Ошибка № 8. Отучать ребенка от привычек
Чтобы не перегружать нервную систему малыша, не отучайте ребенка от привычек, которые у него сформировались во время адаптации к детскому саду. Например: сосания соски, пальца, засыпания с бутылочкой и т.д. У него в жизни сейчас итак много изменений и лишнее напряжение ему ни к чему.
От привычек малыша можно отучать либо до садика, либо когда его адаптация уже прошла хорошо и он ходит в садик спокойно.
Мы разобрали с вами распространенные ошибки, которые вы теперь точно не совершите. Теперь вы сможете оценить плюсы и минусы детского сада и постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.
Шаг 7. Повышаем статус ребенка
Иногда нежелание ходить в садик объясняется низким статусом ребенка в группе. Возможно, он слишком маленький среди остальных детей или слишком молчаливый и скромный. Возможно, у него есть особенности внешности или характера
В таком случае крайне важно заручиться поддержкой воспитателя и постараться поднять репутацию малыша. Это может быть какая-то особенная необычная одежда (костюм супергероя, принцессы), роль «тренера» на утренней зарядке (если ребенок сам готов к такому) или любое действие, позволяющее малышу почувствовать себя успешным
– Для повышения статуса ребенка можно, например, сделать так, чтобы он несколько дней приносил свою любимую интересную игру. При этом задача родителей – натренировать малыша дома, чтобы в этой игре он всегда ощущал себя победителем без поддавков.
Плаксивость, истерики и болезни
Самыми распространенными психологическими проблемами, свойственными ребенку, который приходит в младшую группу, являются плаксивость и истерики. Здесь не нужно раздувать проблему и причислять чадо к «недетсадовским». Успокоительные средства может назначить только педиатр, да и то если в них есть необходимость. Родителям нужно самостоятельно искать подход к малышу. Лучшей тактикой станет доброжелательность и понимание. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и заставлять, это только усугубит ситуацию.
Как уже было упомянуто, находясь дома, дети в значительно меньшей степени сталкиваются с вирусными и инфекционными заболеваниями, чем в детском саду, однако есть и обратная сторона. Всем известно: существует множество заболеваний, переболеть которыми лучше в детстве, поскольку для взрослых они могут быть очень опасны. Иммунитет, перебарывая новых для него возбудителей, становится более крепким. Снизить риск возникновения простудных заболеваний, особенно в период адаптации, можно, если начать посещение садика в теплое время года.
Болезни и детский сад
Как бы ваш ребенок не был подготовлен к саду, на первых месяцах посещения сада болезни неизбежны. И всему виной стресс, который снижает иммунитет. Поэтому не стоит совмещать выход мамы на работу и начало посещения детсада. Ведь больничные, которые придется брать маме на работе, неизбежны и руководству они вряд ли понравятся.
Лучше всего приучать ребенка к саду находясь в отпуске или же иметь на подхвате бабушку. Болезни — это, возможно, единственный отрицательный момент ходьбы в сад. Так как основные болезни малыш подхватывает именно в саду от других деток.
Однако врачи утверждают, что этот факт не является отрицательным. Ведь не зря большинство болезней принято называть детскими. Ветрянка, краснуха, корь у деток проходит более спокойней, чем у взрослых. Но иногда врачи начинают утверждать, что пока не надо приучать ребенка к садику. Почему так происходит? Скорее всего это из-за того, что ребенок постоянно болеет и одна болезнь плавно переходит в другую.
И этот процесс для мамы кажется бесконечным. Всему виной снижение иммунитета, которое ранее было спровоцировано стрессом. А заболев, ребенок снова оказывается в привычной для себя обстановке, дома с мамой. И тогда ребенок начинает понимать, что когда он болен, то остается рядом с мамой. И тогда образуется замкнутый круг, с которого крайне трудно вырваться.
Первые болезни ребенок приносит из сада
Чтобы не столкнуться с такой неприятной ситуацией, главное, правильно подготовить малыша к посещению детсада и общению с детским коллективом, и тогда ребенок быстрее адаптируется.
Публикация «Как грамотно подготовить ребенка к детскому саду, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• Ребенок не перешел на один дневной сон
• Ребенок сторонится детей и гуляет без компании или постоянно в коляске
• Ребенок ложится спать позже 21.00
• Уходя из дома без ребенка, вы не приучили его прощаться у дверей
В рамках адаптации самая большая ошибка родителей ориентироваться на месяц. У детей полная адаптация идет 60 полных дней без длительных перерывов на болезни и говорить о хорошей адаптации можно только через 3-4 месяца.
Зачем нужно вообще это подготовка к детскому саду? Представьте, что вы работали на одном месте год и вынуждены перейти на работу в другую компанию на те же должностные обязанности. Приходите и понимаете, что функционал один, но делают там все совершенно по-другому, соответственно ваш процесс адаптации к новой работе затягивается, а если бы делали так же-ваша НС отдыхала бы.
Итак, предлагаем вам постепенно внедрять в обычную, «додетсадовскую» жизнь ребенка навыки и привычки, составляющие основу жизни в детском саду и это будет стабилизировать его нс во время адаптации
И чем больше у ребенка моментов, которые будут повторяться и дома и в садике, тем легче он адаптируется
А теперь, собственно, о навыках и привычках:
Ребенок есть и пьет только за столом, даже яблочки и сок
1. После еды ребенок относит тарелку в раковину или ставит возле нее
2. После прогулки, даже если вы снимаете обувь, на место обувь ставит ребенок
3. Повесьте нижние крючки в ванну и возле входа, чтобы р ебенок мог сам повесить свою курточку и полотенце
4. Также перед тем, как уходим с прогулки домой, учим ребенка собирать свои игрушки.
5. Перед каждым сном ребенок складывает и вешает вещи на стульчик.
6. Учим ребенка мыть руки после горшка, после улицы, перед едой и после еды
7. Дневной сон- с 12.30, ночной-не позже 21.00
Что еще крайне важно для успешной адаптации к детскому саду?
Во-первых, ребенку важно рассказать, что его ожидает в деталях. Где он будет раздеваться, что детки делают в саду, как вы будете прощаться с мамой
Мы с тобой обнимемся, я скажу тебе: «Пока, пока!» и мы попрощается, в это время вы поиграете, почитаете книжки, посмотрите игрушки, а я пойду и т. д. Через два часа я приду (в это время я буду заниматься)
Во-вторых, необходимо с ребенком играть в детский сад, главное в этой игре-проработка момента оставления детей в детском саду. Уход мамы, занятия малыша в саду и приход мамы.
В-третьих, важно заранее познакомить ребенка с территорией детского сада. Приходите гулять возле садика, рассматривайте его, обсуждайте, какого цвета крыша, забор из чего сделан
Адаптация закончилась, если ребенок начал общаться с детками/взрослыми, снизилась тревожность, возник интерес к игрушкам, восстановился аппетит и сон.
Важный момент: если мама не обманывала малыша, приходила за ним вовремя-ребенок будет ей верить.
Главное-сохранять спокойствие, рассказывать всем знакомым при ребенке, какой замечательный сад, игрушки и воспитатели.
Ни в коем случае не говорить плохо о д/с в его присутствии, не пугать детским садом!
В добрый путь!
Идем в садик
Как же сделать оптимальной адаптацию, когда ребенок начнет ходить в садик? Нужно помнить, что совсем без стресса обойтись не удастся. Малышу в любом случае нужно будет время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но родители могут сократить этот период своими правильными действиями. Первое, что здесь нужно помнить, – постепенное увеличение времени пребывания крохи в новом месте.
Первые несколько дней ребенок должен проводить в саду не больше 1–2 часов с утра. Затем время можно увеличить еще на час. Еще через несколько дней – снова добавить час. Постепенно (примерно через 2–3 недели) ребенок привыкнет оставаться в саду и на обеденный сон, а после сможет проводить здесь весь день.
Что еще могут сделать родители в этот период, чтобы облегчит малышу привыкание?
- Используйте придуманный ритуал прощания, позволяющий крохе легче вас отпустить. Не показывайте своей тревоги или волнения. При этом обязательно говорите ребенку, что заберете его, объяснив на понятном ему языке, когда именно (после прогулки, после игры в группе, после обеда, после сна).
- Если крохе сложно расставаться утром с мамой, пусть первое время его приводит папа (скорее всего, с ним малыш будет вести себя более сдержанно и меньше страдать от разлуки).
- Если и это будет сложно, сделайте дубликат ключа от квартиры и оставляйте его в шкафчике дочки или сына. Объясните, что без ключа вы домой не попадете, поэтому обязательно придете за малышом, заберете ключик и вместе пойдете домой.
- Первое время давайте чаду с собой в садик его любимую игрушку – пусть она ждет его там.
- Купите две одинаковые пижамки – одну для дома, другую для садика. Это также поможет крохе быстрее привыкнуть к новому месту.
- В этот период больше проводите времени с ребенком, чаще говорите, что вы его все так же любите, гордитесь его самостоятельностью, его достижениями. Храните дома его садовские поделки и чаще хвастайтесь ими перед друзьями и знакомыми в присутствии малыша.
- Живо интересуйтесь жизнью крохи в новом коллективе: что делали, что кушали, с кем подружился, во что играли. Если он поделится какой-то проблемой в общении с одногруппниками, обыграйте ее в виде сказки с игрушками, покажите, как герой сказки (зверушка, например) вышел из положения. Так ребенок будет чувствовать вашу поддержку и учиться справляться с проблемами.
- Помните, что в адаптационном периоде у крохи накапливается множество эмоций, требующих выхода. Дайте им этот выход, гуляя на площадке, бегая, прыгая. Возможно, ему понадобится больше обнимать вас, чаще сидеть у вас на коленях.
- Обеспечьте ребенку полноценный ночной сон. Тогда следующий день пройдет более спокойно и продуктивно.
И главное – проявляйте терпимость к изменившемуся характеру ребенка. Помните: это происходит потому, что ему сейчас трудно, он нуждается в вашей поддержке.
Какие способы дети используют?
- Истерика («оружие» широкого спектра действия — от нытья до припадка).
- Притворная беспомощность – «мама все сделает сама, потому что непременно пожалеет меня». Дети жалуются, что не могут обуться, одеться, что они устали, у них болит голова. Часто таким способом пользуются, когда не хотят идти в детский сад.
- Напускная воинственность. Такой способ выбирает манипулятор с характером. Он пытается воздействовать на окружающих драками, ссорами. Обычно спокойный ребенок вдруг может стать настоящим террористом, если очень захочет получить желаемое.
- Болезнь или ее симуляция. Если малыш прочно усвоил, что мама и папа готовы сделать для него все, когда он болеет, то может начать использоваться это в личных целях. Он будет демонстрировать слабость, жаловаться на головные боли, добровольно ложиться в постель и даже пить микстуру, ведь после этого родители обязательно разрешат ему больше, чем обычно, купят заветную игрушку и сладости.
- Лесть. Этот способ встречается довольно часто. Прежде чем что-то попросить, малыш наговорит комплиментов, обнимет, поцелует родителей. Но не обольщайтесь, он пошел на лесть, чтобы получить желаемое.
…и истерикам
«Самое страшное для ребенка — это потеря значимого взрослого, которым является родитель. И чем младше ребенок, тем больше он зависит от него, ведь взрослый — это гарантия жизни ребенка, залог его безопасности и уверенности в том, что он любим, принят и защищен, — объясняет Екатерина Левина. — И когда мама прощается с малышом в раздевалке, ему может быть очень страшно, особенно если в его жизни был опыт покидания. Отсюда и вопросы: “А ты за мной приедешь? А точно придешь?”. В момент, когда это происходит, поверьте, что для ребенка ваш уход — это сильное переживание
И важно поддержать малыша, не обесценивая его чувства»
Но несмотря на все это, помните, что все скандалы малыш закатывает для родителей, а с воспитателями в группе этого почти не бывает. «Конечно, любой маме трудно видеть плачущим своего ребенка, и тем более оставлять его одного в таком состоянии. Но если потакать ему, то эти слезы не кончатся никогда. — уверяет Елизавета Тюрина. — Более того, и это проверено не на одном десятке детей, стоит уйти маме бьющегося в истерике ребенка, и через полторы минуты он совершенно спокоен и занимается в группе своими делами».
Совершенно не обязательно ваш ребенок будет с трудом вставать по утрам, упираться по дороге в садик, устраивать вам скандалы в раздевалке и страдать от тяжелого адаптационного периода — возможно, он с радостью воспримет эти изменения в его жизни
Но родителям важно быть готовым к тому, что это очень вероятный сценарий. Вот несколько советов тем, у кого адаптация проходит тяжело:
Будьте внутренне уверены в том, что это необходимо. «Если родитель твердо знает, что ему нужно уходить, ребенку будет легче смириться с расставанием. А если родитель тревожится, то метаться будет и ребенок», — уверена Екатерина Левина. Объясните малышу, что вам необходимо уйти, но вы обязательно вернетесь за ним. Уверенности вам несомненно прибавит и осознание того, что вы оставляете своего ребенка в надежных и заботливых руках.
Помните про кризис 3-х лет. О том, что это такое, вы можете подробнее прочитать здесь. Часто ребенок отправляется в сад в самый разгар кризиса трех лет, и этот факт может усложнить и затянуть период адаптации малыша к саду.
Позвольте ребенку грустить. Ребенок имеет право на свои чувства. «Вместо того, чтобы ругать малыша за слезы, разделите его переживания: “Мне тоже очень грустно, что мы расстаемся, но мы обязательно встретимся вечером…”, или “Мне жаль, что тебе не хочется идти в сад, но это необходимо…», — рекомендует Екатерина Левина.
Заведите ритуал прощания. Оставляя ребёнка в детском саду, постройте с ним планы на вечер, например, вместе сходить на горку или почитать любимую книжку. Обязательно выполните их, а на следующий день придумайте новые.
Попросите кого-то другого. Если истерики долгое время не кончаются, необходимо выключить из процесса того, на кого интенсивнее всего реагирует ребенок: помните, что малыш не оставит попыток воздействовать на вас, если будет видеть, что вы на это откликаетесь. Пусть в сад малыша приводит тот, с кем ребенку легче расставаться.
Не пугайте малыша садом. «Будешь плохо себя вести — пойдешь в сад!», «Не успокоишься — не приду за тобой!» — так очень часто родители унимают разгулявшегося ребенка. Екатерина Левина предостерегает от этой ошибки: «Задача родителей — показать ребенку сад в позитивном ключе, а не сделать его местом исполнения наказания. Ищите другие способы воздействия».
Выходите из дома пораньше. Не факт, что можно что-либо сделать, чтобы истерика закончилась. Но если вы знаете, что вас ждет в раздевалке сада — выходите из дома раньше, начинайте ее профилактику по дороге. Ведь если времени впритык, и вам некогда пообщаться с малышом, у него создастся ощущение, что вы хотите поскорее избавиться от него. А это вряд ли вам поможет.
Доверьтесь воспитателю. Вы ведь уже общались с воспитателями и заведующим сада, уверены в их профессионализме и без сомнений привели к ним своего малыша. Если ничего не помогает, если на пределе сил уже и вы, и ребенок, просто передайте малыша в руки воспитателя, который найдет способ договориться с ребенком. А в случае, если ему это не удастся, он обязательно позвонит.
Мамочка, останься!
Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.
Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.
Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.
Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.
Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе. Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети часто болеют, так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям.
Ошибка №4: Быстрые сборы в садик
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик
В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д
Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия
Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад
Перечень книг, игр и материалов для адаптации детей в детском саду
Книги
- «Конни идёт в детский детский сад», Л. Шнайдер
- «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад», А. Ласточкина
- «Мышонок Тим идет в детский сад», А. Казалис
- «Якоб в в детском детском саду», Н. Бансер
- «Макс в детском саду», А. Грецкая
- «Весёлые пряталки в детском саду», Л. Лейбер
- «Дуся и Поросенок Бобик. Первый день в детском саду», Ю. Беднарек
- «Мой ребёнок ребенок с удовольствием ходит в детский сад», А.Быкова
Игры
- Конструктор Playmobil «Детский сад»
- Панорамка с многоразовыми наклейками «Детский сад» от издательства «Стрекоза».
Статьи
- Когда и в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад?
- Плюсы и минусы детского сада. Как готовить ребёнка к садику заранее?
- Что делать, если ребенок не хочет идти в садик?
- Как будить ребёнка в детский сад.
- Скоро в садик? Ответы на вопросы.
Курс «В детский садик без слез»
Онлайн-курс «В детский садик без слез!» — получите пошаговые рекомендации и помогите ребенку легко и быстро подготовиться и адаптироваться к детскому саду. Без стресса, криков и психологических травм.
Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.
Ошибка №2: Долгое пребывание ребенка в садике
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой.
Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Сколько продлится адаптация?
Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:
- возраста малыша;
- наличия параллельной стрессовой ситуации;
- наличия у родителей других детей;
- степени опеки над ребенком;
- уровня его зависимости от мамы;
- неуверенности, тревожности малыша;
- крепости иммунитета;
- устойчивости нервной системы;
- степени открытости, общительности крохи, и др.
В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.
Легкая.
Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
Средняя (самая распространенная).
Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
Тяжелая (встречается довольно редко).
Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно).
Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки
В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.
Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка
А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее