Почему возникают проблемы с жеванием?
Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:
Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.
Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;
Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).
Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу.
По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?
Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка. Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть.
Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами.
Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка, была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем – 2,3-3 мл).
Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи
К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время
И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!
Советы семейных психологов
Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:
- Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
- Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
-
Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.
д.
- Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
- Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
- Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
- Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
- Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
- Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.
Как научить ребенка жевать?
У каждого малыша свой характер, индивидуальные пристрастия к определенной пище. Кроме того, организмы людей работают по-разному. Поэтому не существует особых инструкций относительно того, как научить ребенка жевать твердую пищу. Данный факт связан с отсутствием их практической необходимости, индивидуальными особенностями организма и характера.
Чаще всего кроха ленится жевать только потому, что родители сами лишают его даже малейшей возможности пробовать. Приготовление пищи занимает длительное время, а разогреть готовые магазинные пюре — минутное дело, тем более ребенок их с удовольствием ест и набирает нужный вес. Но на самом деле нет ничего сложного в вопросе о том, как научить ребенка жевать пищу самостоятельно. Это довольно простой процесс, нужно лишь время и создание необходимых условий. Обычно дети без особых проблем справляются с твердой пищей. Но некоторым все же и после девяти месяцев тяжеловато справиться с уплотненными блюдами. Такое временное явление чаще всего связано с тем, что малышам мешают которые во время жевания травмирует десны, создавая болевые ощущения.
Как именно?
Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:
- Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
- Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
- Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
- Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
- Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
- Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.
Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.
У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.
Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама
Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить. Да, сначала малыш будет не очень ловким
Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно
Да, сначала малыш будет не очень ловким. Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно.
Так что не стоит слишком переживать и зацикливаться. Психологи рекомендуют мамам и папам наслаждаться каждым днём младенчества своих малышей. Ведь не успеют они оглянуться – дочка или сын вырастет, и то время, когда они были маленькими и многого не умели, будет вспоминаться как самый лучший период жизни семьи.
Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Буренюк Елена Николаевна. Статья проверена педагогом, специальным психологом Грызловой Ольгой Юрьевной. Подробнее про авторов сайта
Как научить жевать и глотать без аппетита?
Если отсутствует аппетит, то приучить его к взрослой пище будет сложнее. И нередко родители бросают все попытки прикорма к взрослому столу, и продолжают кормить детей перетертой едой, лишь бы те поели. Необходимо сначала завлечь ребенка взрослой едой, а потом только развивать у него жевательные навыки. Чтобы улучшить аппетит стоит выполнить следующее:
- Вместо сахара добавлять в питье чайную ложку шиповника.
- Отказаться от покупных соков, сменив их домашними компотами с семенем укропа.
- Проводить много времени на улице, играя в подвижные игры.
- Не позволять перекусывать и пить молоко между основными приемами пищи.
Советы родителям: как помочь ребенку развивать жевательные навыки
Вот несколько советов, которые могут помочь родителям в этом процессе:
- Выбирайте правильные продукты питания. Предлагайте ребенку разнообразную пищу различной текстуры и консистенции. Избегайте монотонности в питании и предлагайте различные продукты, чтобы ребенок научился адаптироваться к новым ощущениям во рту.
- Используйте игры и игрушки для развития жевательных навыков. Игры с использованием жевательных игрушек или игрушек, которые требуют усилий рта и лица, могут помочь ребенку развить и укрепить мышцы вокруг рта.
- Учите ребенка правильно жевать. Научите ребенка правильной технике жевания — медленного жевания и перемалывания пищи перед глотанием. Рекомендуйте ребенку жевать пищу одной стороной рта, а затем переключаться на другую сторону, чтобы равномерно развить мышцы рта.
- Устанавливайте режим еды. Создайте регулярный график приема пищи, который позволит ребенку привыкнуть к еде и почувствовать голод перед каждым приемом пищи. Это может стимулировать ребенка к более активному жеванию и на новую текстуру пищи.
- Обращайтесь за помощью к специалистам. Если вы обеспокоены развитием жевательных навыков у ребенка, не стесняйтесь обратиться за помощью к педиатру, стоматологу или логопеду. Они смогут оценить ситуацию и предложить конкретные рекомендации и упражнения, способствующие развитию жевательных навыков.
Помните, что каждый ребенок уникален и может развиваться в своем темпе. Будьте терпеливыми и поддерживающими, создавайте положительную атмосферу вокруг еды и примером покажите ребенку, как правильно есть и жевать. С вашей поддержкой и терпением ребенок сможет успешно развивать свои жевательные навыки.
Техники жевания: как научить ребенка правильно жевать
Для развития жевательных навыков у ребенка необходимо научить его правильно жевать. Это важный этап в его развитии, который поможет не только укрепить мышцы лица и рта, но и обучить его правильному питанию.
1. Полный процесс жевания. Научите ребенка открывать рот и полностью вводить пищу в рот. Показывайте ему, как двигать челюстью вверх и вниз, медленно жевать и глотать. Он должен понимать, что еда должна быть полностью разжевана перед тем, как глотать.
2. Использование разнообразных продуктов. Предлагайте ребенку различные текстуры и консистенции пищи, чтобы он мог тренировать свои жевательные навыки. Включайте в рацион разные фрукты, овощи, мясо и хлеб. Это поможет разнообразить пищу и развить у ребенка чувство вкуса.
3. Увлечение жевательными игрушками. Предложите ребенку жевательные игрушки, которые помогут укрепить мышцы рта и развить жевательные навыки. Это могут быть специальные резиновые кольца или жевательные палочки
Важно выбрать игрушки, которые безопасны и предназначены специально для жевания
4. Моделирование. Ребенок лучше учится, наблюдая за другими. Покажите ему, как правильно жевать и показывайте, как вы сами делаете это. Открыто говорите о своих ощущениях и поддерживайте его, когда он пытается следовать вашему примеру.
5. Постепенное развитие навыка. Не пытайтесь научить ребенка правильно жевать сразу. Занимайтесь этим навыком постепенно, увеличивая время жевания. Начните с небольших порций пищи и постепенно увеличивайте их размер. Повторяйте упражнения регулярно, чтобы укрепить навык.
Следуя этим техникам, вы поможете своему ребенку развить жевательные навыки и научить его правильно питаться. Не забывайте быть терпеливыми и поощрять его каждый раз, когда он делает прогресс.
Как и когда дети учатся жевать
В полгода дети сами пытаются тянуть в рот все, до чего могут дотронуться
Первый интерес к еде у большинства проявляется в возрасте от 4 до 6 месяцев. В этот период ребенок уже может наблюдать за тем, как едят взрослые, следить за ложкой, хватать какие-то предметы и тянуть их в рот.
По словам медиков, малыш уже готов начинать знакомство с едой, когда он:
- сидит без поддержки взрослых;
- может держать ложку;
- получает первый дополнительный прикорм в течение 3 – 4 недель.
В период 7 – 8 месяцев ребенок знакомится с первой пищей, которую уже нужно пережевывать. Это не просто пюрированные овощи и фрукты, а блюда с мелкими кусочками еды.
К году ребенок уже хорошо двигает языком и может с его помощью перемещать пищу к зубам, чтобы пережевывать ее. Кусочки еды должны быть в меру крупными.
К двум годам все дети уже полноценно жуют пищу и не испытывают с этим затруднений.
Главные причины трудностей в питании
В большинстве случаев мы сами провоцируем ситуации, при которых ребенок часто давится едой:
- Спешка и суета.
Мы всегда спешим, нам катастрофически не хватает времени на все домашние дела. Поэтому пищу малышу мы готовим блендером (и нам удобнее, и ребеночек съест быстрее) или вовсе покупаем магазинные баночки.
Но это удобнее нам, а не маленькому. Мы не учим ребенка жевать, постоянно предлагая пюреобразную пищу.
- Раннее введение прикорма.
Можно решить, что 4 месяца — это пора перехода на прикорм (особенно, если первый ранний зубик уже пожаловал — иногда и такое бывает).
Читайте о прикорме для малышей по месяцам при ГВ>>>
Потому что молока стало меньше, ребенку его уже не хватает. Потому что решили выходить на работу и переводить малыша на смеси и более взрослую пищу. Потому что бабушка так сказала.
Важно! До полугода у ребенка существует защитный рефлекс: любой твердый предмет, попавший в ротик, выталкивается языком наружу. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой
При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой.
Природа, в отличие от нас и даже наших бабушек, знает, что сейчас еще рано знакомить маленького человечка с кусочками еды. Он просто не поймет, что с ней делать.
А вот с 6 месяцев этот рефлекс сменяется жевательным, малыш начинает делать жевательные движения с участием челюстей, губ, щек.
Читайте интересную статью Как научить ребенка жевать>>>
- Задержка времени знакомства с твердой пищей.
Из-за советов педиатра, который говорил, что при отсутствии зубов малышу бесполезно давать плотную пищу, продолжаем и в 8–10 месяцев давать лишь пюре.
Сначала дождемся зубов, а потом будем покорять «жевательные вершины» — в корне неверная установка.
Все детки разные, и иногда случается, что первый зуб прорезается намного позже полугода. К этому времени естественный жевательный рефлекс, не получив развития, увы, угасает. Не удивляйтесь тогда, что ребенок и в 2 года постоянно давится едой.
Для детей старше года, имеющих проблемы с питанием, смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Страх.
Вы дали ребенку кусочек еды, а он поперхнулся. Вы жутко перепугались и бурно выражали это в присутствии малыша. Кроха теперь интуитивно защищает маму от волнений, отказываясь принимать такую еду.
А если ест, то от напряжения снова давится. Потому что мозг получил урок: еда кусочками — это опасно.
Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>
- Отдельное кормление ребенка.
Сажаете маленького за отдельный столик, в отдельной комнате, даете ему отдельную пищу, давая понять, какой он уже большой и важный.
На самом деле вы просто лишаете его возможности учиться на примере: видеть, как другие члены семьи берут еду, какая она, как пахнет, как выглядит, как они ее жуют, как им это нравится, подражать им.
Лишаете малыша необходимого опыта, семейной социализации, а потом удивляетесь: и почему это ребенок давится во время еды?
- Смешиваем пюреобразную еду и плотные кусочки.
Мы решаем, что самое благоразумное — смешать небольшие кусочки твердой еды с пюре, которое малыш глотает, практически не жуя. Не ожидая подвоха, он пытается проглотить и пюре с кусочком. Но его мозг к этому оказывается не готов. Ребенок давится.
Важность обследования у специалиста
Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.
Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться
Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще
Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще. Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности
К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности
Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.
Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем
Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома
Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.
Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):
— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.
— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.
— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.
— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.
— Практика и еще раз практика
Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики
Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей
Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.
— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Какие таблетки можно разделить?
Таблетки можно разделить, если они имеют на поверхности четко обозначенную линию, предназначенную для облегчения деления. Кроме того, такой препарат должен иметь рекомендацию к возможности деления в инструкции.
При этом использовать ножницы и прочие приспособления нельзя, для этих целей существуют специальные разделители-гильотины. Они иногда оснащены дополнительным отделением, которое используется для хранения нарезанных таблеток. Следует помнить, что если для разделения многих препаратов используется один резак, он должен быть тщательно очищен перед каждым использованием, чтобы не смешивать препараты.
Малыш подавился: что делать?
Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь
Действовать надо уверенно, но осторожно
- Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
- Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
- Далее малыша следует перевернуть на спину.
- Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
- Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
- В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.
Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.