Что и как нужно запрещать ребенку, а что запрещать нельзя?

Как приучить ребенка к слову «нельзя» в процессе воспитания

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции. Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ»

Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

Как объяснить ребенку, чего делать нельзя? Правила для родителей

Существует несколько основных правил для моделирования поведения взрослых.

Не стоит полагать, что воспитание малыша произойдет, само собой

Когда ребенку всего годик, он не в состоянии воспринимать, что родителей нужно во всем слушаться и не всегда воспринимает слова взрослых всерьез
Иногда лучше попробовать переместить внимание малыша на что-то иное и аккуратно отвести от опасного места.

Необходимо с осторожностью использовать слово “нельзя”, иначе малыш может перестать его воспринимать в должном смысле. Следует четко осознавать, в каких случаях данное слово уместно
Частое применение запретного слова может привести к тому, что ребенок потеряет в себе уверенность и свою индивидуальность.

Нужно менять выражение своего лица, чтобы для ребенка была ощутима разница в настроении родителей

Хорошим вариантом является игра с малышом в “догонялки” и прочие развлекательные мероприятия. По выражению лица взрослых малыш должен уметь определять рассержены они или радуются. К примеру, если младенец с пеленок употребляет детскую смесь, ему не всегда ясно, когда он балуется за столом, а когда ведет себя правильно. Если малыш уже стал ходить и говорить, то его любопытство уже не знает предела, он пытается понять, что его окружает и как это воспринимать. В этот период родителям следует разграничивать что ему можно, а что нельзя. Большая часть поступков малыша определяется его интеллектуальным развитием. И это не всегда капризы или упрямство.
Запрещая что-либо или объясняя правила поведения для детей, следует говорить спокойным голосом. Лучшим выходом в данной ситуации будет предложить ребенку альтернативу или привести примеры, как не стоит себя вести. Например, если малыш разрисовал обои, взрослые могут позвать его рисовать в альбоме вместе.После наступления трехлетнего возраста дети по большей части уже осознают опасность некоторых предметов и немного контролируют свое любопытство, но также в этом возрасте малыши очень упрямы и капризны, стараются оказаться в центре внимания всех взрослых как можно чаще.
Если малыш упал на пол и начал капризничать, крича и дергая ногами, нужно попробовать выяснить причину такого поведения. Возможно, он захотел пить или переутомился. Усталость бывает ведь не только физическая, но и психологическая. Дети не любят долгое время находиться в большом окружении людей. В таком случае стоит попытаться увести ребенка в другую комнату или любое другое тихое место, чтобы сменить обстановку. Такой ход является достаточно действенным и может отвлечь внимание ребенка, тем самым успокоив его.Необходимо терпеливо разъяснять малышу, что есть поступки, которые совершать не стоит, а также, что плохое поведение приводит к нежелательным последствиям. Ребенок должен осознавать и понимать, что его поведение неприемлемо и ему необходимо сдерживать себя в некоторых ситуациях.
Если родители что-то запрещают ребенку, то они обязательно должны объяснять ему почему “нельзя”.

(Visited 3 times, 1 visits today)

Объясняем ребенку от 3 лет, что нельзя драться

В этом возрасте дети уже все понимают, однако исправить их поведение бывает сложнее. Первое, с чем нужно разобраться — это с причинами агрессивного поведения ребенка. Что его беспокоит? Почему он дерется?

Выбирайте подход в зависимости от того, что является катализатором агрессии. Если ребенку не хватает внимания — дайте его. Обижают сверстники? Поговорите с их родителями.

Причины агрессивного поведения у детей

Ребенок проявляет эмоции, которые нельзя испытывать в семье. Ответьте на вопросы. Разрешаете ли вы ребенку злиться? Можно ли вам говорить «нет»? Ругаете ли вы его за проявление гнева? Возможно, таким образом он вымещает негативные эмоции, которые дома находятся под запретом.

Привлечение к себе внимания

Часто, затевая драки, ребенок просто привлекает внимание к своей личности. Возможно, если вы проводите много времени на работе или заняты домашними делами, единственный способ привлечь к себе внимание — это драка.

Копирование поведение родителей

К сожалению, если дома рукоприкладство является нормой, то ребенок будет просто копировать данную модель поведения и со сверстниками.

Сложные отношения в детском коллективе. Бывает, что малыша обижают в садике или школе, поэтому он проявляет агрессию к остальным. Выходом из такой ситуации станет разговор с самим ребенком (выясните причину, почему так происходит), а также разговор с воспитателем или классным руководителем, которые должны контролировать атмосферу в коллективе.

Неудовлетворенность своей жизнью. Да, даже маленькие дети могут переживать и расстраиваться, когда их жизнь не полна красок и детских радостей. Ребенок может и завидовать, и грустить, и мечтать о том, что ему недоступно. Такие эмоции провоцируют агрессию. Постарайтесь наполнить жизнь малыша хотя бы небольшими радостями: купите ему шоколадку или сходите в зоопарк.

Как научить ребенка понимать “можно” и “нельзя”?

Как известно, у детей в год, ясельного и дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Для интересной, увлекательной игры у ребенка должны быть игрушки, подобранные соответственно его возрасту и интересам . В то же время маленький ребенок еще не может долго играть самостоятельно. Поэтому взрослые должны выделить время для игры с ребенком, научить его играть с той или иной игрушкой и принимать самим участие в играх. Ребенка трудно занять одной игрой на длительное время, ему нужна более частая смена занятий. Если ребенок устал играть кирпичиками или рассматривать картинки, можно поиграть в прятки или дать ему возможность побегать.

Лишь на основе общей разумной организации деятельности ребенка можно приучить его и к выполнению определенных требований. Требования эти должны прежде всего отвечать естественным потребностям ребенка. Например, по режиму дня ему подошло время спать или есть, мать говорит: «Сейчас, Вова, будешь кушать» или: «Давай, Вова, будем спать». Ласковый и спокойный, но в то же время требовательный тон матери не оставит сомнений у Вовы, что это так и должно быть. Постепенно у ребенка создастся положительная установка на выполнение других требований, в том числе и запретительных.

Во всех случаях требования старших должны быть едиными и согласованными. Если вы запретили ребенку открывать шкаф или брать с письменного стола вещи, то это требование каждый раз должны поддерживать все старшие члены семьи. При различных подходах к ребенку ему трудно ориентироваться, понять, что же все-таки можно, а чего нельзя, трудно выработать определенное поведение,

Из всего сказанного вы сможете сделать некоторые выводы для воспитания своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. И разобраться, почему ребенок в год не понимает слово “нельзя”, что делать?

Особенности возраста

Поведение ребенка связано с его развитием. В каждом возрасте есть свои особенности, которые мы сейчас и разберем:

  1. Ребенок  осознает себя отдельной личностью.

Возраст от года до трех — это новый, интересный период в жизни ребенка, когда созревают различные отделы головного мозга, расширяются физические возможности.

Это возраст, когда маленький человек осознает себя отдельной личностью. До этого он считал себя с мамой единым целым, был уверен, что они вместе навсегда и никогда не расстанутся.

В промежуток от 1 до 3 лет малыш понимает, что мама и он — отдельные личности. В этот период малыш становится маминым хвостиком, который следует за ней повсюду: в ванную комнату, в туалет, на кухню.

Если вдруг мама ушла в другое помещение и закрыла дверь, то ребенок устроит истерику, будет кричать, громко плакать и сделает все, чтобы она поскорей вышла оттуда.

Это понимание того, что мама отдельно, она может исчезнуть, я ней уже не управляю.

Подробнее о таком поведении, как на него реагировать, как правильно уходить от ребенка, чтобы не травмировать его, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! Как расставаться с ребенком без слез и истерик>>>

  1. Активная проверка границ ребенком

В период от 1 до 3 лет ребенок проверяет границы: что можно, а что нельзя, что будет, если сделать так, а не иначе.

Взрослым кажется, что это все очевидно, что нормы и запреты общества заложены ребенку с рождения. На самом деле, все это не так — ребенок учится понимать, что можно, а что нет, в семье и на своем опыте.

  1. Большой исследовательский интерес

Представьте себе маленького человека, который понял, чтобы достать какой-то интересный предмет для удовлетворения своего интереса, ему вовсе не нужен взрослый.

Ребенок просто может подойти и взять яркую игрушку в углу комнаты, залезть на стул, чтобы достать интересный предмет на полке.

Это заставляет ребенка исследовать всю квартиру, детскую площадку, заинтересованно вести себя на улице. Это норма.

  1. Ребенок не способен предвидеть последствия поступков

Проблема развивающегося исследовательского интереса в том, что малыш еще не может предвидеть последствия поступков.

Взрослый это может сделать только благодаря накопленному жизненному опыту. У ребенка такой возможности нет. Когда он втыкает вилку в розетку, то, конечно же, не знает, к каким последствиям это приведет.

Как сказать ребёнку «нет»

Правило первое: говорить «нет» как можно реже. Не отмахивайтесь от своего ребёнка словами: «Прекрати!», «Перестань!», «Отстань!» – ведь это те же запреты, пусть и временные. Ребёнок, привыкнув к этим словам, не воспримет ваше «нет» так, как нужно. А нужно, чтобы оно обескуражило его, озадачило, тогда оно будет для него что-то значить. Для того чтобы уменьшить количество запретов, нужно научиться их предвосхищать: уберите с глаз или за черту досягаемости опасные для ребёнка предметы, вот и запрещать не придётся. Чем меньше поводов вы находите, чтобы сказать ребёнку «нет, нельзя», тем серьёзнее будет отношение к тем запретам, которые вы всё-таки введёте.

Правило второе: «нет» никогда не превращается в «да». Сказав «нельзя», вы загоняете себя в тупик, из которого нет выхода, поэтому тщательно взвесьте, так ли необходим запрет в данном случае. И какова цена запрета, если его можно отменить? Так что если вы можете обойтись без запрета – лучше обойдитесь, ведь у детей прекрасная память, и, добившись один раз отмены запрета, они не пожалеют ни сил, ни времени, чтобы добиться этого и в следующий раз. Будьте последовательны в своей позиции, не разрешайте запрещённое и не запрещайте разрешённое.

Правило третье: сказав «нет», настройтесь на серьёзную работу. Как только прозвучал запрет, желание ребёнка получить запрещённое становится гораздо сильнее, потому что запрет – это ограничение свободы, которое у любого человека вызывает протест. Первая реакция ребёнка – сопротивление, и ваша задача не превратить сопротивление в ссору. Потом он начнёт требовать поправок и послаблений к запрету, и вы должны проявить стойкость без резкости. И вот наступит момент, когда ребёнок примет запрет за правило и начнёт ему следовать, и вы должны всячески поощрять и поддерживать его на этом пути. Кроме того, введя для ребёнка запрет, например, на сладкое до обеда, вы обязаны и сами воздерживаться от него, иначе это будет нечестно и очень обидно для малыша. Контроль за соблюдением запрета – тяжёлая работа, имейте это в виду.

Правило четвёртое: объясняйте ребёнку своё «нет» на доступном для него уровне. Как объяснить двухлетнему ребёнку причинно-следственную связь между диареей и немытыми руками, которые он засовывает в рот? Наверное, никак. Хорошо бы найти понятное ребёнку объяснение любого запрета, но если это невозможно в силу его возраста и развития, то просто скажите ему, что этого делать нельзя.

Правило пятое: слово «нет» нужно произносить нейтрально. Ваше резкое и эмоциональное «нет, нельзя» может быть воспринято ребёнком на свой счёт: раз мама говорит громко и сердито, значит, она его не любит. Ваше весёлое и доброжелательное «нет, нельзя» может рассматриваться так: мама улыбается, значит, она играет. Когда вы произносите слово «нет» спокойно и нейтрально, ребёнок примет его без лишних волнений, как загадку природы, которую можно не понимать, но принять нужно.

Правило шестое: консолидация всех членов семьи в отношении запрета. Иногда у одного из членов семьи возникает желание пожалеть ребёнка и разрешить запрещённое. Во-первых, это непорядочно по отношению к остальным домочадцам, а во-вторых, крайне вредно для ребёнка. Два-три таких случая, и ребёнок научится манипулировать своими родственниками, а различать, что плохо и что хорошо, так и не научится.

Воспитание ребёнка – обязанность всех членов семьи, поэтому в интересах сохранения его психического здоровья и формирования у него правильных взглядов постарайтесь свои усилия объединить. Табу – понятие священное для всего племени.

Труднее всего сказать «нет» самому себе. Помните об этом, когда собираетесь сказать «нет, нельзя» своему ребёнку.

Е.Н.

Икота у новорожденныхКак объяснить ребёнку, почему взрослые разводятся?

Добавить комментарий

Словарный запас

А как быть с действиями, которые не опасны, но неприятны родителям? Если слово «нельзя» мы оставили для электричества и плиты, то как объяснить, что мамин мобильный телефон не нужно кидать в унитаз?

Расширьте свой словарный запас и арсенал жестов и мимики! «Не надо так делать», «это опасно», «это плохая игра», «ай-яй-яй», «мама сердится», «это папино, он будет недоволен», «это чужое».

Вы также можете делать удивленное или испуганное лицо, с присвистом вдыхать междометия «Аааа!», «Ой-ой-ой!», «Ох! Ах!». Иногда если просто окрикнуть ребенка по имени и погрозить пальцем, он положит ваши вещи на место.

Предлагайте альтернативу: «не нужно раскидывать вещи братика, он расстроится, зато можно разобрать кукольный домик», «кидаться тапками в телевизор – плохая игра, а собирать пазл – хорошая», «опасно открывать дверь на балкон, но можно открыть твой ящик и убрать туда игрушки».

Так вы скрасите запрет, отвлечете от негативных мыслей и переключите ребенка на другую деятельность.

Не стесняйтесь подробно объяснять ребенку, что нельзя, а что можно, и почему. Дети очень сообразительны даже в раннем возрасте!

Также интересная информация по этой теме есть в статье https://dobro.pw/kak-pravilno-obyasnit-rebenku-slovo-nelzya/

Конструктивность

Для того чтобы избежать негативного влияния запретов на отношения с вашим ребенком, существует несколько психологических приемов:

Без НЕ.

Указание «не жадничай», «не капризничай» ребенком воспринимается неправильно, потому что частицу «не» он пропускает. Ребенку гораздо понятнее установка «давай поделимся», «давай договоримся».

Постепенное обучение слову «нельзя».

На начальном этапе малыш не поймет принцип запрещающего слова и надо указывать ему на опасность понятным ему способом.

Так можно повторить несколько раз, добавив объяснение про опасность. Эффект будет произведен, и малыш запомнит.

«Мнимый» выбор.

Предоставить ребенку выбор одной детали, завуалировав этим выбором непосредственно само ограничение.
К примеру, не выставляя на обсуждение выбор одежды для сна, предложить выбрать пижаму по цвету. У детей создается впечатление собственного участия в принятии решения.

Обязательно предлагать альтернативу.

Например, если нельзя бегать по лужам в обычной одежде и обуви, то предложить альтернативу: в разрешенной одежде и босиком или в резиновой обуви. Или, к примеру, то, что не дозволено в будние дни, будет разрешено в выходные или хотя бы на праздники.

8 советов психолога для установления запретов

Как научить ребенка слову «нельзя» и в то же время не ограничить его активность, познавательную деятельность? Ведь спокойно сидящий, ничем не интересующийся младенец не может правильно развиваться, формироваться, как личность. Определить оптимальный баланс между запретами и свободой действий помогут следующие советы:

  1. Под словом «нельзя» подразумеваются только строгие запреты. У малыша от года до трех лет все ограничения обычно связаны с вопросами безопасности. Это естественно, если родители запрещают трогать розетки, забираться одному по лестнице. Не говорите «нет», когда малышу хочется поиграть в мокром песке, как и другие дети или поднять с земли палочку. Ведь изучая мир, он развивается, а постирать одежду или помыть ручки, не так уж сложно.
  2. Обсуждайте запреты. Когда малыш начинает капризничать, поинтересуйтесь, что он хочет и с какой целью. В спокойной беседе объясните, почему этого делать сейчас нельзя, предложите интересную альтернативу.
  3. Не меняйте своего решения. Если вы что-то запретили, а потом, когда ребенок начинает впадать в истерику, отменяете запрет, он быстро смекнет, что таким поведением можно добиться желаемого и будет его использовать снова.
  4. Не стоит учить ребенка, ориентироваться на мнение посторонних людей. Например, во время капризов не говорите: «Не плачь, а то тетя увидит и подумает, что ты плохой мальчик» Такие, казалось бы, безобидные фразы порождают комплексы у детей, заставляют их быть зависимыми от мнения окружающих.
  5. Готовьтесь к негативной реакции. Родители должны быть готовы, что в ответ на запреты, они услышат крики и плач. Если ребенок маленький до 1,5 лет не оставляйте его наедине со своей обидой, постарайтесь чем-нибудь заинтересовать, отвлечь.
  6. Объясняйте запреты в форме игры. Малыш быстрее поймет слово «нельзя», если вы объясните его в форме игры. Например, покажите, что может случиться, если кукла не слушалась маму и ходила без шапки в холодную погоду. Она заболела, не могла играть и провела целый день в кровати.
  7. Не опускайтесь до оскорблений. Как бы не повел себя ребенок, нельзя его унижать, обзывать это снижает самооценку. Если он постоянно слышит оскорбления в свой адрес, воспримет это как норму и будет так же вести себя с окружающими.
  8. С маленькими детьми лучше использовать короткие слова «нет», «стоп». Они лучше воспринимаются младенцами и запоминаются. Не говорите «ты должен убрать свои игрушки», скажите иначе: «если ты уберешь за собой, ты мне очень поможешь, в комнате сразу станет чисто».

Лучше вы чем кто-то другой

Обычно до года грудничку многое позволяется. Когда он становится более активным, начинает ходить и подвергаться опасностям, все меняется и наступает период запретов.

Первое ограничение вызывает бурю негативных эмоций, непонимание

Поэтому важно, чтобы со словом «нельзя» малыш познакомился именно в семье

Проявляйте умеренность и гибкость

Запретов не должно быть много. Сильные ущемления нарушают правильное формирование личности.

Запрещать необходимо только то, что угрожает безопасности и здоровью ребенка. Некоторые ограничения, иногда можно сделать гибкими: разрешите малышу нарушить режим в праздник и лечь спать позже обычного или съесть больше сладостей. Обязательно объясните, почему вы изменили свое решение.

Некоторых запретов можно избежать

Контролируя каждый шаг малыша, постоянное одергивание мешают развитию характера, индивидуальности. Маленьким детям постоянно хочется исследовать мир, познавать что-то новое. Не ограничивайте ребенка в деятельности, которая помогает ему развиваться физически и умственно: прыгать, бегать, рисовать, лепить.

Если ребенок негативно реагирует на слово «нельзя», что делать

Хотим обратить внимание на еще один важный момент – маме и папе нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет негативно реагировать на запреты. Но сначала пару слов о том, почему так происходит

Мозг ребенка устроен так, что процессы возбуждения у него доминируют над процессами замедления. Если он увлекся какой-то деятельностью, остановиться ему сложнее, чем начать.

Поэтому, даже если малыш и понял, что чего-то делать нельзя, он не всегда может контролировать свои действия и сразу прекратить. Маленькие дети попросту не могут жить без активности, их психика очень неустойчива.

Как дети обычно реагируют на запреты:

  • Злятся, проявляют агрессию, плачут;
  • Манипулируют и пытаются добиться своего любыми путями;
  • Воспринимают спокойно и выполняют просьбу родителей (такая реакция наблюдается реже).

Итак, если ребенок не понимает «нельзя», всегда старайтесь с ним договориться по-хорошему и найти компромисс, чтобы не травмировать психику ни ему, ни себе.

Некоторые родители начинают шлепать детей по рукам каждый раз, когда те приближаются к запретному предмету. Но так лучше не делать, потому что можно навсегда отбить у них желание и интерес к познанию нового, исследованию окружающего мира. Кроме того, у малышей накапливаются обиды и гнев по отношению к родителям, который в будущем может вылиться различными проблемами с психикой и поведением.

Старайтесь брать себя в руки и спокойно реагировать на сопротивление ребенка. Вслух проговаривайте, с какими эмоциями сталкивается ваш сын или дочь: «Ты злишься, я понимаю. Ты расстроился/расстроилась из-за того, что я тебе запрещаю … Но ты пойми, что я не разрешаю это тебе не просто так, а потому что…».

Всегда подкрепляйте запреты аргументами, тогда ребенок обязательно вас услышит и поймет.

В заключении несколько рекомендаций по воспитанию от педагогов онлайн-школы Kidskey:

  • Будьте последовательны в воспитании. Всегда придерживайтесь установленных запретов и правил, иначе дети очень хорошо чувствуют, когда мама и папа «дают слабину».
  • Запреты и правила формируйте максимально четко, коротко и однозначно.
  • Для детей 3 – 4 лет подтверждайте запрет действием: уводите за руку от опасного места, забирайте запрещенный предмет, помогайте переключаться на альтернативную деятельность.
  • Помогайте ребенку развивать эмоциональный интеллект, чтобы он умел понимать и принимать свои чувства и справляться со своими эмоциями.

И помните! Именно родители являются для ребенка самыми главными людьми, с которых он берет пример и благодаря которым учится жить. Чаще слушайте своего ребенка, отвечайте на его вопросы, проявляйте заботу, проводите время вместе и тогда он будет вам доверять и слушаться, когда вы говорите слово «нельзя».

Как объяснить ребенку слово «нельзя» и научить его понимать

Все педагоги сходятся в одном: малышу ни в коем случае нельзя позволять то, чего позволять не следует. Запрещая, мы закаляем волю ребенка, а разрешая, ослабляем ее. Слово «нельзя» для ребенка нужно использовать умело. Это, казалось бы, самое легкое в воспитании, и в то же время самое трудное. Уже в раннем возрасте малыш должен хорошо знать, что ему можно, а что — нет. В этом отношении мнение взрослого является решающим. Вопрос заключается в том, как объяснить ребенку слово «нельзя». Постоянно запрещая, взрослые ограничивают познавательную деятельность ребенка, состоящую на 90 % из новых движений и высокой активности.

Как научить ребенка слову «нельзя», разговаривая с малышом? Следует твердо говорить «нет» в том случае, когда это необходимо. Например, ребенок тянется за конфетой, а мама говорит «нет». Ребенок снова тянется, а мама снова жестко говорит: «Нет». Так будет продолжаться до тех пор, пока малыша не уведут от вазы с конфетами в другую комнату и не отвлекут каким-то занятием. Но если мама сказала «нет», «да» уже не должно прозвучать ни в коем случае. В процессе того как научить ребенка понимать слово «нельзя», не следует говорить малышу, тянущемуся за запрещенной конфетой, слишком длинную фразу типа: «Зайчик, не надо брать конфетку, у тебя от нее заболят зубки…» В этом случае маленький ребенок не услышит твердого «нет» и обязательно начнет капризничать. Воспитателям в своих запретах и разрешениях непременно следует быть твердыми, постоянными и последовательными.

Если ребенок регулярно пытается потрогать горячий утюг, его следует регулярно отводить от утюга, даже если он выключен. Родителям не надо делать вид, что они не замечают, как малыш в очередной раз приближается к опасному объекту. При постоянстве требований ребенок перестанет тянуться к утюгу. Правда, скорее всего, он найдет еще что-либо подобное. И, тем не менее, требования должны быть последовательными, как и обещания, которые вы будете давать непослушному ребенку. Родители, пообещавшие трехлетнему малышу спрятать его любимую игру до тех пор, пока он не научится убирать за собой игрушки, должны поступить именно так, как они обещали. Только это приведет к положительному результату.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: