Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы

Какие рефлексы должны быть у новорожденного ребенка?

Отличие безусловных и условных рефлексов

Врожденные (безусловные) рефлексы проявляются с первых часов рождения и одинаковы для всех малышей без исключения. Они не зависят от пола, национальности и места жительства ребенка. Помогают младенцу приспособиться к окружающему миру и вскоре исчезают за ненадобностью.

Условные рефлексы новорожденных возникают по мере накопления малышом жизненного опыта и отражают быт и привычки семьи, некоторые моменты воспитания, национальные устои. Приобретенные рефлексы индивидуальны и помогают младенцу приспособиться к изменяющимся факторам среды.

Например, формирование распорядка дня является не чем иным, как условным автоматизмом. Новорожденный первого месяца жизни привыкает питаться и спать в определенное время, что заметно облегчает уход за ним.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Функции рефлексов новорожденных детей

Первый месяц жизни малыши совершенно беспомощны, из-за вынужденной адаптации к новой обстановке они пребывают в растерянном и взбудораженном состоянии. Безусловные рефлексы новорожденных детей являются, по сути, механизмом приспособления к существованию вне утробы матери. Если младенческий организм не может нормально выдавать неосознанные реакции, то его жизнедеятельность в окружающей среде осуществляется неправильно. Согласно мнению педиатров, безусловные рефлекторные действия у младенцев выполняют следующие функции:

  • обеспечивают здоровую и полноценную жизнь;
  • защищают развивающийся организм от неблагоприятных факторов среды;
  • заменяют в первый месяц после рождения условные реакции.

Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс

Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.

У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.

Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.

Позотонические рефлексы

Данные рефлексы обозначают правильное перераспределение тонуса мышц, согласно занимаемой им позы. У здорового малыша они пропадают ближе к тому времени, когда он уже может самостоятельно держать голову, стоять, сидеть и ходить.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс — появляется в тот момент, когда малыш поворачивает голову. Он разгибает конечности на той стороне, куда повернуто его лицо. Рука, куда повернута голова, выпрямляется, тонус разгибает плечо, малыш, словно фехтовальщик.

Симметричные тонические рефлексы шеи — проявляются во время сгибания головы младенца, в этот момент повышается тонус мышц в руках и ногах. Когда голова разгибается, тонус ослабевает. Ассиметричные, симметричные рефлексы шеи можно наблюдать у младенцев все время. Если малыш родился раньше срока, то эти рефлексы у него менее выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — когда малыш лежит на животе у него в мышцах на сгибах нарастает тонус: головка прижимается к груди или наоборот запрокидывается к спине, которая выгнута, согнута, кисти сжаты в кулачки, ножки прижаты к животу. Затем малыш делает вид что плывет или будто ползает.

Таким образом, вы прочитали про все рефлексы и проверили их на своем новорожденном ребенке, который с успехом выдержал первую проверку. Если во время «экзамена» вас что-то насторожило, то обратитесь к педиатру или неврологу за дополнительным обследованием.

Скорее всего, вам назначат УЗИ головного мозга. Педиатр направит вас к неврологу, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит лечение.

Не стоит делать выводы по результатам собственной проверки, более того в результате ее вы можете травмировать кроху. И при любом сомнении в здоровье своего ребенка обращайтесь к врачу.

Объективное обследование может сделать только врач, он оценит ситуацию, принимая во внимание множество факторов, также и условия, при которых проходит исследование состояние общего здоровья грудничка, историю родов и беременности. Знайте, что новорожденный малыш растет, меняется, его рефлексы зависят от многих вещей

Обязательно покажите малыша специалисту повторно, через определенный промежуток времени, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз

Знайте, что новорожденный малыш растет, меняется, его рефлексы зависят от многих вещей. Обязательно покажите малыша специалисту повторно, через определенный промежуток времени, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.

Некоторые дети могут спать с полуприкрытыми глазами

фото: shutterstock.com

Врачи говорят, что не стоит беспокоиться, если ваш ребенок спит с полуоткрытыми глазами. Это физиологическое состояние называется «лагофтальм» и не является нарушением сна.

Сон с приоткрытыми или не полностью закрытыми глазами указывает на то, что малыш находится в фазе быстрого сна. В этот момент сна мы обрабатываем информацию, полученную нами в течение дня. Взрослые проводят 25% ночи в этой фазе сновидений, а дети — около 50%. Таким образом, природа позаботилась о том, чтобы дети улучшали свою память и укрепляли нервную систему.

По этой причине родителям может быть непросто убаюкать своих детей, поскольку фаза быстрого сна у малышей проходит в два раза чаще, чем у взрослых.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

Сосательный

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

Глотательный

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста. Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Психическое развитие

Проверка зрения.Внимание!ТестДля проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5‑10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша — в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди

Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один‑два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо‑влево. Начиная с 10‑го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5‑10 секунд.ТестСначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.Проверка слуха.Внимание!ТестЕсли вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем — с другой.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Предречевое развитие ребенка в первый месяц

  • При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями.
  • Ребенок хочет спать — продолжительное жалобное скуление.
  • Ребенок мокрый — крик‑хныканье низких тонов.
  • У ребенка болит живот — громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем.

Тест‑упражнение‑игра«Отвечать» на ласковую речь и звуки, произносимые взрослым, ребенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице

Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту‑у‑у», «ля‑я‑я», «бу‑у‑у» в течение 1–2 минут

Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

На что стоит обратить внимание?

Комплекс оживления — психология

Не все родители знают, что такое комплекс оживления младенца

Это понятие характеризует определенный этап жизни ребенка, его правильное развитие, и врачи обращают на него особое внимание

Комплекс оживления младенца — определение, признаки

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека.

Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития.

В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений.

Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит.

Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно.

Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу

Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

Какие бывают рефлексы?

Все рефлексы подразделяются на 2 большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы вырабатываются на какой-либо определенный раздражитель у разных людей в процессе жизни. Данные рефлексы дают возможность человеку производить какие-либо действия автоматически, не задумываясь. Также условные рефлексы обеспечивают реакцию на какой либо знакомый раздражитель – например выделение слюны при виде лимона.

Безусловные рефлексы присутствуют у человека с рождения. К ним относится, например, сухожильный рефлекс (мышца сокращается при ударе по сухожилию). Данный вид рефлексов можно наблюдать у всех здоровых людей. Родившись, ребенок не обладает условными рефлексами, в его арсенале только безусловные рефлексы. Они несут функцию помощника для новорожденного ребенка в первые месяцы жизни.

Без них малышу будет сложно ориентироваться в этом мире. В дальнейшем, по мере развития и роста ребенка, рефлексы новорожденного ослабевают и полностью исчезают. Некоторые рефлексы, все же, остаются с человеком до конца его дней.

Это такие безусловные рефлексы, как глотательный, роговичный и ,уже упомянутый нами, сухожильный рефлексы. Безусловные рефлексы новорожденных подразделяют на несколько групп – для новорожденного ребенка очень важны рефлексы, связанные с питанием, по-другому они еще называются оральными рефлексами. К ним относятся сосательный рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, поисковый рефлекс Куссмауля, а также хоботковый рефлекс. Кроме оральных рефлексов, существуют еще и спинальный рефлексы. Это группа двигательных рефлексов в которую входят хватательный, защитный и другие рефлексы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

Причины нарушений

Иногда безусловные рефлексы новорожденных запаздывают или проявляются не в полную силу. Причин такого состояния может быть много:

  • парез лицевых нервов и конечностей;
  • ДЦП, поражение ЦНС;
  • асфиксия во время родов;
  • умственная отсталость;
  • родовая травма;
  • соматические заболевания;
  • мышечная гипотония;
  • повреждение спинного мозга;
  • внутричерепные поражения.

Несмотря на такое обилие причин, отсутствие врожденных рефлексов у новорожденных и грудных детей не всегда говорит о патологии. Если младенец появился на свет раньше времени или с маленьким весом, сроки появления некоторых безусловных автоматизмов могут смещаться. Сравнительные данные приведены ниже.

Таблица врожденных рефлексов у новорожденных по месяцам:

Автоматизм Доношенные младенцы Дети, родившиеся раньше срока
Сосательный С рождения до возраста 3–4 лет С рождения до возраста 3–4 лет
Хватательный Робинсона С 0 до 3–4 мес. С 2 недель до 4 месяцев. Реакция ослаблена
Защитный С первого дня до 2 мес. С 6–10 дня до 2 мес.
Опоры и шага С 0 до 2,5 мес. С 1 до 3–4 месяцев. Рефлекс часто угнетен
Поисковый Куссмаули С 0 до 3–4 мес. С 3 дня до 3–4 мес.
Галанта С 5–6 дня до 3–4 мес. С 1 месяца до полугода
Хоботковый С 0 до 2–3 мес. С 1 до 2 мес.
Врожденный Переса С 0 до 3–4 мес. С 0 до 3–4 месяцев. Происходит замедление обратного разгибания
Бабкина (ладонно-ротовой) С 0 до 3 мес. С1 до 3,5 мес.
Моро (стартовый) С первых суток до 4–5 мес. С 1–2 месяцев до полугода
Бауэра С 3–4 дня до 4 мес. С 1 до 6–8 месяцев. Рефлекс ослабленный
Шейный тонический С 1 до 4 недель 2–4 недели
Установочный С 1 до 4 мес. С 1,5 до 4 мес.

При отставании в появлении врожденных автоматизмов на два и более месяца можно говорить о задержке развития и искать причины. Однако не всегда отсутствие рефлексов свидетельствует о заболевании. Если новорожденный ребенок сыт, для него нехарактерны сосательные и поисковые движения.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

  1. Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

    Перечень рефлексов

  2. Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира – яркого света, холода или жары.
  3. Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Спинальные рефлексы

Затем врач приступит к исследованию спинальных рефлексов.

Верхний защитный рефлекс — когда грудничка кладут на животик, он поворачивает головку в бок, немного качаясь и стараясь поднять голову, чтобы спокойно дышать носиком.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы кроха при необходимости смог предотвратить нарушение внешнего дыхания — он поднимет головку, чтобы изменить свое положение. Данный рефлекс очень важен, также как сосательный, глотательный и поисковый, он дает возможность младенцу выжить. В нормальном состоянии защитный рефлекс запускается сразу, в случае, когда у ребеночка нет нарушений в функционировании нервной системы. Этот рефлекс пропадает к двум месяцам.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — когда ребенка берут за подмышки, поднимают, он сперва сгибает ножки в коленках, когда его ступни касаются пола, то он выпрямляется и стоит на согнутых ножках, опираясь на ступни. В случае, когда кроху наклоняют вперед, он начинает шагать по полу, не двигая руками — автоматическая походка. Это нормально и пройдет через 12 недель. К 12 месяцам малыш научится стоять и ходить сам. Детки с нарушением нервной системы ходят «автоматически» дольше.

Рефлекс ползанья — если, младенца кладут на животик, он пытается ползти, если, к его ножкам приставить ладони — кроха начнет отталкиваться и двигаться более активно. У здорового ребенка этот рефлекс «включается» на 3 день и «выключается» к 12 неделям.

Верхний хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона (подвешивание) — в ладошки крохи вкладывают пальцы взрослого человека, он их хватает и крепко держит. Зачастую, малыш держит пальцы так сильно, что его можно приподнять, рефлекс сохраняется до четырех месяцев.

Подошвенный рефлекс — аналог хватательного рефлекса. Если малышу надавить у основания 2- 3 пальца подошвы, то он сожмет пальцы. Если погладить подошвы с наружного края, двигаясь от пятки к пальцу, то тыльная сторона разогнутся и ребенок сделает веерообразное движение 2-4 пальчиками. К году этот рефлекс пропадает.

Рефлекс обхватывания — вызывается несколькими приемами. Например, если хлопнуть рукой рядом с головой малыша, то он начнет махать руками, разгибать ладошки и выпрямлять ножки (1-я фаза). Затем он вернется в исходное положение и обхватит себя ручками (2-я фаза).

У здорового ребенка эти фазы рефлекса могут быть не всегда одинаковыми, все зависит от времени суток и настроения крохи.

Рефлекс Таланта — если провести пальцами по позвоночнику малыша, двигаясь от шеи к копчику то, он изогнет спинку дугой к раздражителю. Появляется этот рефлекс в течение первой недели.

Рефлекс Переса — когда малышу, который лежит на животике, проводят пальцами по спинке, двигаясь от копчика к шее, легонько надавливая на позвоночник, он поднимает таз и сгибает конечности. Бывают случаи, что малыш начинает плакать. Это нормально до 4-х месяцев. Если у крохи проблемы с нервной системой — этого рефлекса почти не наблюдается

Поэтому ему уделяется особо пристальное внимание со стороны неврологов

Если у крохи слабовыраженные или вовсе отсутствуют данные рефлексы то, возможно имеет место быть поражение центральной нервной системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная гармония
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: