Педагогический прикорм: доброе знакомство со «взрослой» пищей или рискованные эксперименты?

Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

Педиатрический прикорм и его преимущества

Педиатрический прикорм можно вводить раньше, это постепенный переход от грудного вскармливания к твердой пище, а не сохранение грудного вскармливания как основного источника питания, как при педприкорме.

Есть четкие рекомендации последовательности введения тех или иных продуктов, а также способ их приготовления. Многим такие понятные инструкции с большим выбором уже готового детского питания для прикорма и специально разработанным меню более понятны и приемлемы. Тут проще отследить возможную причину пищевой аллергии. Поэтому каждый выбирает то, что ему и ребенку больше подходит – прикорм педагогический и педиатрический.

Примерное меню прикорма

Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение, меню прикорма с 6 месяцев должно быть разнообразным и расширять «палитру» вкусов. Тем более что именно в полгода ребенок учится есть такой важный продукт как мясо.

6.00

1-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

10.00

2-е кормление

Безмолочная каша, разведенная грудным молоком или смесью

Докорм грудным молоком/смесью

150 мл

50 мл

14.00

3-е кормление

Овощное пюре

Мясное пюре

Раст. масло

Докорм грудным молоком или детской молочной смесью

150 г

5–30 г

1 чайная ложка

20–30 мл

18.00

4-е кормление

Фруктовое пюре

Грудное молоко или смесь

30 г

170 мл

22.00

5-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

На аппетит влияют не только вкус, но и запах, внешний вид, текстура блюда. Не нужно сужать набор возможных блюд, если малыш вначале отказывается есть что-то новое. Иногда он «входит во вкус» с десятого, а иногда даже пятнадцатого раза!

Как советуют ведущие педиатры, если ребенок отказывается от определенного продукта (например, мясного пюре), продолжайте предлагать его ежедневно, иногда даже не один, а 2–3 раза перед едой. Спустя неделю-две ребенок освоится с новым вкусом, а рацион станет разнообразнее.

При этом «предлагать» — ни в коем случае не значит «заставлять». Это только усугубит нежелание есть новый продукт.

Список использованной литературы

  1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни. Методические рекомендации. Москва, 2019. https://minzdrav.midural.ru/uploads/document/4908/optimizatsii-vskarmlivaniya-detej-pervogo-goda-zhizni.pdf
  2. Введение прикорма. Союз педиатров России. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
  3. Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Сколько? Когда?/ Здоровый ребенок. 2017 г. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer
  4. В.А. Скворцова, Т.Э. Боровик, Т.В, Бушуева и др. Прикорм, особенности введения. Клинические случаи/ В помощь врачу. https://vsp.spr-journal.ru/jour/article/viewFile/1795/721
  5. Magnus Domellöf, Christian Braegger, Cristina Campoy и др. Iron requirements of infants and toddlers. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition. 2014 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24135983/
  6. И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, Л.Л. Степурина и др. Продукты промышленного производства на зерновой основе в питании детей раннего возраста. Учбеное пособие. http://irbis.rmapo.ru/UploadsFilesForIrbis/c2e051b430218d5bda9d3378e52fdcdc.pdf
  7. Qing Liu, Guo-Yi Tang, Cai-Ning Zhao и др. Antioxidant Activities, Phenolic Profiles, and Organic Acid Contents of Fruit Vinegars/Antioxidants. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30934715/
  8. María Ciudad-Mulero, Virginia Fernández-Ruiz и др. Dietary fiber sources and human benefits: The case study of cereal and pseudocereals/ Advances in food and Nutrition research. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31445601/
  9. Примерный рацион ребенка в возрасте 6 месяцев. Союз педиатров России https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/6%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf

Идеальный режим кормления ребенка

С преимуществами все ясно, и они не вызывают сомнения. Следующий вопрос, зачастую становящийся предметом споров – режим кормления ребенка. Существует две глобальные точки зрения – кормить нужно по часам (регламентированное кормление) и кормить нужно по требованию (свободное кормление).

Несмотря на строгие советы наших бабушек, сводящиеся, как правило, к почасовому кормлению, в наши дни взгляды родителей на этот вопрос не столь категоричны. Педиатры сегодня сходятся во мнении: оба режима имеют право на существование. В зависимости от уклада жизни родителей, а также от поведения ребенка кормящая мать, как правило, безошибочно определяет свой путь в этом вопросе. Серьезной разницы между двумя режимами не выявлено, если говорить об абсолютно здоровых младенцах. Единственного идеального режима кормления ребенка первого года жизни нет.

Когда вводить

Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.

При ГВ

Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.

Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.

При ИВ

По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.

Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).

Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:

  • появились зубки;
  • малыш научился сидеть и расстался с рефлексом выталкивания твердой пищи;
  • наблюдается увеличение веса в два и более раз;
  • ребенку не хватает искусственной смеси, он проявляет явный интерес к маминой тарелке.

Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.

Когда вводить

Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.

При ГВ

Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.

Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.

При ИВ

По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.

Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).

Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:

  • появились зубки;
  • малыш научился сидеть и расстался с рефлексом выталкивания твердой пищи;
  • наблюдается увеличение веса в два и более раз;
  • ребенку не хватает искусственной смеси, он проявляет явный интерес к маминой тарелке.

Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.

Кому подходит и не подходит

Педприкорм — идеальный вариант для родителей, которые берегут свое время и не боятся дать малышу немного самостоятельности, позволяя выбирать еду. Эта методика подойдет мамам, приветствующим кормление по требованию и не желающим часами уговаривать ребенка съесть ложечку безвкусной массы из баночки.

Естественный прикорм хорош для детей с плохим аппетитом. Прием пищи по выбору не формирует отвращения к еде, а возможность попробовать несколько блюд стимулирует желание перекусить.

Вряд ли удастся ввести такой прикорм в семье, где ни папа, ни другие родственники не соглашаются на диетическую пищу. Поэтому педприкорм нужно либо принять сразу и безоговорочно, либо вообще не практиковать.

Сроки введения прикорма по месяцам

Нельзя недооценивать значение потребляемых продуктов в формировании дальнейшего здоровья ребенка. Допущение ошибки в питании ребенка на первом году жизни может окликнуться в будущем развитием пищевых аллергий и нарушением пищеварительных процессов. А поскольку система пищеварения тесно связана и с обменными процессами, и с работой иммунной системы, то введение прикорма своевременно и надлежащего качества лежит в основе общего здоровья младенца и взрослого человека в будущем.

Ценность грудного вскармливания неоспорима, но рано или поздно его придется прекратить. И, конечно же, случиться это должно не в одночасье, а плавным переходом. Натуральное питание назначается ребенку лишь по достижению его организмом определенных физиологических показателей, а это всегда соответствует возрастной планке. Все упирается в способность организма синтезировать необходимые для переваривания «взрослой пищи» ферменты. Это происходит обычно к полугодовалому возрасту, если до того малыш находился на естественном вскармливании, и, возможно, к пяти месяцам, если малыш питается искусственными смесями, а не материнским молоком. У детей на искусственном вскармливании ферментные системы могут (но вовсе не всегда!) созревать немного раньше, а потому попробовать прикорм по месяцам можно и в этом возрасте. Если организм малыша прикорм воспринимает и реагирует на него без аллергий, колик и прочих проблем с пищеварением, продолжайте инициативу. Но не лишним будет и подождать до полугода.

Шесть месяцев — это тот возраст, в котором у ребенка формируется потребность в питательных веществах, как поставщике дополнительной энергии. Вместе с прикормом в основе питания остается грудное молоко или молочная смесь, но их свойства уже не могут в полном объеме покрывать потребности растущего организма.

Шестимесячный возраст как подходящее время для введения прикорма по месяцам выведен в результате многочисленных клинических исследований. Если прислушаться к опыту и советам наших родителей и бабушек, можно узнать, что прикорм следует начинать едва ли ни с трехмесячного возраста, но это далеко не верно. Суть правильного прикорма состоит в том, что для его переработки необходимы ферменты, и если их мало или вовсе нет в желудке, кишечнике, то пища попросту не усвоится, покинет пищеварительный тракт бесполезным образом. Невозможность нормальных пищеварительных процессов обуславливает дополнительную нагрузку на организм ребенка. Буквально нескольких чайных ложечек пюре, вынужденного покинуть пищеварительный тракт без особых изменений, будет достаточно, чтобы расстроить пищеварительную функцию. Торопиться прикормом ни в коем случае не следует. Если начать его месяцем позже, это будет вернее, чем поспешить.

Как молодой маме в точности определить потребности своего малыша? Все мы индивидуальны, и шестимесячный возраст — это скорее усредненный вариант начала прикорма. Можно подойти к данному вопросу и в индивидуальном порядке

Например, принять во внимание следующие параметры развития ребенка:

  • если малыш рождался в срок, его нынешний вес (на момент начала прикорма) должен вдвое превышать изначальные показатели; если малыш родился недоношенным, прикорм назначается, когда его вес увеличится в 2,5 раза;
  • тип вскармливания — минимальным возрастом, в котором начинается прикорм малыша на грудном вскармливании, будет 6 месяцев, а на искусственном прикорм можно попробовать с 5 месяцев;
  • чтобы прикорм был успешным, малыш должен его правильно глотать — без выталкивающих движений; прежде чем предложить ему ложечку пюре, пусть научится глотать простую водичку;
  • готовность ребенка соответствующего возраста к прикорму проявляется повышенным интересом к продуктам питания с общего стола и желанием присоединиться к трапезе родителей;
  • сигналом потребности в прикорме может быть и сохраняющееся чувство голода у ребенка после кормления молоком или молочной смесью.

Обычно совокупность из нескольких или всех этих параметров наблюдается не раньше пяти месяцев, а иногда лишь к девятому. Женское молоко, будучи идеально сбалансированным под потребности новорожденного, позволяет дольше время маме не вникать в тонкости прикорма по месяцам. Искусственные смеси, наоборот, хоть и не способны повторить гармонию материнского молока, но содержат компоненты подготавливающие пищеварение малыша к восприятию натуральной пищи в более короткие сроки, но никак не ранее пятимесячного возраста.

Пищевые привычки: особенности формирования

Воспитывать в ребенке навыки правильного и здорового питания нужно уже с начала введения прикорма. Постепенно пищевые привычки станут для малыша нормой, и он будет ориентироваться на них в сознательной жизни.

Специалисты нашего Центра знают, как вызвать пищевой интерес у ребенка без стресса. Для этого родителям стоит придерживаться нескольких простых правил:

Питание будущей мамы очень важно в период внутриутробного развития малыша. Женщина должна отдавать предпочтение овощам, фруктам, нежирному мясу, крупам. В период беременности важно отказаться от вредных напитков и блюд

После рождения малыши получают материнское молоко как основной источник питания. Чтобы не навредить новорожденному, маме рекомендуется подбирать сбалансированный и полезный рацион для себя. Педиатрический прикорм по таблицам врачей не содержит соли и сахара. Ошибочно считать, что без этих приправ малышу «невкусно». Он не знает другого вкуса, поэтому этот момент лучше оттянуть на более долгий срок. Если какой-то продукт меньше всего интересует малыша, то не стоит заставлять его есть насильно. При этом продукт всегда должен быть на столе в зоне видимости ребенка. В конечном счете он им обязательно заинтересуется. Кормление ребенка проводится не по часам, а по факту появления чувства голода. Еще один метод, когда появляется пищевой интерес у ребенка, заключается в нестандартном оформлении детских блюд. Привлекательный вид всегда способствует появлению аппетита. Можно комбинировать любимые продукты малыша с теми, которые не вызывают особого интереса. Ребенку полезно знать, из каких компонентов состоит пища, что такое усилители вкуса, прочие вещества, входящие в состав блюда на тарелке. Конечно, данная информация не должна носить запугивающий характер. Но после трех-четырех лет малышу можно в доступной, игровой форме изложить некоторые факты. Совместное приготовление пищи стимулирует попробовать те продукты, которые по отдельности ребенок не желает есть наотрез

В период беременности важно отказаться от вредных напитков и блюд. После рождения малыши получают материнское молоко как основной источник питания

Чтобы не навредить новорожденному, маме рекомендуется подбирать сбалансированный и полезный рацион для себя. Педиатрический прикорм по таблицам врачей не содержит соли и сахара. Ошибочно считать, что без этих приправ малышу «невкусно». Он не знает другого вкуса, поэтому этот момент лучше оттянуть на более долгий срок. Если какой-то продукт меньше всего интересует малыша, то не стоит заставлять его есть насильно. При этом продукт всегда должен быть на столе в зоне видимости ребенка. В конечном счете он им обязательно заинтересуется. Кормление ребенка проводится не по часам, а по факту появления чувства голода. Еще один метод, когда появляется пищевой интерес у ребенка, заключается в нестандартном оформлении детских блюд. Привлекательный вид всегда способствует появлению аппетита. Можно комбинировать любимые продукты малыша с теми, которые не вызывают особого интереса. Ребенку полезно знать, из каких компонентов состоит пища, что такое усилители вкуса, прочие вещества, входящие в состав блюда на тарелке. Конечно, данная информация не должна носить запугивающий характер. Но после трех-четырех лет малышу можно в доступной, игровой форме изложить некоторые факты. Совместное приготовление пищи стимулирует попробовать те продукты, которые по отдельности ребенок не желает есть наотрез.

Перед тем как вводить педагогический прикорм, необходимо проанализировать, все ли правила в семье исполняются. Для формирования пищевых привычек и культуры питания в целом используют любимого героя из сказки или мультика. Можно проявить фантазию и придумать истории про героя и полезные продукты питания. Тогда связка «полезно — вкусно» закрепится на подсознательном уровне и всегда будет сопровождать ребенка.

Куриное яйцо в прикорме детей

Знакомимся с одним из самых неоднозначных продуктов в детском меню. Часто мамы опасаются вводить яйца в рацион малыша из-за риска аллергии. В то же время многие считают, что это важнейший прикорм первого года жизни.

Полезные свойства яиц

Без яиц завтраки были бы не столь уютны, праздничные торты не столь вкусны, а детский рацион — не столь интересен. Яйца очень питательны и обладают высокой энергетической ценностью. 

  • Белки и жиры, входящие в их состав, хорошо усваиваются организмом.
  • Яйца являются источником необходимых для детей микроэлементов.
  • В желтке содержится внушительное количество витамина D, столь необходимого для роста малыша. Он помогает усваиваться кальцию, участвуя тем самым в формировании зубов и костей.
  • Ценным компонентом белка является лизоцим, обладающий бактерицидным, противовоспалительным действием.

Как вводить яйцо в прикорм

Если в 7 месяцев ваш малыш уже познакомился с некоторыми овощами и кашами, можно предложить ему буквально несколько крупинок отваренного вкрутую желтка, смешивая его с уже знакомым прикормом. К 8 месяцам можно увеличить это количество до ¼ желтка за один раз, а к своему первому дню рождения ребенок уже может съедать половинку желтка.

Если вы заметили хотя бы малейший намек на аллергическую реакцию у ребенка, то желток стоит полностью исключить из рациона. К сожалению, детям, склонным к аллергии, иногда приходится ждать более 2 лет, чтобы попробовать свое первое яйцо.

Яичный белок начинают вводить в рацион после 1,5 лет. Однако, если у вас есть сомнения в том, что малыш хорошо отреагирует на новый продукт, лучше подождать с введением белка до 2 лет. 

Правила выбора и приготовления яиц:

  • Главное правило — только свежие яйца.
  • Перед тем, как начать готовить для вашего малыша, яйцо стоит хорошо промыть при помощи губки или щетки под проточной водой, удалив все загрязнения со скорлупы.
  • Вытереть тряпочкой или бумажной салфеткой и подержать какое-то время при комнатной температуре перед приготовлением.
  • Деткам до года яйца стоит варить в кипящей воде до 10 минут, а затем поставить под проточную холодную воду.
  • Если вы будете варить яйцо на сильном огне, то белок станет более плотным, чем желток, а при варке на медленном огне — наоборот.
  • Не предлагайте малышу вареные яйца, которые хранились в холодильнике.
  • Приобретайте яйца только у проверенного производителя.
  • Для детского питания абсолютно противопоказаны сырые яйца! В них может содержаться бактерия сальмонелла.
  • Стоит полностью исключить из рациона ребенка яйца водоплавающих птиц (уток, гусей), так как они могут быть заражены возбудителями опасных инфекций.

Дети-аллергики зачастую хорошо воспринимают желток перепелиного яйца — его можно начинать вводить в рацион в возрасте около года. Поэтому перепелиные яйца могут стать отличной альтернативой куриным, и их также можно включать в состав привычных детских блюд. Перепелиные яйца богаче витаминами и питательными веществами, чем куриные, однако при термической обработке их полезные свойства становятся практически идентичными.

В перепелиных яйцах сальмонелла встречается редко, так как их толстая подскорлупная оболочка предотвращает проникновение этой болезнетворной бактерии. Также из-за высокой температуры тела перепелки устойчивы к инфекционным заболеваниям, поэтому их содержат без вакцинации.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца

Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации. Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Педагогический или педиатрический. Что выбрать?

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

Педагогический прикорм – что это?

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: