Ребенок не хочет одеваться

Другие статьи на тему

Человек и общество / Школа для родителей Как мужу «выйти из декрета» 418 0 «Навигатор» № 12 (1434) от 29.03.24
Человек и общество / Школа для родителей «Мамаша, ко мне!» 441 0 «Навигатор» № 9 (1431) от 08.03.24
Человек и общество / Школа для родителей Муж превращается в свёкра 403 0 «Навигатор» № 8 (1430) от 01.03.24
Человек и общество / Школа для родителей Ежедневный ад 466 0 «Навигатор» № 7 (1429) от 23.02.24
Человек и общество / Школа для родителей Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся? 381 0 «Навигатор» № 6 (1428) от 16.02.24
Человек и общество / Школа для родителей Последний шанс? 423 0 «Навигатор» № 5 (1427) от 09.02.24

Возраст и умения

Некоторые родители поражаются тому, что их малыш не хочет одеваться на улицу или раздеваться после прогулки. При этом, они могут не учитывать возраст ребенка. Так мама может ругать малыша за то, что тот не в состоянии надеть штанишки, карапуз при этом устраивает истерику, на его глазах слезы. А проблема в том, что родительница раньше положенного ждет от своего сына или дочери того, что ему еще не под силу. Давайте рассмотрим, в каком возрасте и что нужно ждать от своего ребенка, при условии, что родители способствовали развитию определенных навыков.

  1. В полтора — два года малыш может самостоятельно:
  • натянуть носочки;
  • снять шапку, юбку, шорты;
  • стянуть обувь, которая была расшнурована.
  1. В два – два с половиной:
  • Справляется с молнией на одежде;
  • снять штанишки, которые были расстегнуты;
  • просунуть ножку в носочек или колготки;
  • снять курточку, которая расстегнута;
  • всунуть ручку в рукав;
  • надеть трусики;
  • самостоятельно подтянуть колготки, которые спали.
  1. В 2 с половиной — 3 года:
  • сам надевает шапку;
  • умеет застегивать большие пуговицы;
  • снимает футболку, а также платье;
  • надевает штанишки, колготки.
  1. В 3 с половиной — 4 года:
  • может заправлять рубашку в штаны;
  • развязывать поясок на одежде, который завязан сзади;
  • самостоятельно расстегивать верхнюю одежду;
  • аккуратно складывать снятую одежду;
  • правильно оценивать свой внешний вид, исправлять недостатки.
  1. В 5 лет добавляется умение завязывать шнурки.
  2. В 6 лет карапуз самостоятелен, одевается без чьей либо помощи.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу

Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них

Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.

Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.

Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно

И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать.   Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи

Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.

Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

Лайфхаки, как одеть ребенка без слез

Рассказывайте что-то интересное таинственным голосом.

Подойдет знакомая любимая сказка или история, придуманная мамой на ходу. А еще можно петь песенки или рассказывать стихи, все зависит от интересов ребенка.

Из личного опыта

“Моей дочери 1,8 года. Примерно в 1,3 года я стала увлекать ее событиями которые ждут дочку сразу после одевания: «Мы сейчас пойдем гулять и будем смотреть что делают птички и как играют детки. А как машины едут на улице? Др-р-р-р! Будем качаться на качелях? А кататься с горки?» Предлагаю ей для этого самостоятельно надеть шапку, вставить ножки в сапожки или натянуть носочки. Похвалю. Поцелую. Слушает и обычно соглашается»”

Сизых Анастасия

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам.

Представьте что вещи живые

Предложите малышу «надеть штанишки пока они не убежали» или скажите «смотри, маечка плачет, хочет чтобы ее надели» Ребенку становится интересно, он стремиться поймать и надеть штанишки и натянуть маечку.

Одеть кого-то другого

Игру лучше предлагать вне процесса одевания для тренировки навыков и создания интереса. Например, предложите малышу одеть большую мягкую игрушку или куклу. Попросите надеть шапку или кофту маме, папе или брату. У крохи появится интерес и ответственность.

Попросите малыша помочь вам

Дети обладают удивительной организованностью, ели у них есть цель. Предложите малышу помочь вам сложить с собой игрушки на прогулку, закрыть дверь, подержать ключи, нажать кнопку лифта. Объясните, что для этого нужно одеться.

Играйте

Скажите что ручка это паровозик, который заезжает в рукав — «Чух-чух, выехал паровозик!» Головка прячется в футболку – «Ку-ку, вот мой сынок!» Каждый предмет одежды можно обыграть. Ребенок будет сам радостно вставлять ручки- ножки и натягивать одежду.

Некоторые вещи надевать после выхода из дома

Если вы живете в квартире, то некоторые вежи можно надевать уже в подъезде, а если в частном доме, то в тамбуре. Там ребенок естественным образом отвлекается, например на кнопки в лифте или соседей, и одеть его проще.

Где есть истории про то, что какой-то персонаж не хотел одеваться и у него убежали шта-нишки или сказка о том, как все девочки которые оделись сами, попали в чудесный замок

Подойдет и разглядывание картинок в книжках с обращением внимание на то, что если герой на улице, значит он в курточке и варежках

Советы психолога

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Что можно сделать:

Здорово, если вы сможете вместе с ней дурачиться (кидаться листьями, собирать их в кучи и прочее). Это поможет снять напряжение после сада и напитаться маминым теплом.

Конкретно про раздевание. Придя домой, можно сказать примерно следующее: «Дома тепло, надо снять теплую одежду». Если девочка будет возражать, попробуйте разрешить ей ее не снимать. Пусть ей самой станет жарко и она сама захочет раздеться. Дома нет сквозняков, и она вряд ли заболеет. Если она не захочет снимать обувь, можно сказать, что ботинки грязные и по дому в них ходить нельзя. Поэтому тебе придется сидеть в коридоре. А вы сама идите, занимайтесь своими делами. Скорее всего, дочка очень скоро захочет раздеться.

С переодеванием мокрых колготок то же самое: важно, чтобы Даше БЫЛО МОКРО И ОНА САМА захотела переодеться. Если она какое-то время походит в мокрых колготках, опять же вряд ли простудится. Зато с радостью прибежит к вам с просьбой переодеться, потому что ЕЙ САМОЙ некомфортно, а не Вы хотите ее переодеть

Таким образом, Вы будете учить девочку чувствовать себя, свое тело, свои потребности и желания. А не делать что-то по желанию других. В будущем – это залог того, что человеком не смогут манипулировать другие, он будет точно знать себя

Зато с радостью прибежит к вам с просьбой переодеться, потому что ЕЙ САМОЙ некомфортно, а не Вы хотите ее переодеть. Таким образом, Вы будете учить девочку чувствовать себя, свое тело, свои потребности и желания. А не делать что-то по желанию других. В будущем – это залог того, что человеком не смогут манипулировать другие, он будет точно знать себя.

Вообще, проблема, когда ребенок не хочет одеваться, часто встречается. Дети этого возраста очень сложно одеваются-раздеваются. В принципе допустимо, в крайних случаях, одевать через слезы. Со словами: «Да, я понимаю, что ты не хочешь одеваться, НО нам нужно пойти в магазин (на работу, в больницу и так далее)».

Таким образом, ребенок понимает, что в мире есть необходимость что-то выполнять без желания

ВАЖНО, это не должно быть часто, Вы при этом всячески поддерживаете малыша, жалеете, сочувствуете и прочее. Чтобы ребенок чувствовал, что вы понимаете его чувства, а не отвергаете их. Понаблюдайте за собой: много ли Вы навязываете девочке правил или наоборот

Понаблюдайте за собой: много ли Вы навязываете девочке правил или наоборот

Здесь важно соблюдать баланс между вседозволенностью и попустительством

В среднем должно быть 3-5 четких запрета (что нельзя делать ни при каких обстоятельствах). Например, переходить через дорогу, не взяв маму за руку. В этом возрасте это, как правило, связано с безопасностью и здоровьем. Обо всем остальном в принципе можно договариваться.

Помните, для ребенка очень важно приобретать СВОЙ опыт. Мокро, холодно – надо переодеться. Чтобы не было как в старом анекдоте: «Коля! Иди домой!» – мама

Коля: « Я что, уже замерз?». Мама: « Нет, ты проголодался!». Позвольте ребенку чувствовать себя. Тем более, что в саду ей вряд ли дают такую возможность

Чтобы не было как в старом анекдоте: «Коля! Иди домой!» – мама. Коля: « Я что, уже замерз?». Мама: « Нет, ты проголодался!». Позвольте ребенку чувствовать себя. Тем более, что в саду ей вряд ли дают такую возможность.

Что делать, если у ребенка трудности с переодеванием? Например, он отказывается носить определенный вид одежды, а уговоры родителей не помогают?

Многие дети с РАС отказываются носить новую одежду непривычного кроя или сшитую из вызывающих у них дискомфорт материалов, не хотят надевать теплые вещи зимой, срывают с себя шапки, перчатки, варежки. Некоторым не нравится носить маски в общественных местах — с этой проблемой в последнее время особенно часто сталкиваются наши коллеги в западных странах. В этих случаях уговоры и объяснения родителей, как правило, не помогают. Что же предпринять? Прежде всего необходимо выяснить причины подобного поведения. Чаще всего нежелание детей с РАС носить определенный вид одежды объясняется их повышенной сенсорной чувствительностью: они чутко реагируют на жесткие, колючие ткани из шерсти или синтетики. В этом случае лучше пересмотреть гардероб, чтобы ребенку было комфортно. Если вашему малышу неудобно надевать свитер через голову, попробуйте его заменить утепленным худи на молнии или пуговицах. Одним словом, тут действуют те же правила, что и с типично развивающимися детьми, у которых также может быть повышенная сенсорная чувствительность.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы

Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая

Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

Возраст Что он может сделать сам?
1,5-2 года
  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
2 -2,5 года
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть  руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
2,5 – 3 года
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
3,5 – 4 года
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
5-6 лет
6-7 лет

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

А что говорят психологи?

Попробуйте провести такой эксперимент: попросите мужа, брата, подругу подойти к вам сзади и резко начать что-то одевать. Или снимать. Без предупреждения. Что вы почувствуете? Скорее всего, возникнет желание сопротивляться. Так и ребенок – начинает кричать и убегать не из вредности, а просто потому что такие действия вызывают отторжение как естественный процесс. Особенно если это накладывается на кризис отрицания, который дети переживают в возрасте около двух лет. Когда малыша нужно одеть, подойдите к нему и глядя в глаза ласково сообщите что вы сейчас будете делать. Предложите ему посотрудничать – подойти ближе, сесть на колени, взять вещи. Детская психика способна на диалог. Просто мы не всегда этим пользуемся. Применяйте принцип ненасилия и ни при каких обстоятельствах не выходите из себя. Если мама идет к дочке или сыну с мыслями что она или он сейчас начнет убегать и плакать, что произойдет? Правильно, так и будет. Всегда будьте спокойны, уравновешенны и уверены в своей правоте и своих действиях. Ребенок почувствует ваше спокойствие и уверенность, желание сопротивляться постепенно отпадет.

Выводы:

Если ребенок отказывается одеваться, убегает и устраивает истерику, на это всегда есть причины. Они кроются в ошибках действий родителей или могут быть не связаны с ними. Например, малыш устал. Понимание причины поможет маме выбрать правильное поведение и избежать капризов. Умение одеваться самостоятельно начинается с умения раздеваться. Учите ребенка раздеваться с 1 года и одеваться с 1,5 лет. Полноценно одеться самостоятельно дети способны в 4 года

До этого времени важно учить, показывать, хвалить и не помогать если ребенок не просит. Если ребенок не хочет одеваться, плачет и сопротивляется, важно сохранять спокойствие

Чтобы увлечь малыша, расскажите что-нибудь таинственным голосом, представьте что вещи живые и «могут убежать если их не надеть» и заинтересовывайте тем, что будет сразу после выхода на улицу

А еще просите малыша одевать кукол или маму и предлагайте «помочь вам подержать ключики». Объясните, что для этого нужно одеться. Помогают также игры с ручками и ножками, которые «могут прятаться и появляться в рукавах и штанишках». Когда на улице холодно и вещей много, обувь, варежки и шапку можно надеть уже в подъезде или тамбуре дома. Это поможет избежать капризов и стимулирует ребенка одеваться самостоятельно.

( оценок; рейтинг статьи )

Ребенок в три года не хочет одеваться

От двух с половиной и почти до четырех лет длится следующий этап взросления, который называется «кризисом трехлетнего возраста».

К этому моменту ребенок овладевает принципиально новыми для него умениями и начинает осознавать себя отдельной, независимой личностью.

Теперь он яростнее сопротивляется, громче кричит и протестует. Он может попроситься на улицу кататься с горки, а в процессе одевания кричать во все горло: «Не хочу гулять!» Почему ребенок не хочет одеваться?

Внутренний конфликт заключается в том, что появившееся самосознание «я хочу» и «я могу» сталкивается с реальным неумением воспроизведения своих задумок.

На все это накладываются еще и родительские запреты, требования, неуместная опека или подавление

Здесь важно родителю помнить, что он старше, сильнее, более опытен и его знания помогут найти золотую середину

Ведь если перестараться в воспитании, ребенок может не выдержать напора со стороны родителя, ему может не хватить силы воли, настойчивости и сдаться, смириться — ведь весовые категории ребенка и взрослого несоизмеримы.

Важно не упустить и другую сторону «трехлетнего кризиса», когда из-за попустительского поведения родителя ребенок запускает детские хитрости и начинает действовать исподтишка, например, хитрить и манипулировать. Закрыв глаза на что-то в период кризиса трех лет, родители рискуют столкнуться с этим в полном расцвете в подростковом периоде

Что можно рекомендовать родителям?

Изучите гардероб ребенка на предмет приятности одежды, как в случае с более ранним возрастом

Оставляйте больше времени на подготовку к выходу, ведь малышу в этот период важно одеваться самостоятельно, а это не быстро. Будьте неподалеку, чтобы в случае необходимости ребенок обратился к Вам за помощью

Поощряйте самостоятельность

Если есть две пары шапок. варежек, то предоставьте сделать выбор самому ребенку. Или спросите: «С чего ты начнешь одеваться?» Это поможет ребенку ощутить собственную независимость, ответственность за выбор, самостоятельность, уважение взрослого, и сопротивление при одевании у ребенка будет гораздо меньше. Если в семье есть еще дети, одеваться вместе будет намного интересней. При этом подмечайте успехи каждого — какой он молодец, быстро надел кофту или брючки. Только будьте осторожнее, не делайте одного из них постоянным лидером. Не используйте шантаж, а опирайтесь в воспитании на естественные и логические последствия. Когда ребенок непрерывно проявляет протест против одевания зимней одежды, ведет себя противоречиво — оставьте его ненадолго одного, дайте ему выпустить пар. А после обязательно объясните ему, что он не может пойти на улицу лепить снеговика, видеть друзей, потому что не хочет надевать теплую одежду и рискует заболеть. У дошкольников ведущая деятельность — игра, поэтому смело придумывайте сказочные сюжеты, с помощью которых ребенка можно организовать к выходу за считанные минуты. Например, одежда неподвижная и заколдованная и её можно расколдовать, только поскорее надев её! Или предложите поиграть в суперагента, который будет спасать маленьких гномов от снега (поросят от волка, принцесс от ведьм), стоит лишь надеть шапку смелости, костюм храбрости, варежки невидимой силы! Будьте на стороне ребенка, хвалите, когда он достигает успеха в одевании, если не получается застегнуть, надеть — тактично подскажите, как можно это сделать. Например, при распространенной трудности застегнуть молнию предложите поиграть в голодную собачку, которую можно накормить сосиской, где собачкой будет сама застежка, а сосиской будет вставная часть молнии в застежку. Или пуговки в зависимости от размера могут быть печеньем, ягодками, а петельки — голодными животными из зоопарка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: