Когда дети начинают агукать?
Полна тревог и переживаний жизнь молодой мамы – все для нее внове, все сопряжено с излишними переживаниями и вызывает бурю эмоций. Пролетел с космической скоростью первый месяц жизни малыша и мама начинает волноваться – когда дети начинают агукать, как научить ребенка этому искусству?
Во сколько ребенок начинает агукать – дело очень индивидуальное. Но обычно дети начинают общаться с окружающим миром при помощи агуканья как раз на втором месяце жизни. В этот период их речи появляются гортанно произнесенные гласные звуки, которые взрослые и классифицируют, как агуканье.
Вначале малыш использует новое умение для разговора с самим собой, а затем обращает обретенные навыки для диалога с объектами симпатий – родителями и понравившимися игрушками. Частенько малыш таким образом подпевает под пришедшуюся ему по душе музыку.
Как научить ребенка агукать? Никаких специальных приемов для этого нет, просто нужно как можно больше с ним общаться, стараться сопровождать словами любое действие, каждую манипуляцию, проводимую с малышом. Не забывайте, что малыши очень переимчивы и успешно копируют интонацию взрослой речи. Делитесь с малышом своими радостями, не ленитесь поболтать с ним, когда он этого требует
Уделите должное внимание ладошкам малыша – на них расположены точки, тесно связанные с речевым центром в мозгу ребенка. Стимулируя их различного рода пальчиковыми играми, поглаживаниями, новыми тактильными ощущениями вы заодно развиваете и речь ребенка. Очень часто причиной беспокойства становится и то, что успешно и вовремя начав, ребенок почему-то через некоторое время не агукает
Очень часто причиной беспокойства становится и то, что успешно и вовремя начав, ребенок почему-то через некоторое время не агукает
Не беспокойтесь, скорее всего, разгадка в том, что пришло время вашему малышу осваивать новые умения – визжать, пищать и хохотать. Обычно к этим умениям малыш приходит в возрасте 4-5 месяцев, а перед этим на некоторое время замолкает
Очень часто причиной беспокойства становится и то, что успешно и вовремя начав, ребенок почему-то через некоторое время не агукает. Не беспокойтесь, скорее всего, разгадка в том, что пришло время вашему малышу осваивать новые умения – визжать, пищать и хохотать. Обычно к этим умениям малыш приходит в возрасте 4-5 месяцев, а перед этим на некоторое время замолкает.
Если же ребенок замолчал совсем, то есть агукать перестал, а новых звуков в его речи не появляется, то обратите внимание на окружающую его обстановку. Возможно, таким образом у малыша проявляется стресс по поводу каких-либо перемен. Или причина кроется в плохом самочувствии
Или причина кроется в плохом самочувствии
Или причина кроется в плохом самочувствии.
Конечно, все дети индивидуальны и развитие идет у всех разными темпами. Но если малыш упорно не хочет агукать, проконсультируйтесь по этому поводу с педиатром. Быть может его нежелание общаться является результатом каких-либо неврологических проблем.
Когда опускаются яички у мальчиков?
Основа мужского здоровья закладывается у ребенка еще в утробе матери. И сразу после рождения уже можно определить все ли нормально у малыша в половой сфере, нет ли каких-либо отклонений. Так, немало вопросов возникает по поводу опущения и неопущения яичек у мальчиков. |
Как развивать ребенка в 1 месяц?
Все заботливые и внимательные родители хотят заниматься со своим ребенком, чтобы он рос смышленым и здоровым. Но как заниматься с крохой, которому едва исполнился месяц и которого и на руки-то взять боязно? Расскажем об том в нашей статье. |
Когда ребенок начинает видеть?
Малыш приходит в наш мир с уже сформировавшимися органами зрения, но значит ли это, что он может уже видеть? Когда ребенок начинает видеть и как происходит процесс формирования зрения, мы расскажем в нашей статье. |
Когда ребенок начинает ходить?
Все родители в нетерпением ждут первой улыбки малыша, первых попыток сесть и поползти и, конечно же, первых шагов. С вопросом, когда же малыш начнет ходить самостоятельно, связано немало родительских переживаний. Разберемся в нем вместе. |
Когда грудничок должен начать говорить?
Долгожданное «ма-ма» в большинстве случаев ребенок произносит примерно в возрасте 7 месяцев. Однако, специалисты утверждают, что это не является признаком того, что кроха зовет самого дорогого человека на свете — скорее, это «удобный» и легкий для произношения слог.
Согласно нормам, в 10-11 месяцев младенец должен говорить порядка десяти слов, включая подражания, например, «мама», «баба» и других.
А в возрасте одного годика и старше ребенок должен осознанно называть всех членов семьи. В 12 месяцев кроха зовет маму, папу, бабушку и прочих людей, т.к. обращается именно к ним.
Развитие речи после года можно сравнить со «снежным комом». До 18 месяцев кроха осваивает по 6-8 новых словоформ, чуть позже — уже по 8-10 в неделю. А после двух лет на освоение огромного числа новых выражений и конструкций может уходить всего несколько дней.
Кто-то в год говорит 3-4 слова, а кто-то — до 15 и более. Главное, чтобы малыш понимал обращенную к нему речь, а также мог выполнять простейшие просьбы, например, «покажи, где папа» или «иди ко мне».
Даже при отсутствии большого активного словарного запаса, пассивный расширяется, а значит, чуть позже малыш обязательно заговорит. Огромную пользу для развития речи приносят песни, потешки, пальчиковые игры, звукоподражание, различные прибаутки, а также сгибание и разгибание пальчиков и массаж ладошек.
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.
Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:
- отсутствие гуления,
- повышение мышечного тонуса языка,
- неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.
Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.
Как ускорить речевое развитие
Помочь малышу овладеть речевыми навыками помогут простые правила:
Старайтесь обращаться к ребенку почаще. Младенческий возраст – время накопления пассивного словаря. Хорошо, если мама проговаривает все свои действия – идем кушать, купаться, гулять, спать. «Кенгурушка» – незаменима для мамы и малыша. Ребенок все время находится рядом, а мамочка получает возможность рассказать ему о своих домашних хлопотах – моем посуду, готовим ужин, гладим белье
Важно комментировать свои действия мягким спокойным голосом. Дети обожают, когда мама поет колыбельные
Выучите несколько песен и порадуйте грудничка
Вскоре он начнет повторять полюбившиеся звуки, стараться сделать запомнившиеся движения.
Развивать речь важно с первых дней жизни ребенка. Песенки, потешки, детские стихи, скороговорки и просто мамины рассказы об окружающем мире помогут малышу адаптироваться, а со временем самому научиться говорить
Ребенок не агукает в 4 месяца — стоит ли опасаться
Дети в хорошем настроении агукают часто и очень эмоционально. В четыре месяца они уже активно двигаются и громко смеются. Когда подгузники сухие, малыш сыт, здоров, а мама рядом, он с удовольствием общается на языке знакомых ему звуков. Но если кроха в комфортных для него условиях вдруг замолчал, перестал агукать, просто мычит или взвизгивает, понаблюдайте за ним в течение нескольких дней.
Причиной такого внезапного молчание могут быть психологические проблемы. У детей тоже бывают стрессы. Любой негатив в семье отражается на речевом развитии. Спровоцировать молчание может недостаток внимания. Если родители всегда заняты и уделают ребёнку мало времени, он может отреагировать молчанием. Есть и физиологические факторы:
- Незрелость речевого аппарата.
- Проблемы со слухом.
- Неразвитость мимических мышц.
- Неврологические расстройства.
- Последствия перенесённых заболеваний.
Чтобы исключить вероятность отклонений и успокоиться, посетите педиатра. Специалисты помогут выявить и своевременно устранить проблемы со здоровьем.
Нередки случаи, когда ребенок не агукает в 4 месяца и даже не пытается произносить новые звуки. Такое поведение тоже должно насторожить. Что касается непривычного и неожиданного для родителей молчания малыша, по мнению педиатров, такая перемена считается одним из вариантов нормы. Это всего лишь подготовительный этап к освоению новых речевых навыков. Дети всегда делают то, что им нравится и доставляет удовольствие. В какой-то момент им скучно просто агукать
Малыш начинает понимать, что звуками можно привлечь к себе внимание и с любопытством изучает новые голосовые возможности: визжание, цоканье языком, мычание, громкий смех и т. д
Кроме того, в этом возрасте детки активно наблюдают за взрослыми. Они подключают внимание, прислушиваются, к тому, что говорят родители, впитывают информацию, мимику и движения. Им просто некогда отвлекаться на агуканье в процессе детального изучения окружающих людей и пространства.
Умение агукать — о важности навыка в развитии ребёнка
Речь развивается от простого к сложному. Агуканье — это одна из разновидностей речевой деятельности, которую дети осваивают в 3–4 месяца.
Первые тренировки по звукоизвлечению происходят произвольно. В 2–3 месяца этот процесс развит слабо и у крохи получается произносить только гласные. Это становится любимым развлечением, никакого осознанного управления звуковыми цепочками в этом возрасте не наблюдается.
Активное, сознательное и эмоционально окрашенное агуканье отмечается в 4-месячном возрасте. Звуки становятся способом общения со взрослыми и любимыми игрушками. В этот период формируется способность управлять мышцами нёба. Малыш осваивает первые согласные «г» и «х», и в сочетании с гласными выстраивается традиционное и долгожданное для родителей «Агу».
Что должны делать родители
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно раньше выучил все звуки и заговорил, то заниматься с ним можно прямо с рождения. Вы мне можете сказать, что малыш в первый месяц жизни постоянно спит, ладно, тогда со второго приступайте).
- Все действия, которые вы выполняете вместе с ребенком, описывайте словами, показывайте малышу простые интересные предметы и говорите, как они называются. Делайте это спокойным монотонным голосом и сохраняйте на лице улыбку.
Меняете памперс – разговариваете;
Купаете в ванночке – говорите с ребенком;
Носите на руках – подходите к предметам и рассказывайте про них.
- Когда малыш начнет произносить первые свои буквы и слоги, вы можете повторять за ним. Пробуйте добавлять в речь ребенка некоторые согласные и составляйте новые слоги. Он сказал что-то – вы повторили за ним, плюс добавили свое.
- Не нужно сюсюкать и кривить ребенка. Сюсюкать очень любят люди старшего поколения, если они делают это очень часто, то нужно аккуратно намекнуть им, что так делать не стоит.
- Массаж ладоней малыша хорошо способствует развитию речи. Вы можете делать легкий массажик плюс купить малышу каких-нибудь игрушек, которые развивают моторику пальцев.
Небольшой мячик с пупырышками будет идеальным вариантом, наш малыш очень любит крутить его у себя в ручках.
Что делать, если ребенок не гулит
Если ребенок перестал гулить, а это может случиться и в 3, и в 4, и в 5 месяцев, или гулит мало, оцените состояние малыша. Если он жизнерадостен, здоров, адекватно реагирует на то, что происходит вокруг, — волноваться причин нет.
Попробуйте следующее:
- поиграйте в пальчиковые игры, например, сорока-ворона, ладушки;
- сделайте мягкий массаж ладошек;
- почитайте стишки, потешки, делая акцент на проговаривании отдельных звуков, например, звуков живой природы;
- дайте в ручки малышу предметы различной фактуры, под своим наблюдением, разумеется;
- больше общайтесь эмоционально.
Бывают и просто молчаливые здоровые дети, предпочитающие слушать и наблюдать за происходящим вокруг. Не забывайте об индивидуальности вашего малыша и больше разговаривайте с ним, чтобы общение стало взаимным.
Если ребенок не агукает и не гулит, и при этом у него отсутствуют реакции на внешний мир, на обращение к нему, то следует обратиться за помощью к специалисту: это может быть нарушение слуха или какие-то неврологические проблемы. Педиатр, отоларинголог, невролог установят причины молчания вашего малыша и дадут квалифицированные рекомендации.
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Основные вехи в развитии языка до года
Органы и мышцы, важные с точки зрения развития речи (губы, язык, слух), как правило, развиты у детей с рождения. Однако в первые 4 недели жизни новорождённые только кричат. Проявляют и развивают разные виды плача.
Крики от голода, боли или усталости обычно отличаются. Одни и те же буквы произнесенные разными интонациями могут говорить как о протесте, недовольстве так и о детском восхищении. Громкость произношения для каждой интонации также различна.
Гуление и агуканье у грудничков – предшественники развития речи. Это важный этап речевого развития младенца, ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных(членораздельных) звуков, но пока не произносит внятных узнаваемых слов.
2 месяца
Второй месяц жизни приносит долгожданную улыбку. Примерно в 1–2 месяца младенец не только кричит, но и «поет» — издает звуки «ааа-гуу», «а-гыы», «г-ыы» и другие. Ребенок гулит, агукает на фоне положительных эмоций, двигательной активности, в приподнятом настроении. Гуление и сопровождающий его «комплекс оживления» взаимосвязаны. Ребёнок также может спонтанно и беспрерывно «болтать» в спокойном состоянии, лёжа у себя в кроватке.
Младенец в возрасте 2–3 месяца уже может распознать поведение мамы, связать с ним свое гуление. Понимание того, что мама радуется произносимым звуком, является стимулом для продолжения общения с окружающими. Поэтому многие дети в ответ на обращенную к ним речь начинают интенсивнее гулить.
3 месяца
Развитие младенца на третьем месяце жизни заключается не только в произношении звуков. Улучшаются слух, обоняние, осязание. До 3 месяцев гуление и агукание почти не связаны со слухом младенца. Постепенно ребёнок учится прислушиваться к собственным звукам.
Особенно быстро развивается область мозга, отвечающая за координацию глаз и рук. На третьем месяце жизни становятся сильнее мышцы головы и шеи. Младенец поворачивает голову в сторону звука, различает монотонные шумы (пылесос, машину). Движения тела становятся более контролируемыми.
4 — 5 месяцев
Многие родители замечают, что ребёнок все заметнее реагирует на общение и игру с ними. Младенец использует улыбку в зависимости от настроения взрослых, узнает лица знакомых людей, отличает от незнакомцев.
На четвертом месяце жизни прикосновения, тактильные ощущения побуждают детей к общению. Массажи, различные гигиенические процедуры помогают чувствовать свое тело. В эти моменты можно узнать, какие прикосновения нравятся младенцам
Также важно с улыбкой смотреть на ребёнка. Если к нему обращаются приветливо, то в ответ он улыбается, гулит
6 месяцев
Хотя время, когда будет произнесено первое слово, еще впереди, надо разговаривать с ребёнком, читать ему. Следует использовать повседневные ситуации для работы над будущим словарным запасом малыша. Например, называть игрушки, продукты, купленные детские вещи. Можно задавать вопросы малышу и самому же отвечать на них, составлять список покупок для папы.
Если семья двуязычная, то можно разговаривать с ребёнком на обоих языках. Однако существует предположение, что многоязычие в семье приводит к задержке речевого развития детей.
7-8 месяцев
Ребёнок меняет громкость, подачу и скорость общения. В этом возрасте стадия гуления совершенствуется, кроха начинает издавать редуплицированные (удвоенные) звуки, происходит чередование гласных и согласных, которые чаще встречаются в родительском языке. Это могут быть «Ма-ма-ма», «Па-па», «Ба-ба-ба».
В 7 месяцев появляется способность контроля над открытием и закрытием вокального тракта. Начало речевого развития, связанного с окружением детей, характеризуется постоянным повторением определенных слогов. Даже глухие дети могут издавать самые разные звуки в первые полгода жизни. Затем эти попытки сходят на нет из-за нехватки слухового и языкового опыта.
В первые шесть месяцев младенцы издают различные звуки — адаптируются к языковой среде. Они используют ритм и тон речи, знакомые ему по своему окружению. Поэтому первые «высказывания» могут показаться осмысленными, но это не так.
9-10 месяцев
Младенцы подражают не речевым, а речеподобным звукам. Агуканье всё больше начинает походить на разговор. Строение слогов, произносимых ребёнком тесно связано со звуками родного языка.
11 месяцев
Дети пытаются имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми, подражают ритмам, флексиям, тонам взрослой речи.
12 месяцев
Большинство малышей в этом возрасте уже произносят своё первое осознанное слово. Если ваш ребёнок ещё не заговорил в год, но он гулит и лепечет – всё в порядке. Стоит немного подождать.
Гуление ребёнка, во сколько бы месяцев оно не прозвучало впервые, приносит уйму позитивных эмоций родителям.
Как помочь ребенку начать агукать?
Агуканье – важный этап формирования речи. Специальных занятий, позволяющих научить ребенка агукать, не существует. Но родители могут воспользоваться рекомендациями, с помощью которых малыш скорее научится общению с окружающим миром:
Родители и все домочадцы должны как можно чаще разговаривать с младенцем
Не важно, о чем говорить, важен сам факт разговора. Можно рассказывать о том, что происходит за окном, чем мама или папа заняты в данный момент времени, куда отправятся на прогулку, что готовится на обед
Необходимо как бы объяснять малышу, что происходит вокруг, причем делать это не время от времени, а постоянно
Ребенок готов усваивать новую информацию всегда: когда купается, кушает, играет, спокойно лежит в колыбели. Тон разговора должен быть неторопливым, ласковым, мягким. Нельзя повышать голос, произносить фразы резко и грубо. Хороший эффект дает игра, при которой родитель произносит звуки, уже знакомые малышу, но каждый раз добавляет новые гласные и согласные. Ребенок с энтузиазмом будет повторять за родителем новые звуки. Когда применяется метод повторения, освоение новых звуков происходит быстро. Таким методом осваиваются и слоги любой сложности. Во время разговора родитель должен зрительно контактировать с младенцем. Когда малыш агукает и гулит, пытаясь отвечать на услышанное, нужно смотреть на него, улыбаться, кивать головой, поддакивать. Эффективный метод ускорения речевого развития – массаж ладоней. На ладонях находятся акупунктурные точки, при воздействии на которые активизируются участки мозга, отвечающие за речевую способность. Поэтому нужно каждый день массировать детские ладошки, разминать пальчики, проводить развивающие игры, в которых задействуются руки ребенка (например, «Сорока-ворона», «Ладушки»).
Необходимо как бы объяснять малышу, что происходит вокруг, причем делать это не время от времени, а постоянно. Ребенок готов усваивать новую информацию всегда: когда купается, кушает, играет, спокойно лежит в колыбели. Тон разговора должен быть неторопливым, ласковым, мягким. Нельзя повышать голос, произносить фразы резко и грубо. Хороший эффект дает игра, при которой родитель произносит звуки, уже знакомые малышу, но каждый раз добавляет новые гласные и согласные. Ребенок с энтузиазмом будет повторять за родителем новые звуки. Когда применяется метод повторения, освоение новых звуков происходит быстро. Таким методом осваиваются и слоги любой сложности. Во время разговора родитель должен зрительно контактировать с младенцем. Когда малыш агукает и гулит, пытаясь отвечать на услышанное, нужно смотреть на него, улыбаться, кивать головой, поддакивать. Эффективный метод ускорения речевого развития – массаж ладоней. На ладонях находятся акупунктурные точки, при воздействии на которые активизируются участки мозга, отвечающие за речевую способность. Поэтому нужно каждый день массировать детские ладошки, разминать пальчики, проводить развивающие игры, в которых задействуются руки ребенка (например, «Сорока-ворона», «Ладушки»).
При разговоре с ребенком многие родители увлекаются сюсюканьем, коверканьем слов. Это забавная, но нежелательная практика. Заниматься сюсюканьем разрешается в течение не дольше полугода с рождения ребенка. Далее необходимо произносить слова четко и правильно, как при обращении к взрослому собеседнику.
Крайне важна эмоциональная составляющая общения. Не нужно заставлять ребенка повторять услышанное, долго стоять над ним, проговаривая одно и то же слово. При такой тактике родитель не добьется ничего, кроме детских капризов. Общаться нужно, когда малыш готов контактировать.
Родителю также не стоит общаться с ребенком, находясь в раздражении, депрессии, стрессовом состоянии. Младенец тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих людей, и если настрой близкого человека его часто пугает, то при дальнейшем общении с окружающим миром могут возникнуть трудности.
Если младенец активно агукает, гулит, улыбается, видя приятных людей и интересные игрушки, то он развивается правильно, в соответствии с возрастом. Если же малыш подозрительно долго не начинает агукать, или его агуканье звучит странно, то нужно проконсультироваться с педиатром и невропатологом.
Как научить?
Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.
Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.
Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.
Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.
В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.
Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.
К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.
Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.
Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.
Развитие речи от 0 до 12 месяцев
Мама с первых мгновений жизни младенца учится угадывать его потребности. Конечно, желания грудничка – просты и предсказуемы, но порой понять, что именно беспокоит кроху непросто. Но спустя месяц маму ждет первая награда – детская улыбка. До полноценного общения с малышом потребуется пройти длинный путь: от агукания до первого слова, фразы, предложения.
Точно сказать, когда ребенок научится говорить, не знает никто. Но, как ускорить речевое развитие, полезно знать всем родителям.
Первые звуки
Сначала грудничок заявляет о своих потребностях криком или плачем. Это первый способ коммуникации малыша. В первые два месяца после рождения маленькие детки только покряхтывают, других звуков произнести они не могут.
Поначалу малыш агукает спонтанно, он закрепляет новый навык, и мама радуется, слыша, как он «поет». Освоив умение, грудничок применяет его при общении с родителями, бабушками и дедушками, произносит звуки, видя любимую игрушку. Многие дети любят «общаться» с картинками на стенках кроватки, подвесной погремушкой. Активным ребенок становится, увидев маму или папу. Впервые произнеся «агу», младенец постоянно использует речевой навык.
Когда и что должен «сказать» малыш
Первое «уа» или «агу», которое с нетерпением ждет каждая мама, играет важную роль в подготовке речевого аппарата к артикуляции. Такие звуки специалисты называют по-разному: лепет, гуление, свирель. Произносит их малыш неосознанно – рефлекторно. Связывать их со своими потребностями грудничок научается позже.
Лепетать груднички начинают, в среднем, в 1,5–2 месяца. Сначала они произносят только гласные. Позже – в 3-4 месяца – присоединяются согласные, получается «ага», «аба», «уга». К полугоду ребенок проговаривает их нараспев, радуя маму песнопениями. И только к 9-12 месяцам осознанно говорит первое «мама».
Чтобы «вызвать» маленького ребенка на общение, мама должна постоянно улыбаться. Гулить при виде хмурой, уставшей мамы, которой не до него, малыш не захочет. Оставьте дела и уделите время младенцу. Поговорите на его языке – «агу», «ава», «абу». И малыш обязательно отзовется.
Речь начинается с «агу»
Почему «агу» – самое распространенное сочетание звуков, произносимых грудничками во всем мире? Ответ кроется в несформированном речевом аппарате. Гортанный звук искажается, и вместо «а», «о» и «у» выходит «гу», «ага» или «гхо». Так и выходит рефлекторное гуление.
Вначале кроха не понимает, как получается звук. Но при регулярных тренировках он обучается выдавать «агу» с разной интонацией и отвечает им на мамины обращения.
Согласные и фонемы
Добавлять к гласным согласные младенец начинает в 3-5 месяцев. Первыми он осваивает губные – «п», «б», «в», «м». Теперь, кроме протяжных гласных, в речи малыша появляются согласные. К полугоду появляется нечеткий лепет – «маам», «абаб», «дадо». Такие фонемы ребенок произносит рефлекторно.
Этапы речевого развития ребенка
Возраст малыша | Речевое развитие и навыки общения |
Новорожденный до 1,5 месяцев | Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте |
1,5-3 месяца | Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию |
4-6 месяцев | Грудничок начинает лепетать и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении |
С 6-7 месяцев | Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба) |
С года | Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов) |
1,5-2,5 года | Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается |
2,5-3 года | Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия |
Старше трех лет | Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи |