Как предупредить
Родителям под силу соблюдать определенные правила для того, чтоб в разы минимизировать риск появления у малыша страха относительно воды.
Следите за тем, чтоб температура воды при приеме водных процедур была оптимальной, комфортной для ребенка (в районе 36 — 37 градусов). Для ее измерения можно использовать водный термометр.
Желательно, чтоб ванна для купания карапуза была безопасной для него. Используйте специальные приспособления.
Не применяйте бытовую химию для обработки ванночки после купания
Важно помнить о вероятности возникновения аллергической реакции.
Если вы приобрели глубокую ванночку для ребенка, не сильно наполняйте ее водой, особенно если у вас нет специальных приспособлений по типу подвесного гамака.
Используемый шампунь должен быть безопасным для ребенка, чтоб в случае попадания его в глаза, малыш не испытал боль.
При купании крохи сохраняйте спокойствие, окружите ребенка комфортными условиями. Важно, чтоб малыш не видел ссор между родителями, чтоб у него не возникало никаких негативных ассоциаций с приемом водных процедур.
Теперь вы знаете, как научить не бояться водной стихии. Помните о том, что могут иметь место различные причины, и то, каким образом действовать в конкретной ситуации, нужно с учетом данных факторов
Важно понимать, что недопустимо использовать столкновение карапузу с объектом фобии, таким образом вы можете только навредить детской психике
Возможные причины
Водобоязнь может возникнуть даже после купания в горячей воде
Давайте рассмотрим, какие факторы могут повлиять на возникновение страха воды, почему малыш начинает испытывать страх пред купанием или прикасанием к воде.
- Неудачный опыт. Например, могло иметь место купание в слишком горячей воде в ванной комнате или при посещении водоема малыш мог наглотаться воды, или же во время приема водных процедур в глазки карапуза попал шампунь, который начал «больно кусаться».
- Плохие ассоциации. Ребенок мог находиться в воде, когда родители начали сильно ругаться, или малышу мог присниться страшный сон, напрямую связанный с водой (например, тонула мама). В таких ситуациях неудивительно, что у ребенка формируется негативная ассоциация.
- Страх открытых водоемов. Объясняется тем, что малыш привык принимать водные процедуры в спокойной обстановке в маленьком помещении, в месте, где ему все знакомо. Оказавшись на новой территории, он испытывает панику, а иногда и ужас, особенно, если вокруг много людей и достаточно шумно.
- Передача страхов по наследству. Если родители малыша сами испытывают боязнь воды или слишком волнуются, отпуская ребенка в бассейн, малыш может ощутить их страх, и сам начнет бояться.
- Страх перед неизвестным. Карапуз способен ощущать опасность, когда не может прикоснуться ко дну водоема, или же не видит то, что находится под водой.
Страх воды иногда обусловлен:
- быстрым погружением;
- ранкой на коже, провоцирующей возникновение чувства дискомфорта при контакте с водой;
- скользкой ванной;
- слишком горячей водой;
- большим ее количеством.
Водобоязнь может быть напрямую обусловлена инстинктом самосохранения.
От детского страха к взрослой фобии
Проявляя свой страх перед водой, малыш не осознает истинную природу данного чувства, он просто боится. Отправной точкой может быть что угодно — новое место, непривычная обстановка, неумение плавать, ассоциации из страшных мультиков или книг, плохое настроение, прохладная вода, неприятные камни или песок и прочее.
В сложившейся ситуации все наши родительские попытки приобщить ребенка к водной среде «экспресс методом» взвинчивают ощущение страха до высшей точки, а многократные повторения фиксируют его ассоциацию воды со страхом
Положение усугубляется в том случае, когда источником негативных переживаний становится мама, которая воспринимается ребенком как гарант ощущения защищенности и безопасности — весьма важного чувства для адекватного развития всех психологических свойств малыша. Потеря этого чувства для любого ребенка становится глубоким стрессом
Ребенок не только не преодолеет свою боязнь воды, но и утвердится в мысли, что купание — это страшно и неприятно, ведь его заставляют.
Фиксация в страхе по любой причине дает остановку в развитии вектора. Страх — это тоже эмоция, хоть и примитивная, а значит, это тоже наполнение зрительного вектора, пусть и на самом нижнем и элементарном уровне. Научаясь реализовывать свои потребности в эмоциях посредством страха, ребенок пробует пугаться снова и снова, ведь это просто, ведь он это уже умеет. В дальнейшем со временем он подрастет и сам будет входить в воду, но уже не для удовольствия от купания, а для испытания острых ощущений, из желания пощекотать себе нервы и тем наполнить зрительный вектор невысокого уровня развития.
Подобные эксперименты чреваты тем, что внезапная паника в глубоком месте может стать серьезным риском для жизни, так как именно паническое состояние чаще всего является причиной вдыхания воды и, как результат, самых печальных последствий.
Возможно, описанная ситуация и представляет собой крайне негативный, хоть и вполне реальный сценарий, при том, что его достаточно просто можно избежать, применяя системное воспитание и развивая потенциал ребенка на все 100 %, но она наглядно иллюстрирует механизмы фиксации ребенка в страхе и возможные последствия.
По большому счету так ли важно для нас, чтобы ребенок умел плавать и любил купаться? Может быть, наше родительское жгучее желание приобщить малыша к водным процедурам продиктовано не столько заботой о нем самом, сколько нашими личными амбициями, реализацией собственных потребностей, желанием похвастаться отпрыском или боязнью выделяться среди других родителей пугливым малышом?
Задумайтесь, как вы будете чувствовать себя, когда через десяток-другой лет именно ваш сын не побоится броситься на помощь утопающему и спасти человеческую жизнь? Один из сотни отдыхающих на людном пляже и десятков молодых и сильных мужчин?
Корректор Наталья Коновалова
Как быть
Игра может отвлечь малыша от объекта страха
Если ребенок боится воды крайне важно с пониманием отнестись к этой проблеме, не смеяться над малышом, не говорить, что он ведет себя смешно, что его страх не оправдан. Вы должны со всей ответственностью подойти к данному вопросу, сделать все, что в ваших силах для того, чтоб изменить отношение карапуза к водной стихии
Давайте разберемся с тем, что делать родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, как поступать в первую очередь.
Если малыш боится не только открытых водоемов, но и принимать водные процедуры в ванной, то необходимо на пару-тройку дней отменить купание. Не исключено, что этого времени будет достаточно для того, чтоб карапуз преодолел свою боязнь, попросту забыл о том, что его пугало или вызывало дискомфорт.
Ребенку старше годовалого возраста можно попытаться объяснить, что купание не несет опасности для его жизни, показать, что это приятно, доставляет удовольствие. Например, можно искупать любимую игрушку малыша. Однако, если в такой момент вы замечаете, что карапуз начинает еще больше волноваться, то откажитесь от данной идеи, ведь так еще сильнее можно усугубить состояние ребенка.
Малышу можно предложить поиграться с водой, например, спустить на воду резиновую утку или игрушечный кораблик. Если вопрос касается открытых водоемов, то, прогуливаясь по песчаному пляжу, можно, например, начать собирать ракушки или камушки. Рассказывайте малышу о том, что их вынесло на берег из воды, пусть ребенок поймет, что посещение пляжа может быть увлекательным.
Можно попробовать совместное купание. Необходимо, чтоб малыш погрузился в воду вместе с одним из родителей. Но тут нужно быть осторожным. Недопустимо очень сильно прижимать карапуза к себе, ведь подобный жест будет расценен, как присутствие угрозы, еще больше напугает кроху.
Существует вероятность того, что малыша пугает погружение в воду без одежды. Вдруг это ваш случай? Предложите карапузу искупаться в трусиках и маечке
Если такое знакомство или общение будет успешным, постепенно приучайте купаться без одежды.
Отправившись в бассейн, вы можете обратить внимание ребенка на то, как другие дети весело плескаются в воде. Помните о том, что малыши любят подражать своим сверстникам.
При страхе водоемов, иногда приходит на помощь приобретение надувного круга, особенно, если он с изображением любимого сказочного героя малыша
Задача родителей объяснить назначение данного приспособления, убедить карапуза в том, что круг поможет ему.
Иногда страх может возникать не перед ванной с водой, а непосредственно перед самой емкостью для купания. В такой ситуации можно для начала познакомить карапуза с самой ванной, дать ее потрогать, убедиться в том, что она безопасна.
Иногда страх напрямую связан с помещением, в котором вы купаете малыша. В такой ситуации достаточно сменить обстановку, например, перенести ванночку из ванной в спальню или наоборот. Не исключено, что с конкретным помещением связаны определенные негативные ассоциации.
Во время купания ребенка можно отвлекать посредством игры или игрушками, чтоб он не думал о предмете своего страха.
Если самостоятельно не удается избавить малыша от страха, то нужно обратиться к опытному психологу или психотерапевту. Специалист достаточно быстро определит, что именно вызвало боязнь воды, подберет подходящую терапию.
Чудовища в воде
Страх водоемов, страх плаванья, страх глубины, страх потерять опору под ногами — все чувства имеют один общий корень — страх смерти.
Все люди в той или иной степени могут опасаться за свою жизнь, но только людям со зрительным вектором присущ страх смерти как глубинное, древнее и интенсивное ощущение, иногда перерастающее в фобии. Страх смерти, находящий свое воплощение в боязни воды, высоты, замкнутых пространств, темноты, змей, пауков, мышей и прочего, может значительно влиять на качество жизни своего обладателя, толкая его на определенные действия или лишая возможности полноценно реализовать себя в социуме.
Маленький ребенок, имеющий зрительный вектор, только пробует развивать свои врожденные психологические свойства, и состояние, когда он в страхе, не является поводом для принятия кардинальных мер родителями, а всего лишь одним из вариантов проявления определенных свойств психики.
Страх в любом его воплощении — это отправная точка развития зрительного вектора, которое можно (и нужно!) продолжить вплоть до высшей точки — способности к действенному состраданию, сопереживанию другому человеку, ощущению любви ко всему человечеству, в котором совершенно нет места страху.
Развитие векторальных свойств происходит до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. После этого идет реализация данных свойств на том уровне, до которого они успели развиться в детстве. Процесс реализации продолжается в течение всей жизни человека и может быть как полноценным воплощением всех врожденных свойств вектора, дающим такое же полное и мощное чувство удовлетворения, так и неуклюжими попытками слегка реализоваться, чтобы просто снять напряжение и заполнить растущие пустоты внутри.
Поэтому системный подход в воспитании зрительного ребенка играет крайне важную роль в развитии психологических свойств малыша, а значит, и всего жизненного сценария будущей личности.
Для воспитания зрительного малыша важными моментами являются крепкая эмоциональная связь с мамой, возможность в любой момент проявить свои эмоции, будь то восторг или печаль, полное отсутствие каких-либо пугающих моментов (страшные сказки, домашние «воспитательные» пугалки, игры в темноте с пуганиями, злые или жестокие мультики или компьютерные игры и тому подобное), формирование в ребенке чувства сострадания с постепенным переходом от заботы о куклах, растениях, животных к сопереживанию людям, которые нуждаются в помощи — больным, одиноким, бездомным.
Таким образом ребенок учится смещать эмоциональный фокус с себя любимого на другого человека, пробует получать удовлетворение от эмоциональной связи с другим, от отдачи эмоций и сострадания, от любви к ближнему и всему человечеству. Это позволяет ему уже во взрослой жизни находить такой вариант реализации врожденных психологических свойств, который дает наиболее полноценное ощущение радости и удовлетворения собственной деятельностью и жизнью в целом.