«не хочу, не буду!»: 8 способов, как приучить ребенка помогать по дому

Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому?

Как заинтересовать ребенка домашними обязанностями

Если словесная мотивация не работает, пора приобщать ребенка к выполнению списку домашних обязанностей другими способами:

  • Вдохновляйте;
  • Будьте настойчивы;
  • Действуйте тактически.

Что это значит? Роль вдохновителя естественна для родителей: глядя на маму, колдующую над пирогами, девочки очаровываются искусством кулинарии. Мальчишки же находят неподдельный интерес в том, чтобы вместе с папой забить гвоздь или вкрутить шуруп.

Если личный пример не помогает, в случае с ребенком дошкольного или младшего школьного возраста резонно проявлять настойчивость и общаться с позиции знающего родителя. Это не значит, что вы должны постоянно разговаривать в формате ультиматумов, но кратковременное использование силовых инструментов в семье, где в целом царит взаимопонимание, эффективно.

Родитель-тактик применяет методы, которые косвенно указывают на предпочтительность выполнения обязанностей. Например, разбросанные игрушки можно сложить в кровать ребенка: так скорость их перемещения в предназначенную для этого корзину возрастает.

Составляя график домашних обязанностей для детей, советуйтесь и обговаривайте их с младшими. Создайте напоминания – графические или текстовые, которые можно повесить на холодильник, магнитную доску. Хорошо работает поощрение за проделанную работу в виде сладостей или игрушек.

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.

Закрепите за ребенком определенные домашние обязанности

Чтобы закрепить за ребенком определенные домашние обязанности, необходимо составить план, в котором будут предусмотрены ежедневная несложная работа и вознаграждения за нее. Но это не должно выглядеть так, будто вы платите ему за то, что он делает. Это не наемный ребенок, он должен получать удовольствие от процесса. Работа не должна возникать спонтанно, предупреждайте о ней хотя бы за день. Так должно продолжаться до тех пор, пока он сам не начнет находить себе дела по дому. Во взрослой жизни такие дети не будут испытывать дискомфорт, столкнувшись с бытовыми проблемами, что поможет им добиться целей.

Воспитывая трудолюбивого и ответственного человека, не забывайте, что детство должно быть счастливым. Говорите своим детям, что любая работа – это счастье, ведь она позволяет добиться нужного результата и получить удовольствие. Поняв это, они вырастут энергичными людьми, которые не будут откладывать жизнь на завтра.

Порядок в детской комнате

Комната, в которой ребенок проводит много времени, должна соответствовать санитарным нормам. Для поддержания чистоты и порядка в ней нужно проводить два вида уборки:

  • ежедневную – проветривание помещения, заправка кровати, раскладывание одежды и игрушек по местам, протирание мебели влажной салфеткой, мытье пола;
  • генеральную – два раза в месяц стирка текстиля (постельное белье, шторы, пледы), мытье стекол, светильников, чистка ковров.

Для быстрой и качественной уборки нужны салфетки и тряпка для пола из микрофибры, спреи и жидкие средства для уборки детских комнат. Поддерживать порядок проще с современными системами хранения:

  • подвесными органайзерами для мягких игрушек, мелочей, любимых книг, одежды, обуви;
  • ящиками на колесах, корзинами, пластиковыми боксами;
  • пегбордами – настенными, перфорированными панелями, на которые можно вешать корзинки, полки, крючки.

Система хранения для «Лего»

Игровая зона с открытыми полками для собранных моделей и фирменными коробками для деталей «Лего» даже во время творческого процесса выглядит стильно. В красивые боксы дети быстро и с удовольствием собирают элементы конструктора.

Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому?

Заставлять – нет, приучать – да. Детям свойственно поступать от противного, если ребенка принуждают к чему-либо, у него тут же появляется стойкая антипатия к этому виду деятельности.

Ребенку кажется, что его эксплуатируют или наказывают, заставляя отложить в сторону игры и заняться уборкой.

Но привлекать детей с малых лет к работе по дому нужно обязательно:

  • Во-первых, это отличная возможность сделать что-то вместе, ведь у мамы зачастую не хватает времени просто посидеть и поиграть с малышом.
  • Во-вторых, ребенок должен учиться выполнять работу по дому, ведь эти навыки развиваются только на практике.

Когда чадо подрастет, будет учиться и жить в общежитии без родителей или женится/выйдет замуж, окажется, что человек совершенно не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе и своем жилище.

Еще один момент – родительская похвала за успешно выполненное дело и оказанную помощь повышает самооценку ребенка.

Малыш чувствует свою значимость, сам видит результат своего труда и получает одобрение со стороны авторитетных взрослых.

Как приучить ребёнка к домашних хлопотам

Родителям следует знать и помнить, что они являются для своих детей самым ярким примером для подражания. Чаще всего мамы являются примером для девочек, а папы — для мальчиков. Хотя бывают исключения, но факт остаётся фактом.

Сначала ребёнок наблюдает за родителями, за тем, что они делают, а затем и сам хочет принимать участие в процессе. Поэтому собственным примером показывайте чаду, что уборка, мытьё посуды, приготовление пищи и прочие домашние дела — это неотъемлемая часть семейной жизни, где у каждого есть свои обязанности.

Не бойтесь показывать малышу, что вы нуждаетесь в помощи. Ведь дел по дому так много, и у вас может не хватать времени что-то выполнить. Попросите о помощи своего ребёнка. Дайте ему такое поручением, которое малыш без труда сможет выполнить сам.

Прививать интерес ребёнка к домашним хлопотам необходимо с самых ранних лет. Некоторые психологи советуют тренироваться на игрушках. К примеру, когда мама готовит для всех ужин, дочка может в это время играть с каким-нибудь кукольным набором, в который входят игрушечные продукты.

Или пока папа мастерит или чинит что-нибудь, сын в это время может тоже «помочь» ему своими детскими инструментами. Может, совет не так плох, но другие психологи рекомендуют всё же абстрагировать помощь ребёнка в реальных делах. Ведь малышу не составит большого труда помогать маме доставать продукты во время готовки, подавать ей кухонную утварь, или помочь что-либо помыть для приготовления.

Как и в помощи папе — ребёнок может подавать инструменты, или же забить маленький гвоздик, закрутить болтик. Подходите творчески к этой помощи. Таким образом это поможет вам сблизиться с ребёнком и поднимет вам обоим настроение.

Не ставьте помощь по дому в качестве наказания, по типу:

  • «Получил плохую отметку — моешь сегодня посуду»;
  • «Не слушаешься родителей — убираешься в квартире»;
  • «Не захотел(-а) выгуливать собаку — всю неделю вычёсываешь ей шерсть» и т.д.

Все эти дела и так необходимо делать, вне зависимости от поведения или оценок ребёнка. Такой подход к принудительной уборке отобьёт у ребёнка всякую охоту помогать вам.

Чтобы ребёнок не бросал начатое дело, не доделывайте за него какую-либо обязанность без необходимости. Вы можете помочь ему — показать, как делать правильнее или быстрее, но переделывать это при нём.

Не распределяйте обязанности ребёнка в зависимости от его пола. И мальчики и девочки должны уметь мыть посуду и пол, пылесосить и вытирать пыль, различать инструменты и уметь ими пользоваться.

Как мотивировать ребенка на домашние дела?

Любая семья на определенном этапе сталкивалась с тем, что дети не помогают родителям. Что делать в подобном случае?

Заставить ребенка силой родительского авторитета и каких-либо наказаний можно, и на какое-то время этого хватит, чтобы дела выполнялись. Но очень вероятно, что из-за чувства противоречия и нелюбви к принуждениям чадо прекратит делать то, что требуется, сразу, как только увидит, что его не проверяют или не наказывают.

Да, таким образом вы не получите чистюлю-аккуратиста. Но ребенок (подросток тоже) должен прощупать рамки своей вседозволенности в социуме, и понять, чем вызваны родительские принуждения: отчего фактически становится плохо, если никто никому не помогает.

Родительский пример — лучшая мотивация для труда

Может статься, что ребенок и не ощутит дискомфорта – возможно, его не смущает беспорядок или отсутствие какой-либо еды, кроме чипсов. Опять же, продемонстрируйте то, что от бездеятельности пострадают так или иначе все – он не поможет поддержать приемлемый для всех порядок, ему не помогут сохранять его «домашнее мироустройство». Не дадут заработанные не им карманные деньги, не купят краски, не постирают любимую футболку, не помоют любимую чашку, не найдут чистую пару носков, и т.д. Ругать и стыдить не надо – но никакой ответной помощи!

А еще очень нужно рассказать про удобство разделения труда в ячейке общества, и предложить ребенку выбрать, что бы он мог и хотел делать для всех, а от чего взамен мог бы отстраниться. Можно даже собраться всей семьей и разделить занятия, а всеми нелюбимые дела распределить голосованием или жребием. Видя, что все в его окружении готовы мирно договариваться о помощи друг другу, ребенок наверняка захочет влиться в эту семейную атмосферу.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.

Советы родителям – что нужно делать?

  • Работать сообща. Не следует отвергать помощь ребёнка, отправляя его поиграть. Лучше предложить ему заняться хозяйством вместе. Малышу можно доверить мытьё овощей, детишки постарше увлечённо будут замешивать тесто, накрывать на стол или резать салаты. Но здесь необходим присмотр, чтобы обошлось без травм.
  • Развитие малыша можно совмещать с выполнением домашней работы, например, рассказывая сказку о Золушке, можно вместе заниматься уборкой квартиры. Раскладывая игрушки, можно повторить, какие они имеют цвета.
  • Уборку можно превратить в весёлое занятие, особенно это актуально для раннего возраста и для случаев, когда малыш пытается увильнуть от помощи по дому. Например, посуду можно мыть с помощью «волшебных пузырей», а уборку игрушек обставить, как поиск клада.
  • Учитывать желание и возраст ребёнка. Для достижения наилучших результатов желательно составить список домашних дел, наиболее соответствующих возрасту и характеру ребёнка, а потом из этого списка предложить ему самому выбрать подходящее дело.
  • Непременно благодарить за помощь либо простым «спасибо», либо стимулирующими словами, понуждающими ребёнка ещё активней подключаться к работе. Сказать, что он лучше всех чистит картошку или пропалывает грядки.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за…». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» — ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование — можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд — мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории — полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

6) И другое…

Забиваем гвозди

Почти у каждого малыша есть игрушечный молоточек. Вот только что с ним делать, кроме того как стучать по мебели и получать замечания от родителей, едва ли кто знает. Предложите крохе забивать «гвозди». Возьмите картонную коробку потолще и проделайте в ней отверстие чуть меньше диаметра палочек от мороженого или для суши. Подойдут даже незаточенные карандаши. Ребенок должен попадать по «гвоздю» молотком, добиваясь его исчезновения в коробке.

Волшебный горшочек

Выделите ребенку горшочек для цветов и расскажите, что он сам может вырастить в нем фасоль. Для этого возьмите несколько фасолинок и положите их между двумя мокрыми тряпочками на блюдце. Предложите малышу на следующий день проверить фасоль и снова смочить тряпочки. Когда вы обнаружите, что фасоль проросла, посадите ее в горшочек с землей и снова полейте. Каждый вечер проверяйте с ребенком сухость почвы, следите за поливом и наблюдайте за быстрым ростом растения!

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

Какие обязанности ставить перед ребёнком

Учитывайте интересы ребёнка, прежде чем приучать его выполнять какие-либо обязанности по дому:

  1. Одним малышам нравится делать всё и сразу, и с этим проблем нет — просто давайте ему посильные поручения, которые необходимо сделать.
  2. Вторым нравится ухаживать за домашними питомцами и/или комнатными растениями, поэтому другую работу по дому они делают весьма неохотно. Ничего страшного. Пускай в обязанности ребёнка входит забота о растениях — полив, обрезка сухих листочков, рыхление и подкормка, пересадка; или животных — кормление, мытьё мисок, вычёсывание, купание, выгул и игры. В таком случае и вам плюс — снимается одна из домашних забот, и ребёнку весело и интересно проводить время помогая вам.
  3. Третьи дети любят наводить порядок, рассортировывая всё по полочкам. Отлично! Сообщите ему об обязанности складывать всё по своим местам — свои игрушки и вещи, мелкие предметы, разбросанные по квартире, продукты и инструменты.
  4. Четвёртые — любители творчества. Им нравится мыть полы и посуду, помогать в приготовлении разных блюд. Не бойтесь, что ребёнок разобьёт тарелку и поранится — объясните ему, как делать это аккуратно и безопасно для себя.

Суть игры

Нам необходимо сделать маленькие (около 10–14 см) баскетбольные кольца по количеству взрослых/взрослеющих членов семьи. Разместить кольца, подписанные именами играющих, на стене или шкафу, снизу установить коробочки. Над рядом колец (или на полу, под ними) установить ящичек с пока еще общими шариками для пинг-понга. Вы будете играть в домашний баскетбол, его вы могли видеть под названием «бумажный баскетбол» в офисных вариантах. На шариках кратко написать домашние дела. В течение недели выполнивший ту или иную работу человек берет соответствующий мяч и кидает в свое кольцо. На выходных семья совместно подсчитывает очки на шариках из индивидуальных коробочек и выявляет победителя недели. Победителю обязательно должен достаться приз!

Обратите внимание на нюансы:

Во время сочинения подписей к шарикам не должно получиться так, что мама будет выигрывать постоянно. Для нашей страны естественно, что женщина практически в одиночку справляется с бытом, поэтому и «шариков», с которыми может справиться только она, будет гораздо больше. Что же написать? Мытье посуды — несколько шариков (одна кружка и ложка не считаются), пылесошение, протирка пыли, стирка (или хотя бы разгрузка/сортировка вещей), вынос мусора, выгул домашнего животного, полив цветов, мытье кафеля в ванной, чистка обуви… Не забудьте придумать несколько «шариков» и для мужа, который тоже должен иногда закидывать мячи в корзину.
Призы должны быть обязательно моментальными. Варианты типа: «Мы тебе в следующем месяце сделаем то-то и то-то!» — не подходят. Что можно придумать? Приготовление любимого блюда. Если у семьи на каждой неделе есть «совместное время» (прогулка, настольные или уличные игры), то победителю достается право выбора семейного досуга, может даже получиться так, что ребенок подвигнет вас вспомнить свое детство и покататься на роликах в парке. Выбор фильма или передачи для вечернего просмотра. Можно «подвинуть» режим: лечь спать позднее для ребенка или пропустить утренние школьные сборы для мамы. Постарайтесь не выбирать в качестве награды какие-либо вещи (предметы одежды, мелкую электронику, сладости) — призы должны «обналичиваться» внутрь семьи, сплочать ее.
Постарайтесь правильно помогать ребенку выполнять работу — не говорите: «Дай мне, я тебе покажу, как надо!» или «Ничего у тебя не получается!». Смиритесь с тем, что поначалу половина посуды будет в мыле, а вещи после сушки будут развешены очень неаккуратно. Мягко и ненавязчиво показывайте, как делать правильно, а главное — почему

Обратите его внимание, что «недогулянный» пес по вечерам сильно шумит, что из-за неправильного полива возле донышка горшков с цветами образовались некрасивые подтеки, а чай из мыльной кружки не такой вкусный.

При соблюдении этих тонкостей у вас получится заинтересовать домашними обязанностями всех членов вашей семьи, не только скинуть с себя часть трудностей, но и качественно подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

Как привлечь ребенка к уборке?

  1. Добровольный выбор;

Следует показать ребенку список домашних дел, чтобы он сам смог сделать выбор. Например, ребенок выбрал следующие задания: пропылесосить комнату, полить цветы или  помыть посуду; Следует обучить ребенка этим заданиям

Важно учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и возрастные особенности ребенка; В три-четыре года ребенок может помочь с маленькими домашними делами, например, отнести предмет на место; Дети постарше могут пылесосить и вытирать тарелки, а также поливать цветы (шесть-семь лет); Дети младшего школьного возраста могут выполнять задания посложнее – мыть посуду, пол, гладить одежду

  1. Интерес;

Ребенку должно быть интересно заниматься домашними делами. Не потому, что он, выполнив их, например, получит за это деньги. Такой способ не стоит практиковать. Он не эффективный и очень быстро воспитывает эгоизм в детях;

Попробуйте превратить уборку в своеобразную игру. Приучение к любой обязанности всегда будет проходить 4 стадии:

  • Вы делаете это дело сами, вместо ребенка;
  • Вы делаете это вместе с ребенком, показываете как правильно мыть посуду или поливать цветы;
  • Ребенок делает дело, а вы корректируете, мягко указывая на моменты, которые можно сделать лучше;
  • Ребенок выполняет задание самостоятельно, без вашего контроля.

Любое домашнее дело должно пройти все эти стадии обучения. Если вы дошли до второй стадии и затем перепоручили дело ребенку, не контролируя, то можете получить грязную посуду или залитые растения.

Контроль должен быть всегда на первом этапе, пока вы не убедитесь, что ребенок все понял и может успешно делать дело самостоятельно.

Мы в своей семье иногда пробовали такой способ: каждому домашнему делу начисляются определённые баллы. В конце недели идет общий подсчет и на эти балы можно получить бонус: игру на телефоне, прогулка в парк, билеты в кино (кстати, узнайте из статьи о том, как правильно гулять с ребенком>>>

Но такой способ хорошо работает короткий период, а вот для постоянного приучения к домашним обязанностям не очень подходит.

  1. Поощрение;

Как было указано выше, использование денег – это неверный способ.

  • Поощрять ребенка нужно добрыми словами, объятиями, совместными играми или прогулками;
  • Иногда можно подарить и новую игрушку или желанный подарок;
  • Но не следует ставить условия: «Уберешься в доме – купим тебе игрушку»; следует покупать обновки, подарив их ненавязчивым способом, словно вы решили сделать подарок без повода: за то, что у них растет такой замечательный помощник;
  • Не следует делать поощрение привычным для ребенка делом. Лучше пусть будет приятным сюрпризом.
  1. Не нагружать слишком сильно;
  • Дети тоже устают в садике и школе. У них есть домашнее задание, свои заботы, им хочется поиграть и отдохнуть. Не стоит навязывать детям уборку, заставлять их прибрать вещи, если родители понимают, что малыш сильно устает;
  • Можно дать ребенку несложное домашнее дело. Вряд ли у ребенка с горой домашнего задания будут силы на глажку такой же горы белья;

Приучение к домашним обязанностям – это не дело одного дня. Будут у вас и откаты назад, а где-то будет радость, что ребенок сам подходит и говорит: «Мама, давай я тебе помогу!». Читайте интересную статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

Настраивайтесь на долгий труд, но и результат будет хорошим – ребенок, который во взрослой жизни не впадет в стресс от того, что нужно самостоятельно выполнять столько дел.

  • Почему ребенок не слушается?
  • Ребенок боится темноты
  • Ребенок боится чужих людей

Как постепенно научить детей поддерживать порядок

Для того чтобы научить детей поддерживать порядок, необходимо следовать нескольким простым, но важным правилам:

Объяснить детям важность порядка: Расскажите своим детям, почему порядок является необходимым условием для жизни в комфортном и уютном доме. Покажите им, как легче находить вещи и быстрее справляться с домашними делами, когда все на своем месте. Создать понимание процесса уборки: Объясните детям, что сначала необходимо закончить игру, а затем сложить игрушки на место

Создайте понимание того, что уборка является естественной частью режима дня. Постановить четкие правила: Объясните детям, что нужно собирать все игрушки после игры. Ограничьте время игры и уборки, чтобы дети могли узнать, что такое режим. Делайте уборку весёлой игрой: Попросите детей прибирать вместе – это учит их работать в команде, а также сосредоточиваться на одном объекте. Потеребите их креативность и, возможно, дети сделают из уборки настоящую игру. Поощряйте усилия детей: После того, как дети закончат уборку, поощрите их – спасибо, сладкие угощения, игры вчистую. Этот простой шаг поможет им понять, что уборка является полезной и важной частью рождественского режима

Создать понимание процесса уборки: Объясните детям, что сначала необходимо закончить игру, а затем сложить игрушки на место. Создайте понимание того, что уборка является естественной частью режима дня. Постановить четкие правила: Объясните детям, что нужно собирать все игрушки после игры. Ограничьте время игры и уборки, чтобы дети могли узнать, что такое режим. Делайте уборку весёлой игрой: Попросите детей прибирать вместе – это учит их работать в команде, а также сосредоточиваться на одном объекте. Потеребите их креативность и, возможно, дети сделают из уборки настоящую игру. Поощряйте усилия детей: После того, как дети закончат уборку, поощрите их – спасибо, сладкие угощения, игры вчистую

Этот простой шаг поможет им понять, что уборка является полезной и важной частью рождественского режима

Дети от 4 до 7 лет: мытье посуды и аккуратная обувь

Дошкольники и младшеклассники выглядят уже очень смышлеными и разумными людьми, но по факту их мозг все еще остается незрелым. Они легко и быстро забывают обо всех тех обязанностях, которые взрослые пытаются на них возложить: убрать игрушки, отнести свою тарелку в посудомойку, повесить куртку на крючок и положить грязное белье в стирку. Или вспоминают об этом, но решают, что игра не стоит свеч, уж лучше заняться чем-то более приятным. Конечно, мы можем сердиться на них, но это не самый верный путь.

Другая частая ошибка родителей – откладывать «уборочное» воспитание на потом, а ведь основы характера и базовые навыки формируются до 7 лет. Если до этого возраста малыш привыкнет быть царевичем, потом вам будет очень сложно его «построить».

Как надо

Продолжайте придерживаться стратегии, которую вы ввели, когда ваш ребенок был малышом: обязательно давайте ему посильную нагрузку, но не ругайте за забывчивость.

Очень важно удерживать фокус внимания дошкольника на полезных делах с помощью совместной деятельности и личного примера. Даете задание собрать игрушки? Сделайте это вместе

Хотите научить мыть посуду? Вставайте рядом у раковины и мойте тоже. Вам не нравится раскиданная по прихожей обувь? Зовите детей и вместе с ними раз за разом, день за днем собирайте ботинки и ставьте в нужное место.

Постарайтесь не злиться: в таком возрасте ребенок – все еще немного малыш. Попытки сделать его взрослым прежде времени в будущем могут вылиться в поводы для визита к психотерапевту. Если же вы научите детей помогать вам из любви и желания делать приятно, однажды они обязательно привыкнут к тому, что уборка – неотъемлемая часть жизни.

И максимально поощряйте всякую самостоятельность и попытки помогать. Чем старше становится ребенок, тем шире диапазон его возможностей, тем больше полезных дел ему можно поручать.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: