Алтайцы
Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны. В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы. Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты.
Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью.
Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма.
Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.
Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона.
Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, и Монголии. Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения. Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.
Вечные нити
– Аржана, интерес к творчеству, к алтайскому национальному костюму у Вас, наверное, из детства, из семьи?
– Я родилась в Горно-Алтайске. В семье было 5 детей. Я – самая старшая. Конечно, в детстве и не думала, что стану модельером. Просто очень любила своими руками делать деревянные куклы, которые обматывала белой тканью, из шерсти делала волосы, рисовала лицо, пришивала руки и ноги. Сама шила для них одежду, благо разных лоскутков в доме было полно: мама шила для нас – четырёх сестёр и брата – куртки, платья, штанишки, новогодние костюмы…В советское время ведь был на всё дефицит, вот люди сами и шили. А ещё бабушка у меня была на все руки мастер. Чего она только не умела! Бабушка выделывала кожу, кроила её, шила башмаки и сумки, а мы сидели рядом, смотрели, иногда просто держали что-то, помогали. Хорошо помню, как из сухожилий бабушка делала очень крепкие нити: крутила их, и они были «вечные», можно было сто лет проносить сшитые ей башмаки. Кстати, некоторые бабушкины творения есть в Эрмитаже.
В детстве Аржана и не думала, что станет модельером. На фото со Вячеславом Зайцевым. Фото: Из личного архива
Статья по теме
Филолог Валентина Дедеева: Интерес к алтайскому языку сейчас очень большой
Рисовать акварельной краской я стала в 3 или 4 классе. Тогда нас с сёстрами и братом отправили в Чемальский санаторий на лето. Проведать нас приехал папа. В подарок мне он быстро-быстро нарисовал очень красивый пейзаж. Я сохранила этот лист, и всё пыталась перерисовать, скопировать…
А костюмы я начала придумывать много позже, когда пошла учиться на модельера в Алтайский технологическия техникум сервиса.
– Вы сказали «придумывать костюмы». Неужели в реальности не видели ту одежду, которую испокон веков носили на Алтае?
– В моём детстве национальную одежду можно было увидеть только зимой. Вот, помню, у бабушки была шуба — настоящая, алтайская. Мама себе из овчины тоже сшила шубку. Ещё шапки национальные носили… А всё остальное было забыто, утеряно. Такая информация была в книгах да в рассказах пожилых людей, только молодёжь особо этим не интересовалась. Костюмы, да и то сильно изменённые, были разве что в клубах, их одевали артисты на концертах. Из литературы помню альбом нашего знаменитого художника Игнатия Ортонулова, где были рисунки традиционной алтайской одежды. Ох, и любила же я смотреть эту книгу!
– Мировоззрение, быт, культура, верования алтайцев – очень естественные, природные и в то же время с глубоким смыслом. В традиционной одежде ваших земляков – то же самое?
– Для нас, жителей Алтая, одежда – это сокровищница народного творчества. Одежда несёт в себе вековые традиции, моральные нормы. В ней вся гармония с окружающим миром, природой, людьми. В ней наши мысли и пожелания. В ней вся наша история. Каждая строчка, линия, каждый элемент имеет определённый смысл. По качеству материала, конкретным деталям, можно было сразу понять, что за человек перед вами. Даже по одному головному убору легко было определить статус человека (например, богатырь или сановник), его возраст, пол.
Фото: Из личного архива / Аржана Кензина
Досье
Аржана Кензина.
После окончания Санкт-Петербургского госуниверситета технологии и дизайна получила степень магистра. Первая победа её как модельера была в 2004 году на межрегиональном национальном празднике «Эл-Ойын». Работая в Доме Моды «Валентин Юдашкин», она в 2008 году заняла второе место в конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато». Аржана показывала свою коллекцию на мировом конгрессе в Нью-Дели. Иллюстрировала детские книги, выпустила альбом с эскизами сценических национальных костюмов. Сейчас собирается выпустить второй альбом, где будут представлены современные костюмы с народными элементами.
В краевом выставочном проекте приняли участие 18 музеев:
краеведческий музей
* Алейский историко-краеведческий музей
* Залесовский районный краеведческий музей
* Заринский межпоселенческий краеведческий музей
* Каменский краеведческий музей
* Краеведческий музей г. Рубцовска Алтайского края
* Музей истории г. Ярового
* Поспелихинский районный краеведческий музей
* Славгородский городской краеведческий музей
* Солонешенский районный краеведческий музей
* Тальменский районный краеведческий музей
* Топчихинский районный краеведческий музей
* Троицкий районный краеведческий музей
* Тюменцевский районный историко-краеведческий музей
* Угловский районный краеведческий музей
* Хабарский историко-краеведческий музей
* Шипуновский районный краеведческий музей
* Школьный музей с. Кашкарагаиха Тальменского района
Некоторые отзывы посетителей о выставке «Истоки. Народный костюм»:
С 17 ноября 2010 г.
Алтайский государственный краеведческий музей объявляет конкурс детских рисунков «Наряд моей прабабушки» .
Для того, чтобы принять участие в этом конкурсе, необходимо прийти на выставку «Истоки. Народный костюм», нарисовать тот костюм, который вам
понравился больше всего. Все конкурсные работы будут представлены в музейной экспозиции.
Конкурс уже начался – в нём приняли участие дети из народной изостудии ДК «Южный».
Итоги конкурса будут подведены 17 декабря 2010 г., победителя ждёт приз от администрации музея.
Кроме того, с 17 ноября 2010 г. объявляется конкурс эскизов современных костюмов «О, времена, о, мода!»
.
Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо прийти на выставку «Истоки. Народный костюм», выбрать национальный костюм, стилизацию которого Вы бы хотели использовать в современном наряде.
Принять участие в конкурсе могут студенты дизайнерских специальностей и все заинтересованные!! Все конкурсные работы будут представлены в музейной экспозиции. Итоги конкурса будут подведены 17 декабря 2010 г. Победителя ждёт приз от администрации музея.
Житель г. Барнаула Терентьев Н.И.
передал на выставку «Истоки. Народный костюм» зырянский народный костюм, семейную реликвию: рубаху, сарафан, головной убор-кокошник, шаль. Конца XIX — середины XX в. Костюм принадлежал матери, Евлалии Ефремовне, жительницы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Коми (коми-зыряне, зыряне) – финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.
Регионы проживания: Свердловская, Мурманская, Омская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Алтайский край. Общая численность – более 300 тыс. человек.
Кумандинцы
Северная этническая тюркская группа алтайцев называется кумандинцами. Сами они себя называют куманды-кижи, тадарлар, тадар-кижи, и просто алтай-кижи. Сегодня они компактно проживают на территориях и районов Алтайского края, в Горно-Алтайске и Турочакском районе в верховьях и среднем течении Бии. Эта территория является исконной родной для данного народа.
Кумандинский язык входит в уйгурскую группу тюркских языков, он разделен на три обособленных говора: старобардинский, солтонский и турочакский. Письмо у кумандинцев было в начале XX столетия, но сегодня язык существует только в устном разговорном виде.
Появились северные алтайцы кумандинцы при длительном историческом взаимодействии древних самодийских угорских племен с некоторыми тюркскими этническими группами. Долгое время до вхождения в Россию кумандинцы были «двоеданцами» и платили дань в русскую казну и джунгарам.
Традиционными занятиями кумандинцев издавна являются скотоводство, мотыжное земледелие, рыболовство, таежная охота, пчеловодство, промысел кедрового ореха, лекарственных трав и кореньев, ягод и грибов. В много кумандинцев работали на лесозаводе. Много кумандинцев в советские годы работали в колхозах и совхозах. Кумандинцы для решения многочисленных вопросов самоорганизации объединились в «ассоциацию кумандинского народа».
Основной пищей кумандинцев всегда было мясо домашних животных и таежная дичь, рыба и молочные продукты, злаки и разные съедобные растения черемша и дягиль, саранка и полевые луки, ягоды. Кандык и саранка причем методом сушки луковиц заготавливались в зиму, это было замечательное растительное сырье для приготовления каш.
По религиозным и мировоззренческим понятиям кумандинцев мир вокруг людей населен добрыми и злыми духами, они придерживаются традиционного шаманизма. Добрые духи во главе с Бай-Ульгеном покровительствуют кумандинским родам (сеокам), именно они награждают людей даром шаманства. Противоборствует доброму Бай-Ульгену злой Эрлик, хозяин подземного мира.
Фольклор кумандинцев изучен недостаточно, они любят петь песни, состоящие из бытовых сюжетов и четверостиший, сказки с бытовыми и волшебными сюжетами, и эпические сказания о батырах (кай). Особое место в культурном развитии и почет среди сородичей принадлежал всегда мастерам-исполнителям эпосов и сказок – кайчи и исполнителям песен под музыкальный инструмент шор – шорчи.
Верования алтайцев
Южные и Северные алтайцы
Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 годf, на территории страны живут более 74 тысяч алтайцев. Все они разделяются на две большие этнографические группы — южные и северные алтайцы.
К первым относятся алтай-кижи, общающиеся на южноалтайском (ойротском) языке. Они делятся на телеутов, телесов, теленгитов. Их северные сородичи говорят на северноалтайском языке, в эту группу входят тубалары, челканцы, кумандинцы. Деление на племена оказало влияние на быт, культуру, общение, язык алтайцев, но все же они имеют много схожего.
Их единое самоназвание — алтай-кижи — свидетельствует о сильной связи с природой Алтая. Они постоянно повторяют, что «их Бог — камень, дерево, природа, Алтай». Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле.
Слайд 8Земледелие Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае было развито
также в глубокой древности. Установлено наличие древних оросительных систем в различных районах Среднего и Южного Алтая. В некоторых селах как Балыкча, Яломан, Инегень до сих пор жители используют для орошения огородов древние арыки.
Ремесла и промыслы
Археологические находки говорят о том, что на Алтае земледелие имело широкое распространение. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы. В китайских хрониках имеются указания, что племена Южной Сибири занимались земледелием. Они распахивали свои поля с помощью лошадей. Пашут плугом, сеют хлеб, любят ловить рыбу, охотятся.
Алтайская свадьба. Без традиционной свадьбы брак не действителен
На Алтае считается, если не было традиционной свадьбы – то и брак не заключен. Регистрация в ЗАГСе еще ни о чем не говорит. Ведь если так легко создать семью – всего-то расписаться, значит, так же легко можно будет семью и потерять, полагают алтайцы.
Жених должен быть уверен на 100%, что он женится раз и навсегда. И дело не только в сакральном единении супругов навеки (даже за пределами земной жизни), но и в финансовой составляющей. Род жениха фактически проводит две свадьбы. Скромную — молодежную — на европейский манер. И настоящую — традиционную — с полным алтайским размахом. Сегодня это сложно, ведь только на свадебную церемонию и сватовство со стороны жениха уйдет не меньше 300 тыс. рублей.
Алтайцы к заключению брака относятся очень серьезно. Ресурсов целого рода — а это десятки родственников — не всегда хватает, поэтому берут предсвадебные кредиты в банках и лет пять потом их выплачивают.
А если жених — сирота, то ему поможет все село: и деньгами, и продуктами. У алтайцев свадьба — это понятие священное и не зависит от катаклизмов вроде мирового финансового кризиса. Причем самые затратные как раз сельские свадьбы, ведь на праздник придет все село! Если кого-то не пригласить, появится обида.
— Я проводил свадьбу не в селе, а в районном центре, где люди живут более замкнуто. Поэтому на свадьбе были всего-то человек триста, — вспоминает Эркин Энчинов, исследователь традиционного алтайского права. — Однако оказалось, что в предсвадебной суматохе забыли пригласить дальних родственников и потом я получил от семьи серьезные нарекания.
На что же уходят «свадебные» деньги? На спиртное, например. Существует у алтайцев обычай своеобразного калыма. После того как сторона жениха ритуально умыкнула невесту (конечно, с ее согласия), приезжают к родителям девушки представители будущего мужа и получают список домов, которые нужно обойти с «визитом вежливости и уважения». В каждый дом будущих родственников нужно принести конфеты, чай, а также «белое» и «красное» — две единицы спиртных напитков. Обычно это водка и красное вино. Хозяин дома открывает бутылки, угощает духа огня (крапит огню), затем наливает гостям. Ну а если и сам пригубил подаренное, то, значит, дал согласие на брак родственницы. Нередко такое согласие нужно получить в 50-60 домах! Конечно, случается, что какие-то родственники в плохих отношениях с семьей невесты — решат «повредничать» и откажут в свадьбе. Тогда последнее слово остается за родителями — скажут: «Выдаем дочь!», и никакие родственники уже помешать не смогут.
В каждом доме, куда заглядывают сваты, им заодно намекнут, что хотели бы получить в качестве шалта-калыма. Если потребуют напиток особый или вещь редкую, то жениху придется ехать в соседние регионы — например, в Барнаул — добывать подарок для будущей родни. Такой заказ означает, что родственники намерены одарить невесту чем-то значительным.
Вот и получается, что молодая семья стартует с серьезным капиталом. Девушка приходит в род мужа, полностью обеспеченная домашним «инвентарем»: мебелью, бытовой техникой, компьютером, спутниковыми антеннами, коврами и прочими сервизами по мелочи. Обходится это приданое семье невесты ориентировочно в 250-400 тыс. рублей.
Ну а род жениха помимо двух свадеб традиционно в ответе и за крышу над головой
И неважно, куплен дом, построен ли уже или только приобретен участок под застройку. Главное — жених и его семья обещают и гарантируют, что дом у молодой женщины будет!
Слайд 4РемеслаПлемена Алтая издревле знали различные приемы художественной обработки металлических изделий: литье,
чеканку, гравировку, серебрение, листовую насечку и т.д. Деревообработка у алтайцев включает столярные и плотницкие ремесла. Умельцы изготавливали деревянную посуду, мебель, остовы юрт, седла. Их продукция была довольно разнообразной и нередко художественно Алтай привлекал завоевателей именно по наличию сырья из металла, дань выплачивалась металлическими изделиями. Мастера металлообработки (темир ус) пользовались в народе огромным уважением. Считалось, что они могут противостоять натиску злых сил, в том числе козням шаманов. В основе технических приемов кузнеца была горячая и холодная ковка, твердая и мягкая закалка, варка, которые сложились в Южной Сибири в период с конца I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э..Деревянные изделия из-за местных лесных запасов были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве.
Ремесла и промыслы
Слайд 11Корьевые — сначала заготавливаются жерди определенных размеров, кору лиственниц, иногда сосны,
прутья для обруча. Для остова юрты использовались толстые и тонкие жерди и кора. Начинали покрывать юрту снизу и по кругу. Дверь всегда ориентирована на восток. Войлочные — состоят из 10-14 жердей, толстые концы которых располагаются по окружности, верхние концы сходились, перекрещиваясь в одной точке. Этот остов покрывается войлочными кошмами, обвязанными волосяными арканами. Цилиндрические юрты — состоят из 5-6 отдельных деревянных разборных частей — решетчатых звеньев деревянного круга, в который вкладывается крестовина, рамы, двери, створки, шестов и войлочных покрытий. Для приготовления одной юрты требуется шерсть не менее 50 овец. Бревенчатые многоугольные — строят пяти, шести, семи, восьмиугольными. Сруб складывается из бревен, рубленных в паз. Крыша такой юрты обычно двух видов: полусферическая и конусообразная.
Быт, традиции и обычаи
Тубалары
Один из малых алтайских эпосов, проживающий компактно в и , по берегам Бии, Большой и Малой Иши, Пыжа, Уймень, Сары-Кокша и Кара-Кокша. Сами представители народа именуют себя «туба кижи», «йыш кижи», или «тубалар».
Среди тубаларов в свое время хорошо поработали православные миссионеры, и среди этого народа большинство верующих являются православными христианами. В отдаленных селах местные жители придерживаются мнения шаманов и проводят языческие обряды.
Тубалары издавна занимаются коллективной таежной охотой. Именно поэтому они всегда почитают духа покровителя и помощника в охоте Шаныр, они считали, что он живет в глухой тайге, передвигается на диком марале, имеет посох из желтой акации. За пренебрежительное отношение к себе он мог наказать охотника, наслав на него болезни и защитив от него зверей.
Жилище тубаларов представляет собой квадратный, шести и восьмиугольный деревянный из толстых бревен аил. Он имеет крышу в виде конического, состоящего из жердей шалаша. Покрывали аил чаще всего берестой, корой и дерном. Традиционные поселения исторически и сегодня состоят из 3-5 аилов.
Издавна тубалары занимаются мотыжным земледелием, выращивают в основном ячмень, из древности главным приемом молотьбы ячменя у них было обжигание колосьев злака на открытом огне. Разводят коров и лошадей, из кислого молока издавна изготовляли продымленные над очагом сырки и молочную слабоалкогольную водку (араку).
Тубалары искусно удят рыбу, занимаются кедровым промыслом, бортничеством, сбором трав и кореньев, ягод и дикой конопли для изготовления холста, добывали руду и плавили железо, ковали его. Испокон веков тубалары, как все кочевники, хорошо выделываю кожу, изготовляют домашнюю утварь и посуду из дерева и бересты, ткали холсты.
Важнейшим социальным институтом, определяющим уклад жизни тубаларов, является патрилинейные рода (сеоки), внутри рода решались все важные и значимые вопросы организации жизни. Внутриродовые браки у тубаларов запрещены, не допускается в небольшой этнической общности кровосмешение.
Куклы в народных костюмах №95.
Алтайский женский праздничный костюм.
Традиционной одеждой как мужчин, так и женщин на Алтае в прошлом была овчинная шуба с длинными, сужающимися книзу рукавами. Богатые скотоводы в старину шили шубы, крытые шёлком, подбитые дорогими мехами.
Женщины носили короткую широкую рубашку чамча
с косым воротом, длинными рукавами и большим воротником, чаще всего квадратной и реже круглой формы. Воротник украшался по краю двойными, тройными рядами прошивных белых и цветных пуговиц, к краю воротника свободно пришивались крупные цветные круглые пуговицы, бусы и бисер, образующие словно бахрому.
Поверх рубахи надевалась шуба
. Она интересна покроем: рукава вшиты под прямым углом, ворот косой, застёжка на груди — слева направо, левая верхняя пола имела широкий квадратный выступ.
Косой ворот и манжеты шубы отделывались чёрным бархатом, поверх которого шла узкая полоска тамбурной вышивки.
Рукава шубы заканчивались треугольными навесными манжетами, которыми женщина при посторонних людях прикрывала нижнюю часть лица до глаз.
Поверх шубы замужние женщины носили особую одежду под названием чегедек — долгополый кафтан или армяк без рукавов
с широкими твердыми плечами, сборками в талию, распашной спереди. Чегедек был всегда чёрного цвета, шили его из плотной, часто дорогой ткани, чаще всего из хорошего сукна. Ворот, проймы и разрез спереди отделывали нашивками, полосками золотой парчи или позумента с тамбурной вышивкой по краю, представляющей прямые, в один ряд полоски, объединённые в сплошную ленту, отливающую всеми цветами радуги.
Среди головных уборов алтайцев характерны шапки из мерлушки или другого меха
, пирогообразные, а также конусообразные матерчатые шапки с кистями на макушке – «каратбирюк». Широкое распространение имели матерчатые, подбитые бараньим мехом шапки в виде глубокого круглого колпака с плоским дном (их носили и мужчины и женщины), а также круглые глубокие меховые шапки из меха лисы, рыси, иногда выдры. Мужские и женские шапки в общем были одинаковы.
Мода многолика. Одно её направление ориентируется на будущее, активно развивая новые технологии, а другое — использует дыхание прошлого: размеренность течения времени, элементы обрядов и духовного наследия, — говорит Аржана Кензина, художник-модельер из Москвы
.
Слайд 7Основными типами промыслов алтайского населения остаются охота на пушных зверей –
соболей, лисиц, белку, копытных зверей – косулю, лосей, маралов, а также собирательство – сбор кедровых орехов, лекарственных трав. Рыбу больше ловят в северных районах, чем в южных. Везде, где произрастают ягоды их сбор довольно развит. Весной собирают калбу (черемша), полевой лук, дикий чеснок, ревень и др.
Алтаец с древним ружьем
Ремесла и промыслы
В Горном Алтае достигло значительных успехов пчеловодство, которое стало традиционным в последние двести лет. Занятие промыслами было характерно для всех групп населения Алтая. Если один вид промысел преобладал над другими, то второй существенно дополнял те виды хозяйственной деятельности, которые менее всего были развиты в силу тех или иных причин.
Этнические и этнографические группы
Выделяются две этнографические группы алтайцев:
До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было алтайские татары, оно употреблялось наряду с алтайцами.
В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары.
Между южными и северными алтайцами не существует очень резких различий по языку, культуре и быту, и антропологии.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетика
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 53 % у южных алтайцев и 38 % у северных алтайцев. Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Это интересно: Ишимская равнина
Теленгиты
Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части , приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.
Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.
В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.
Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.