад.
В течение своей истории, буряты были подвержены влиянию различных культур и народов, включая монголов, китайцев, тунгусов и других. Это влияние проявляется в различных аспектах культуры и традиций бурят, включая язык, религию, одежду, еду и другие аспекты.
В конце XVII века, буряты были подчинены Российской империей и официально стали частью России. В течение последующих веков, они сохранили свою культуру, язык и традиции, и стали одним из наиболее многочисленных и влиятельных народов в России.
Религия
Буряты исповедуют различные религии, включая буддизм, шаманизм и православие
Исторически бурятский шаманизм был доминирующей религией, и до сих пор остается важной частью бурятской культуры и традиций. Шаманы, называемые «бо» на бурятском языке, служат посредниками между людьми и миром духов
Они проводят обряды, лечат болезни, решают конфликты и помогают в различных жизненных ситуациях.
Буддизм пришел на территорию Бурятии в 17 веке и с тех пор стал одной из важных религий для бурятов. Буддистские храмы и монастыри можно найти в различных городах и поселениях Бурятии, а также в Китае и Монголии.
Православие пришло на территорию Бурятии в 18 веке и с тех пор стало распространяться в регионе. В настоящее время большинство православных бурятов проживают в городах и селах Республики Бурятия.
Известные современные и исторические личности
Буряты внесли значительный вклад в историю России и мира, среди них есть множество известных личностей как в прошлом, так и в настоящем. Некоторые из наиболее известных бурятов включают в себя:
- Доржи Банзаров — Ориенталист, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай, первый бурятский учёный, получивший высшее образование европейского образца, коллежский секретарь. Д. Банзаров известен рядом важных монголоведческих трудов, был членом-корреспондентом Сибирского отдела Императорского русского географического общества.
- Панди́то Хамбо́-ла́ма XVII Лубса́н-Нима́ Дарма́ев (1890—1960) — бурятский религиозный деятель, глава Центрального духовного управления буддистов СССР (1946 — 1956).
- Виталий «Байкал» Ананин — бурятский боксер, боец на голых кулакаха.
Это лишь небольшой список известных бурятов, которые внесли свой вклад в различные области культуры, искусства, науки, спорта и политики. Их достижения и вклад в развитие своей национальной культуры и общества остаются важными для бурятского народа и для России в целом.