Какие бывают методы обучения: от классических до современных

Выбор методов воспитания

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Функции

История имеет несколько функций: Она служит источником
знаний; обогащает нравственный опыт человека опытом других людей; служит
способом использования положительного примера в воспитании. Условия для того,
чтобы рассказывание историй было эффективным, включают следующее.

История должна быть связана с социальным опытом студентов.
Рассказ должен показать содержание той или иной моральной нормы, понятия,
которое не знакомо учащимся или не привлекает достаточного внимания, или
непонятно. Содержание истории должно быть рассказано ярко и эмоционально, чтобы
она могла произвести достаточно сильное впечатление на детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которые могут быть
произведениями искусства, художественными фотографиями: восприятие усиливается
хорошо подобранным музыкальным сопровождением.

Рассказ может быть использован для представления идеального
образа нравственного поведения, психологически близкого учащимся, чтобы вызвать
желание подражать этому примеру. История должна быть пережита аудиторией.
Необходимо позаботиться о том, чтобы оттиск держался как можно дольше.
Неуклюжий, неумелый рассказчик не может рассчитывать на успех. Объяснение — это
метод эмоционального и вербального воздействия на учащихся.

Особенность заключается в направленности воздействия на
конкретную группу или человека. Она требует глубокой мотивации, объяснения
социального смысла моральных понятий. Объяснение используется: а) для
формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения; б)
для выработки у учащихся правильного отношения к уже совершенному поступку. В
практике воспитания прибегают к увещеванию, которое сочетает в себе просьбу с
объяснением и предложением.

Их педагогическая эффективность зависит от авторитета
воспитателя, его личных моральных качеств, убежденности в правильности своих
слов и действий. Необходимыми условиями увещевания являются обращение к
позитиву, похвала, обращение к чувству достоинства и чести. Наиболее широко
используемым методом является разговор. В зависимости от содержания она может
быть познавательной, этической, эстетической, по правовым, экологическим
вопросам и т.д. Беседа — это метод вовлечения учащихся в выработку правильных
оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Классификация общих методов обучения

I-группа — это методы, с помощью которых, прежде всего,
формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется
оперативный объем информации в педагогической системе между ее членами.

II группа — это методы, которые помогают организовать
деятельность студентов и стимулировать их положительные мотивы.

Группа III — это методы, которые в первую очередь
стимулируют самооценку и помогают учащимся саморегулировать свое поведение,
самоанализ и самообразование, а также дают формальную оценку действий учащихся.

Особенности методов воспитания и самовоспитания. Первый этап
правильно организованного воспитания — это знание (понимание) тех норм и правил
поведения, тех моральных качеств человека, которые должны формироваться в
процессе воспитания. Все виды информационного воздействия имеют функцию
убеждения и формирования представлений о «хорошем и плохом»,
представлений о хорошем и плохом, о том, что разрешено и что не разрешено.

Методы этой группы способны объяснить факты и явления
общественной и личной жизни. Функции этой группы методов — внедрение теории в
жизненный опыт ребенка, формирование системы понятий и отношений, обобщение и
осмысление собственного опыта, собственных поступков. Эта группа методов
конкретизирует сложные моральные, социальные, трудовые и эстетические нормы и
идеи. Создает эмоциональную направленность деятельности. Способствует развитию
положительной, моральной мотивации деятельности. Основным инструментом этой
группы методов является слово. Каждый учитель обязан умело использовать слова.
В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя не заменит инструмента
воздействия на душу ученика. Искусство воспитания означает, прежде всего,
искусство слова, искусство обращения к человеческому сердцу. Я твердо убежден,
что многие школьные конфликты, которые часто заканчиваются большим несчастьем,
берут свое начало в неумении учителя разговаривать с учениками.

Одной из характерных черт этой группы методов является
аргументированность и доказательность излагаемой информации, которая призвана
воздействовать не только на рациональную, но и на эмоционально-волевую сферу
личности. Указывая на неоценимую роль чувств и эмоций в формировании сознания
учащихся, М.М. Пистрак писал: «… Для ребенка и подростка обращение к
разуму более убедительно, эффективно и глубоко, если оно связано с приведением
в движение соответствующих эмоций ребенка. В нашей действительности многие
студенты явно ощущают недоразвитие эмоциональной сферы личности.

Зададимся вопросом: где и почему выросли дети, способные убить раненую птицу, задушить слабого котенка, толкнуть, сбить с ног, унизить покалеченного товарища, организовать групповое изнасилование, хладнокровно убить сверстника, оскорбить раненного в бою ветерана….? Ответ прост: их не учат состраданию и способности чувствовать. Убеждение в образовательном процессе достигается путем использования различных методов. Например, в старой школе широко использовались поучительные истории, притчи, басни и другие косвенные и изобразительные способы передачи необходимых знаний. Выводы должны были сделать сами дети. Сейчас все больше учителей включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Считаются наиболее сложными по содержанию и применению приемов словесного и эмоционального воздействия. Рассказ — яркое, эмоциональное представление определенных факторов и событий. Воздействуя на эмоции, рассказ помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Классификация методов обучения

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

  • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
  • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептив­ный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности учащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
  • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Метод поощрения

Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды. 

Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Каждый хочет получить за старания одобрение. Это служит хорошей мотивацией для дальнейших действий. 

Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия:

  • поощряемый должен четко осознавать, за какие его заслуги высказывается одобрение;
  • поощрение не должно быть платой за обычное поведение, поступки;
  • важна своевременность поощрения, не стоит переносить его на будущее;
  • должны учитываться личностные характеристики, достижения воспитанника;
  • гласность.

В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования. 

Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности. 

К порицанию есть определенный ряд требований:

  • высказывается только за определенный поступок или поведение;
  • мера порицания рассчитывается исходя из серьезности проступка, сопутствующих обстоятельств;
  • осуществляется в спокойном состоянии, без раздражения;
  • не должно откладываться по времени или отменяться;
  • коллектив не должен отвечать (нести наказание) за поступок отдельного человека.

Метод убеждения

Функция главного педагогического метода состоит в воздействии на сознание словами и делами.

Определение

Убеждение — воспитательный прием, который состоит в передаче точки зрения или сообщения другому человеку.

Посредством этого метода воспитываются общечеловеческие моральные качества при соблюдении условий:

  1. Убеждение основывается на разъяснениях, подкрепленных доказательствами. 
  2. Успех зависит от уверенности воспитателя в своих словах. Фальшь воспитуемые чувствуют сразу.
  3. Для того, чтобы эффективно убеждать, необходимо обладать хорошими коммуникативными навыками (правильно формулировать мысли, владеть техникой речи).
  4. При убеждении нужно провоцировать активизацию деятельности объекта влияния. Например:

акцентировать внимание на правильности или ошибочности поведения;
создавать условия, при которых действия будут иметь верное направление;
поощрять положительные качества;
создавать положительное мнение о человеке в коллективе, с которым он взаимодействует;
забота и внимание к другим людям не должны выставляться напоказ.

Методы формирования поведения.

Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:

1) методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3) методы стимулирования поведения и деятельности;

4) методы контроля;

5) методы самооценки в воспитании.

Методы формирования поведения. К данной группе относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие:

1) разъяснение;

2) внушение;

3) рассказ;

4) беседа;

5) внеклассное чтение;

6) убеждение.

Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам

Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением собственной инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение. Основой процесса формирования личностного поведения будем считать прежде всего опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками

Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося. Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть не что иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях. Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого об-щества. Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: