Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Плюсы режима сна для ребенка
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Организация работы школ молодых родителей
Основная цель школы молодых родителей — привлечение будущих (и состоявшихся) родителей к полноценному и осознанному участию в воспитании ребенка, а задача — расширение знаний по развитию и воспитанию здорового ребенка посредством санитарно-просветительной работы, а именно:
- обучение уходу за новорожденным ребенком;
- обучению режиму дня;
- обучение методике естественного и искусственного вскармливания;
- пропаганда естественного вскармливания;
- подготовка груди матери к кормлению ребенка;
- обучение методам гигиенического и физического воспитания (гимнастика, организация купания, закаливание, массаж и др.);
- рекомендации родителям по профилактике заболеваний, организации здорового образа жизни и др.
Формы организации работы школы молодых родителей: лекции, круглый стол, опросы, анкетирование, психологические практикумы и тренинги, обмен опытом семейного воспитания, решение педагогических ситуаций, практические занятия по информационной грамотности.
Принципы организации работы школы молодых родителей:
- первоочередное право родителей на воспитание своих детей;
- практикоориентированность предоставленной информации (предоставляемая информация должна быть доступной для использования в жизни);
- достоверность информации (предоставленная информация должна опираться на медицинские, педагогические, психологические, физиологические и юридические факты);
- взаимное сотрудничество и уважение;
- гуманизация общения и отношений;
- системность мер воспитательного воздействия на ребенка;преемственность семьи и школы в становлении социального и культурного опыта ребенка.
Программы школ молодых родителей отличаются компетентностным подходом к родительству, который включает повышение уровня ряда родительских компетенций, в их числе:
- педагогическая компетентность — действия родителей, обеспечивающие оптимальное и наиболее эффективное решение задач, связанных с развитием и воспитанием ребенка с учетом его личностных и возрастных особенностей;
- психологическая компетентность — действия родителей, обеспечивающие оптимальное и наиболее эффективное решение проблем и задач, возникающих в отношениях между детьми и родителями, и в реальных ситуациях жизни семьи; создание благоприятной среды и обстановки для полноценного развития личности ребенка с использование общепринятых ценностей, основ психологических знаний, жизненного опыта;
- коммуникативная компетентность — действия родителей, обеспечивающие эффективное и полноценное взаимодействие со всеми членами семьи, владение навыками активного слушания, убеждения и аргументации, умения разрешать напряженные ситуации и семейные конфликты, повышение общего уровня коммуникативной культуры;
- информационная компетентность — действия родителей, обеспечивающие восприятие, анализ и оценку информации, поступающей из книг, средств массовой информации, интернета и других источников; поиск, анализ, структурирование информации, доступной восприятию ребенком; подбор информации согласно системе приоритетов, ориентированных на психическое и физическое здоровье ребенка и др.;
- правовая компетентность — действия родителей, обеспечивающие достаточный уровень правовой культуры в отношениях между детьми и родителями, в семейной жизни, основанный на знании российского, международного законодательства, регулирующего отношения в сфере брака, семьи, образования, защиты прав ребенка.