Что делать, если ребенок грызет ногти. советы системно-векторного психолога

Как отучить грызть ногти ребенка и как избавиться от привычки грызть ногти взрослому

Советы психолога

Держите себя в руках. Не ругайте своего малыша. Крики только усугубят нервное напряжение.
Уделяйте детям больше времени, подробно расспрашивайте их о том, как прошёл день, не расстроило ли его какое-то событие.
Чаще обнимайте своего ребёнка, гладьте по головке, целуйте

Внимание и ласка способны творить чудеса.
Если корни дурной привычки наследственные — кто-то из членов семьи грызёт ногти, — контролируйте его, попросите воздерживаться в присутствии малыша.
Упорядочите режим дня, разгрузите ребёнка, оставляя 1–2 часа для прогулок на воздухе. Чрезмерная загруженность усугубляет привычку.
Обеспечьте ребёнку разнообразную активность

Занятия спортом или творчеством не только заполнят свободное время ребёнка, но и снимут накопившееся напряжение.
В некоторых случаях может помочь спокойный рассказ о последствиях обгрызания ногтей в картинках: грязные руки под микроскопом, картинки глистов, которые заводятся в животике, если грызть ногти.
Когда у крохи серьёзные психические расстройства, а проблема приобрела катастрофические масштабы: чадо грызёт ногти на руках, ногах, обкусывает кожу вокруг пальцев и все испробованные способы борьбы оказались недейственны психологи советуют прибегнуть к помощи невропатолога. Специалист проведёт обследование и назначит соответствующее медикаментозное лечение.

Учитываем возраст

Для детишек 2–4-летнего возраста эффективным методом является заместительный, когда малышу вместо пальчиков предлагают погрызть морковку, яблоко, капусту, поиграть или почитать сказку. Больше играйте, гуляйте вместе. Если малютке предстоит разлука с мамой — он остаётся с няней, бабушкой или же его отдают в детский сад, наиболее безболезненным будет постепенное привыкание к расставанию: начните уходить сначала на 1–2 часа в день. Можно приобрести игрушку — антистресс с приятным на ощупь наполнителем. Тиская такую игрушку в руках, малыш даёт выход накопившемуся напряжению.

Есть специальные маленькие куколки, которые надеваются на пальцы. С помощью пальчикового кукольного театра следует разыграть сценку, в которой «покусанный» пальчик будет просить больше его не грызть и не обижать. Стоит попросить малыша ещё некоторое время походить с куклами на пальцах, 2–3 часов будет достаточно. Главное, чтобы руки были чем-нибудь заняты. Такой способ поможет маме и малышу стать ещё ближе, отвлечёт ребёнка от скуки.

Детский возраст 4–5 лет — подражательный, ребёнок старается подражать любимому сказочному герою, старшему брату, сестре, маме. Главное, выбрать правильный объект для копирования. Можно придумывать истории с приключениями, где главный герой будет смелым, ловким, у него много друзей, при этом ненавязчиво подчёркивать, что он не грызёт ногти. Отрицательного персонажа, наоборот, наделите этой дурной привычкой, особо выделяя, что с ним никто не хочет дружить.

С дошкольником можно доверительно побеседовать, объяснить, почему нельзя грызть ногти, рассказать о последствиях. Может помочь совместный просмотр фотографий детей, страдающих подобной зависимостью или специальных профилактических видеороликов.

Безобидная привычка или болезнь?

Давайте выясним глубинные корни этого тревожного симптома. Родители должны понять всю глубину этого явления: от «безобидной» привычки она может дорасти до стойкого заболевания. Ни в коем случае нельзя «замалчивать» и отмахиваться от проблемы и уповать на то, что все пройдёт с возрастом, — это не так. И никакие одергивания и запугивания не помогут маленькому человеку преодолеть болезненную страсть, которая в будущем грозит обернуться серьёзным препятствием, в том числе для успешных отношений в социуме.

Психологи выделяют целый ряд причин появления такого поведения и разбивают их на две группы: эмоциональные и физиологические.

К эмоциональным причинам относятся:

  1. Последствия отучения малыша от соски и груди: происходит своеобразное замещение одного другим.
  2. Проблемы в социуме, когда ребёнок не может адаптироваться в обществе: в детском саду, в школе, спортивной секции, кружке. Особенно этому подвержены «домашние» дети. Разлука с родителями даже на незначительный срок является для них стрессом.
  3. Эмоционально напряжённая обстановка в семье. Семейные конфликты, ссоры, развод, разлука с отцом или матерью становятся трагедией для ребёнка.
  4. Подражание кому-то. Малыш, не задумываясь, повторяет действия окружающих его людей.
  5. Наследственность. Повышенная возбудимость ребёнка может быть обусловлена наследственными особенностями нервной системы. И радость, и несчастье одинаково будут воздействовать него.
  6. Скука, отсутствие занятия, большое количество свободного времени — причины, побуждающие грызть ногти.
  7. Излишняя педантичность и перфекционизм. Если малыш привык быть во всём лучшим и у него что-то не получается должным образом, такая ситуация его расстраивает. Формируется комплекс. Чаще всего такое наблюдается в семьях, где родители предъявляют своему чаду повышенные требования.
  8. Внутренняя агрессия: недовольство собой, родителями, низкая самооценка. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и просмотр телевизионных программ действует на неустойчивую психику детей.
  9. Многие описания внутреннего состояния ребёнка можно обозначить общим словом — стресс. Это страх, тревога, переживания, напряжение и усталость, перерастающие в невроз.

Физиологические причины: 

  1. Несистематический уход за ногтями. Дети обгрызают ногти, если они отрасли и мешают им, или появились заусеницы, которые воспаляются. Кроха сам пытается таким образом устранить «неудобства».
  2. Удовольствие.
  3. Гельминтоз. Наличие паразитов в организме малыша отрицательно сказывается на нервной системе, чтобы переключиться с неприятных ощущений, ребёнок переключается на ногти.
  4. При недостатке витаминов в организме возникает нервозность и повышается тревожность у детей.
  5. Низкая двигательная активность также является причиной стресса у детей любого возраста.
  6. По мнению некоторых педиатров, главной причиной, провоцирующей пагубную напасть — грызть ногти — является реакция самих родителей. Запрещая это делать и ругая ребёнка, родители провоцируют психическое напряжение у чада, дальнейшее раздражение некогда любящих пап и мам усиливают нервную напряжённость дитя. Получается замкнутый круг: с ростом недовольства родителей усугубляется вредная привычка ребёнка. В итоге ни наказание, ни поощрение не дают ожидаемой реакции.

Фотогалерея: причины онихофагии

Чем будет, если дело пустить на самотёк?

  • Прежде всего, кисти рук будут всегда неопрятно выглядеть, это повредит в том числе и самооценке ребёнка, он будет чувствовать себя неряхой. Со временем ногтевые пластины деформируются и некрасивая форма может остаться с ребёнком на всю жизнь.
  • Постоянные ранки могут вызывать болезненные воспаления и нагноения кожи вокруг ногтя.
  • Микробы с грязных рук через рот попадают в желудок в больших количествах. У детей, грызущих ногти, очень велик риск заражения кишечными инфекциями и гельминтозом.
  • Могут возникнуть стоматологические проблемы с прикусом, дёснами, а также подвижность зубов.

Онихофагия может вызвать остановку здорового роста ногтей и привести к деформации ногтевой пластины

Как отучить ребенка грызть ногти?

Ребенок с кожным вектором не глуп и соображает очень быстро. Если он грызет ногти — это не порок, а тревожный звоночек для родителей: ребенок почему-то ощущает дискомфорт, переживает стресс. Что в его жизни не так? Испытывает ли он чувство защищенности? Помните, что то, что является стрессом для него, может вами таковым и не восприниматься.

Оглянитесь вокруг, поищите причины

Наказываете ли вы ребенка физически? Даже простыми шлепками? Ребенку с кожным вектором очень важно много двигаться: он так в прямом смысле лучше соображает. Когда такого малыша в 2–3 года заставляют больше 10 минут сидеть на одном месте и упорно заниматься каким-то даже самым интересным делом — это стресс для него

Даже в младшей школе ребенку с кожным вектором легче думается в движении, а не сидя.

Никогда в жизни человек с кожным вектором не сможет делать что-то так же качественно, как обладатель анального вектора. И нет такой цели. Не потому, что он плохой, а потому, что ему заданы другие свойства от рождения, подходят другие профессии для реализации, у него другой тип мышления. А навязывая ему такой тип игры или работы, родители (зачастую обладатели анального вектора), сами того не понимая, вгоняют ребенка в сильнейший дискомфорт, стресс, который и тянет за собой эту пагубную привычку — грызть ногти. Причиной для стресса могут стать и другие факторы — все, что идет вразрез с кожными желаниями. Более подробно о них можно узнать на бесплатном вступительном занятии тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Обратите внимание: если ребенок грызет ногти в возрасте до 3–4 лет — это явная проблема не в ребенке, а в его окружении. Скорее всего, мама или же другие лица, которые окружают его, действуют неправильно

Срочно ищите первопричину: все менять надо уже сегодня!

Отучить ребенка с кожным вектором уже достаточно взрослого возраста — ну хотя бы после 5–6 лет — от привычки грызть ногти на самом деле не так уж и трудно. От природы очень гибкие и способные к самоограничению, такие дети, при правильном подходе, вырастают в очень дисциплинированных людей, подчиняющихся правилам и законам. И развивать эти навыки стоит с самого раннего возраста.

Проблема заключается в особенностях кожного вектора, и действовать необходимо именно через него. Не стоит опираться на такие критерии, как красиво — некрасиво, не стоит и запугивать ребенка страшилками: это понятия зрительного вектора и они ничего не дадут. Нельзя бить ребенка, угрожать ему, так же как и смеяться над ним, унижать его достоинство — все это приведет к плачевному результату: могут появиться комплексы, страхи. Более того, под воздействием этого стресса ребенок еще больше будет грызть ногти.

Нужно научить ребенка понимать себя и справляться со стрессом. Необходимо научить его реализовывать свойства своего вектора, получать иное удовольствие, нежели просто грызть ногти. Конечно, от привычки сложно отказаться, тем более когда тебе всего 6 или 10 лет.

Наши дети имеют огромный потенциал и прекрасные возможности развития. Видя проблему у ребенка, как, например, желание постоянно грызть ногти, приложите усилия, чтобы понять причину стресса, которая побуждает его на такие действия.

Корректор: Алёна Зееманн

Специальные способы

Смазывание пальцев горькими продуктами. Этот способ наиболее часто используется мамами для борьбы с вредной привычкой. Он довольно действенен. В качестве средства используется сок алоэ, горчица или сок полыни. Можно применять для детей старше 3–4 лет. Актуально применять смазывание пальцев горькими продуктами, если причина проблемы неглубинная (скука, низкая физическая активность, длительный просмотр мультфильмов, перенапряжение). Обычно избавиться от привычки можно за непродолжительный период (от нескольких дней до 2–3 недель).

Использование клейкой ленты или лейкопластыря. Можно обмотать малышу пальчики скотчем или тонким пластырем. Процесс лучше превратить в игру. Носить ленту на пальчиках следует 2–3 часа каждый день. Этого достаточно, чтобы ребёнок постепенно отучался от пагубной привычки

Важно, чтобы она не сильно сдавливала палец.

Горький лак для ногтей. Купите лечебный лак, он часто прозрачный, с зеленоватым (или розовым) оттенком, а главное, с очень горьким вкусом и долгим послевкусием

Отзывы о лаке положительные: играя — лечим. Его хорошо применять во время игры и вместе с малышом делать маникюр, используя специальные пилочки и щипчики для детей. Пусть кроха тоже попробует нанести на ноготки маме специальный состав. Красить ноготки таким лаком стоит раз в 2–3 дня (так как состав достаточно быстро стирается или сгрызается). Средство безопасно для здоровья. Период лечения может занять от 4–5 дней до нескольких недель. Все зависит от масштаба проблемы.

Почему ребенок грызет ногти?

Прежде чем искать ответ на вопрос «Что делать, если ребенок грызет ногти?», стоит все-таки задуматься над более глубоким вопросом: почему он это делает? Что заставляет ребенка грызть ногти? Что толкает его к этому действию?

Ведь если задуматься и присмотреться, никто не заставляет ребенка грызть ногти. И нам приходится констатировать факт:

Ребенку приносит удовольствие грызть ногти. В какой-то момент он наталкивается на это действие и не может отказаться от него. Даже понимая, что это действие может принести ему неприятности, как например, наказание или стыд, он не в силах отказаться от него.

То есть действие идет от желаний ребенка, а не в противовес им. Ребенок по какой-то, как нам кажется, необъяснимой причине хочет грызть ногти. Почему он это делает?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо воспользоваться теоретическими знаниями по психологии. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана подробно описывает первопричину такого поведения у некоторых детей. А именно у детей с кожным вектором. Их легко определить: юркие, быстрые, ловкие. Они могут показаться лентяями, если предложить им убрать в комнате или помыть посуду, но они сразу становятся самыми работящими на свете, как только узнают свою пользу от того же действия.

Статья «Юркий ребенок» станет великолепным подспорьем для родителей в воспитании таких детей.

Одна из черт, по которым легко определить кожного ребенка, — это его суетливость, стремление к убыстрению, нервные, быстрые движения в моменты стресса. Это все идет от внутреннего, врожденного устремления человека с кожным вектором экономить время, тратить его на что-то выгодное, полезное, нужное. Он нацелен на быстроту, изменение. И, как следствие, не терпит все однотипное, повторяющееся, монотонное. Учить уроки, читать книгу, сидя на одном месте на протяжении больше 10 минут, — для маленького представителя кожного вектора это настоящая проблема. Ему скучно, неинтересно.

Ребенок с кожным вектором грызет ногти, когда испытывает стресс. В будущем это действительно перерастает в привычку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: