Что такое развивающие игры для дошкольников

Игра — одно из  средств воспитания и развития  детей в группе продлённого дня | педагогический опыт  | педагогический опыт / всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей

Функции

Функции игры в обучении могут быть различными и зависят от контекста образовательной ситуации и целей обучения.

Основные функции игры в обучении:

  1. Мотивационная функция — стимулирует интерес к теме обучения и мотивирует учащихся на изучение материала.
  2. Когнитивная функция — помогает учащимся лучше понять и запомнить информацию, а также развить когнитивные навыки, такие как анализ, синтез и критическое мышление.
  3. Обучающая функция — состоит в обучении новым знаниям, умениям и навыкам.
  4. Развивающая функция — способствует развитию физических, интеллектуальных, творческих и других способностей.
  5. Воспитательная функция — помогает развивать такие ценные для воспитания личности качества, как доброта, взаимовыручка, ответственность и другие.
  6. Социально-коммуникативная функция — развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также помогает учащимся лучше понимать социальные отношения и нормы поведения.
  7. Релаксационная функция — помогает отдохнуть, снять напряжение и расслабиться.
  8. Эмоционально-психологическая функция — улучшает самочувствие и настроение учащихся, развивает эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями.
  9. Творческая функция — создает условия для развития творческого мышления, воображения, креативности и фантазии.
  10. Эстетическая функция — игра может представлять собой художественное произведение и вызывать эстетическое удовлетворение.
  11. Функция контроля — игровые методики могут использоваться как способ оценки знаний и умений учащихся.
  12. Функция дистанционного обучения — игровые обучающие программы эффективно применяются как способ обучения на удалении через Интернет.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

Игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

Подвижная игра «Ноги от земли»

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

Игра «Пустое место»

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

Подвижная игра «Третий лишний»

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

Игра «Перестрелка»

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное

сущность детскойигры заключается в выполнении какой-нибудь роли.(При этом анализ игры идет не по линии выясненияструктуры самой роли, ее генезиса, а по линии описа-ния особенностей детской фантазии, проявлением кото-рой игра якобы будет.)

Дж. Селли Очерки по психологии детства и: «КомКнига» 2007 г.

Критерии оценки и самооценки

выбор источника (монографии, учебники, журналы, интернет);

четкость, конкретность изложения результатов в таблице;

презентабельность и лаконичность выступления (не более 5 минут);

свободное владение материалом;

В отечественной науке первое описание и теория игры были представлены А.Н. Сикорским, русским психиатром и психологом. Игру он рассматривал как умственную работу, в которой ребенок познает окружающий мир. Таким образом, обозначился отход от биологизаторских тенденций, которые были присущи западным теориям.

Значительное внимание игре уделял П.Ф. Лесгафт

Он считал, что игры детей носят в основном имитационный характер и, соответственно, не могут быть одинаковыми у различных народов, в разных семьях, сословиях, местностях. Дети в играх передают то, что их окружает, что они наблюдают, что вызывает наибольшее впечатление. Следовательно, содержанием детских игр является окружающая действительность.

Значительный вклад в теорию игры внес Г.В. Плеханов. Он считал, что в истории общества труд предшествует игре, определял её содержание. Но в жизни отдельного человека игра предшествует труду. Она подготавливает детей к вхождению во взрослую жизнь.

Таким образом психолого-педагогические исследования показали несостоятельность господствующих биологизаторских теорий и доказали положение о том, что игра возникает под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Критерии оценки и самооценки

содержательность выполнения презентации;

решение студентами двух поставленных задач конкретной подгруппой;

выполнение всего объема работы;

доступность разъяснений и комментариев к презентации;

наличие матрицы идеей;

наличие выводов о вкладе ученых в теорию игры дошкольников ;

авторство и оригинальность преподнесения презентации;

конструктивность взаимодействия студентов в подгруппах;

Задание 4.

Критерии оценки и самооценки

выбор источника (словари, монографии, учебники, журналы, интернет);

ориентации тезисов на целевую аудиторию (родители, воспитатели);

Примеры

Особенно актуально использование игровых технологий при организации обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку игра для них является ведущим типом деятельности.

Примеры детских имитационных игр:

  1. «Больница» — дети вживаются в роль врачей и медсестер и лечат свои игрушки или других детей.
  2. «Магазин» — дети играют роль продавцов и покупателей, используя игрушечные продукты и деньги.
  3. «Семья» — дети воспроизводят роль родителей, бабушек, дедушек, братьев и других родственников, имитируя обычные семейные сценарии.
  4. «Театр» — дети разыгрывают роли актеров и зрителей, используя игрушечные костюмы и аксессуары.
  5. «Дорога» — дети имитируют функции различных участников дорожного движения — водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов, инспекторов ГИБДД.

Примеры обучающих игр для среднего и старшего школьного возраста:

  1. «Коды и шифры» — игра на развитие логического мышления и креативности, в которой игроки решают головоломки, расшифровывают коды и ищут скрытые объекты.
  2. «Космический путеводитель» — игра-путешествие по космическим объектам, в которой игроки узнают о планетах, звездах и других космических объектах, а также о технологиях и научных исследованиях, связанных с космосом.
  3. «История в картинках» — игра на развитие знаний по истории, в которой игроки сопоставляют иконки и картинки с конкретными историческими событиями, персонажами и эпохами.
  4. «Финансовая грамотность» — игра на развитие финансовых навыков, в которой игроки управляют виртуальным бюджетом, принимают финансовые решения и узнают о принципах финансового планирования и инвестирования.
  5. «Симулятор предпринимателя» — игра на развитие навыков управления бизнесом, в которой игроки создают и управляют виртуальной компанией, принимают решения о производстве, маркетинге и продажах, узнают о принципах бизнес-стратегий.

Примеры обучающих игр для взрослых:

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Для того, чтобы успешно обучаться в школе и постигать мир в целом, ребенку нужно иметь гармонично развитые качества.

  • Базового опыта
  • Развития познания
  • Эмоционального и языкового развития
  • Физической подготовки
  • Умения общаться
  • Зрительного восприятия, различения и памяти
  • Слуховых способностей
  • Отношения к книгам
  • Общей и психологической готовности

Развивающие игры — самый естественный способ подготовить ребенка к школе. Они основаны на таких принципах:

  1. Принцип сочетания игры и обучения
  2. Принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  3. Принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  4. Принцип активизации умственного развития ребенка.

С этими принципами ребенок будет эффективно всесторонне развиваться — в них заложены все условия, формирующие детское развитие.

Каждый возрастной период развития ребенка предназначен для освоения нового. Развивающие игры формируют многие умения и навыки, например, держать предметы, быть усидчивым, внимательным и многое другое. В процессе игры у ребенка формируется эмоциональная сфера и совершенствуется мелкая моторика рук

Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребенка

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора. Игра «Поезд»

Игра «Поезд»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу — чу — чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Подвижная игра «Жмурки»

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

Игра «День и ночь»

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

Игра «Корзинки»

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

Игра «Хватай, убегай»

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель
: Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Что такое игра

Игра как особый вид деятельности возникла в глубокой древности и сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Через игровые формы люди не только отдыхали и развлекались, но и усваивали социальный опыт во всех его проявлениях.

Игра — это специфическая форма деятельности, создающая условные ситуации, в той или иной мере воспроизводящие общественный опыт. Характеризуется определенными правилами и целями, а также ограниченностью во времени и пространстве.

Основные характеристики игры:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Принцип добровольности — игровая деятельность должна носить добровольный характер и основываться на свободном выборе участников.
  2. Наличие правил — игра должна иметь определенные правила, которые необходимо строго соблюдать.
  3. Целесообразность — игра должна иметь осмысленную цель или задачу, которую нужно достичь.
  4. Наличие ролей — участники должны играть те или иные роли, которые определяются в соответствии с установленными правилами.
  5. Возможность действий — игра должна давать возможность игрокам проявлять свои умения и способности.
  6. Результативность — игра должна иметь определенный результат, который может быть достигнут путем выполнения задачи или достижения цели.
  7. Эмоциональная окраска — игровая деятельность вызывает у участников определенные эмоции и чувства, такие как радость, удовлетворение, азарт, интерес и другие.
  8. Социальность — включает в себя взаимодействие между игроками и развитие коммуникативных навыков.
  9. Наличие ограничений — игра должна иметь определенные ограничения, которые могут включать в себя время, количество игроков, доступные действия и т.д.
  10. Символичность — игровые действия и объекты имеют абстрактное значение, отличное от их реального значения в повседневной жизни. Например, игровые фигуры в шахматах не означают настоящих солдат на поле боя, а представляют собой абстрактные символы, обозначающие определенные игровые ходы и стратегии. Символический характер игры позволяет игрокам взаимодействовать в вымышленном мире, расширяя свои способности к восприятию и пониманию различных абстрактных концепций и идей.

Виды развивающих игр для малышей:

  • Раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • Мягкие пазлы большого размера
  • Игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • Игры, развивающие логику.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Игры, в которых надо что-то отгадывать и расшифровывать, очень нравятся малышам и детям постарше. Благодаря загадкам малыш больше узнает об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребенок может заниматься самостоятельно.

Игры детей от 0 до 3 лет

Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребенка Это время формирование его как личности, ведь психические процессы начинают развиваться. Личностные качества, например, лидерство, успеваемость в учебе и другое, зависит от того, в какие игры он играет. Как правильно подобрать содержание игр с учетом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познает мир.Малыш мнет, рвет, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребенок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребенку соответствующие игрушки Эти игрушки должны обеспечивать познавательное развитие малыша и его становление в социуме: аналогии разных предметов. Например, игрушечный телефон, посуда, лопатки, кубики, пирамидки, механические игрушки и многое другое. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: он должен развиваться физически.

Для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе В этот период важно подготовить руку к письму, к приобретениям навыков чтения и письма Игры должны развивать мелкую моторику детских рук: конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы. Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, все также развивают разнообразные способности Командные настольные игры, а также деловые детские игры, способствующие социализации, коммуникативности и развитию мышления, нравятся младшим школьникам. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя Возможно, особенно девочкам, понравится учиться шить, вышивать, создавать что-то своими руками. В современном мире, в этом возрасте у детей актуальность приобретают компьютерные игры, которые могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

При занятиях за компьютером существуют правила:

Обращайте внимание, в какой позе ребенок сидит за компьютером.
Следите за расстоянием монитора от лица ребенка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
Научите пользоваться «мышкой»

Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Применение игр в процессе обучения

Игра в обучении — это методика, при которой игровая деятельность используется для достижения образовательных целей.

В игре обучающиеся могут приобретать новые знания и навыки, развивать свои когнитивные и социальные способности, а также повышать мотивацию к обучению. Игровые методы используются в широком диапазоне областей педагогики, начиная от детского сада и заканчивая профессиональным образованием.

Цель

Цель использования игровой деятельности в обучении заключается в том, что она позволяет учащимся более легко и быстро осваивать новые знания и умения.

Игры стимулируют мотивацию и интерес к обучению, развивают творческое и критическое мышление, способствуют социальной адаптации и взаимодействию между учащимися. Кроме того, они создают положительную атмосферу в классе и повышают эмоциональную составляющую обучения.

У каждой конкретной игры могут быть различные цели и задачи — например, развитие креативности, коммуникационных навыков, улучшение физической формы и т.д.

Эффективность

Игра в обучении эффективна по ряду причин:

  1. Мотивация — игровые технологии стимулируют желание учиться и повышают познавательный интерес.
  2. Активное участие — игроки активно участвуют в совместной деятельности, что увеличивает их вовлеченность и позволяет лучше запоминать информацию.
  3. Значимость — процесс обучения часто обезличен, в то время как игры имеют личностное значение для каждого ученика.
  4. Сотрудничество — учат сотрудничеству, обмену идеями и работе в команде.
  5. Эмоциональный подъем — создают положительное настроение и способствуют позитивным эмоциям, что улучшает усвоение информации.
  6. Ошибка как способ учиться — в игровом формате не так страшно допустить ошибки, как в ходе обычных форм проведения занятий. Это снимает напряжение и тревожность у учеников, позволяет им экспериментировать и получать новый опыт.
  7. Практика — существует возможность одновременного обучения и практического применения знаний. Например, игровые формы являются очень эффективным средством при изучении языков или получении профессиональных навыков.
  8. Индивидуальный подход — можно использовать свои индивидуальные особенности и предпочтения, что повышает эффективность и мотивацию обучения.

Выводы:

Дорогие родители!

Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать ребенка в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Не расстраивайтесь, если малыш не справляется с заданием: просто предложите ему поиграть во что-то другое. Настроение и интерес ребенка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Играйте вместе с малышом, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребенка игрой. Это не только пойдет во благо его развития, но и доставит вам море позитивных эмоций. Уделяйте играм время, но не перегружайте ребенка

Развивающие игры помогают развивать индивидуальные качества ребенка, поэтому важно не утомлять его ими. Иначе они могут ему надоесть, тем самым отбив желание учиться и играть

Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: