Жадность у детей
Очень часто случаются ситуации, когда маленький ребенок отбирает игрушки у других детей. Практически все маленькие дети все окружающие их вещи считают своими, им очень тяжело представить, что они могут принадлежать какому-то другому ребенку
Именно поэтому так важно с самого раннего детства научить своего ребенка отличать «свои» вещи от «чужих»
В возрасте до двух лет ребенок считает, что весь окружающий мир должен принадлежать только ему одному, как и все окружающие его предметы. Но уже после двух лет ребенок «чужими» и «своими». Но это может случиться только в том случае, если родители относятся к своему ребенку с пониманием.
Когда ребенок начинает говорить, что определенная вещь принадлежит только ему, таким образом, он старается показать всем окружающим, что она ему очень дорога. Ребенок не желает кого-то обидеть, а только очертить четкую грань между своим миром и всеми остальными людьми. Поэтому если вы, хоть немного, знакомы с детской психологией, вы никогда не назовете своего ребенка жадиной.
В это же время у каждого ребенка начинает формироваться способность говорить другим людям слово «нет». Если родители настаивают и делают это очень строго, чтобы ребенок делился с окружающими своими любимыми вещами, то в будущем он может вырасти слабохарактерным человеком, которым очень просто управлять и манипулировать.Но жадность у ребенка может носить и негативный характер. Поэтому чтобы родителям точно понять, нужно ли бить тревогу или же все в полном порядке, нужно постараться со всеми возможными причинами возникновения жадности.
Самая главная причина возникновения жадности у ребенка – это полное отсутствие проявления любви со стороны родителей ребенка. Подобные явления обычно наблюдаются в неблагополучных, неполных семьях или в детских домах. В данной ситуации каждый подарок от родителей кажется детям самым ценным и дорогим на этом свете, вот поэтому он старается как можно больше его оберегать и поэтому он никому его не дает. В этом случае следует научиться правильно себя вести как можно больше корректно бороться с подобным недостатком, при этом нужно постараться не ранить чувства ребенка.
Также жадность может быть главным проявлением ревности ребенка. В том случае, когда в семье рождается второй малыш, в результате чего старший ребенок думает, что мама теперь любит его гораздо меньше, чем младшего, поскольку все свое время она проводит с маленьким ребенком. Таким образом, ребенок показывает свое негативное отношение, к самому младшему малышу отказываясь делиться с ним своими игрушками и другими вещами.
Достаточно часто дети стараются быть главными практически во всем, стараясь доминировать во всех сферах жизни. По своей натуре такие дети прирожденные лидеры, таким образом, показывая это всем окружающим, и присваивают себе разные вещи. Ставя интересы окружающих детей гораздо ниже своих, ребенок не желает с ними делиться какими-либо предметами, считая, что они попросту не достойны их. Помимо жадности такой ребенок может закатывать регулярные скандалы и истерики.
За жадностью ребенка может скрываться и его бережливость. Он не дает свои игрушки другим детям не потому, что он очень жадный, а просто боится за то, что его игрушки могут сломать или испортить. Обычно такие дети очень аккуратны со всеми своими вещами и дают их только тем детям, которым они могут доверять.
Кроме того излишняя застенчивость ребенка может приводить его к жадности. Если ребенок пока не научился знакомиться с другими детьми или же у него не получается играть с ними, он замыкается в себе и всегда находится в стороне от всех остальных детей. В этом случае игрушки становятся его лучшими друзьями и поэтому ему очень тяжело расставятся с ними.
В таких случаях никогда не ругайте своего ребенка за его жадность. Ведь нужно поощрять его право на собственность и не заставляйте своего ребенка отдавать вещи другим детям, если он не хочет этого. Постарайтесь все время говорить своему ребенку, какой он щедрый и добрый, и как бы было хорошо, если бы ненадолго он поделился своим мишкой или куклой с другим ребенком.
Можно показать ребенку правильный пример. Давайте при нем другим людям какие-то свои вещи, таким образом, ваше чадо должно понять, что такое поведение является самым корректным. Никогда не называйте своего ребенка жадиной, поскольку вы еще больше будете стимулировать развитие этого, а также остальных негативных качеств.
Жадность — это естественно
Дети в возрасте двух-трех лет довольно часто выказывают болезненную реакцию на то, что кто-то берет их любимые игрушки. Малыш начинает громко протестовать против экспроприации, плачет или убегает с места событий, чтобы спрятаться. Родители настораживаются: «похоже, наш ребенок и вправду растет жадиной». Но не все так плохо, как может показаться.
Поэтому отдать кому бы то ни было собственными руками любимую куклу или машинку (читай – часть себя) равносильно катастрофе. Настойчивое требование мамы поделиться воспринимается как серьезная обида, ведь получается, что того, другого малыша, мама любит гораздо больше, чем собственного
В качестве реакции логично возникает праведный гнев.
В такой ситуации очень важно не ругать ребенка и не пытаться разбудить его совесть, называя его жадиной. Так вы просто вызовете ненужное и немотивированное чувство вины, которое тяжелым грузом ляжет на неокрепшие плечи малыша. Ребенку в этот момент очень трудно понять, почему это он вдруг стал плохим – ведь он отстаивает в первую очередь собственную безопасность
И того ребенка, который потянулся за игрушкой вашего малыша, ругать не стоит – у него также до предела обострено чувство эгоизма и он считает, что вправе обладать любой, понравившейся вещью.
Ребенку в этот момент очень трудно понять, почему это он вдруг стал плохим – ведь он отстаивает в первую очередь собственную безопасность. И того ребенка, который потянулся за игрушкой вашего малыша, ругать не стоит – у него также до предела обострено чувство эгоизма и он считает, что вправе обладать любой, понравившейся вещью.
Некоторые ошибки родителей и то, чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок перестал жадничать
Не принуждайте малыша отдать игрушки, если он не хочет и сопротивляется. Не вырывайте силой игрушки у ребенка, таким поведением вы даете понять, что так разрешено вести себя. В итоге вы столкнетесь с еще одной проблемой: малыш тоже силой станет у других детей отбирать игрушки, что гораздо неприятнее, чем привычная детская жадность.
Не нужно старшего заставлять отдавать младшему игрушки. Младший всегда хочет то, что у старшего в руках
Не принимайте ничью сторону в детском конфликте (если конфликтуют ваши дети). Один из них может это воспринять как предательство и подумать, что его меньше любят. Это вызовет продолжение конфликта и появление агрессии между детьми в дальнейшем.
Не дразните и не обзывайте ребенка жадиной или врединой. Не говорите ему, что он плохой ребенок — он хороший, но в данной ситуации вел себя неправильно.
Не кричите на кроху, чаще дети не понимают, что у них хотят на время взять игрушки и только поиграть. Объясните ребенку так, чтобы он понял: ему вернут игрушки, поиграют и отдадут. Объясните, что если он перестанет жадничать, другие детки тоже дадут игрушки, если он поделится, то и с ним тоже поделятся.
Если вы заставите ребенка отдать игрушку, ссора накалится еще сильнее. Иногда, если спор между детьми набирает обороты, лучше их отвлечь на время, и когда они успокоятся, объяснить, как можно легко разрешить конфликт.
Некоторым родителям стыдно, когда крохи отказываются делиться и начинают сильно капризничать. Поймите ребенка и спокойно реагируйте на поведение малыша.
В каком возрасте жадность естественна
Вы знаете, когда у ребёнка начинается период самостоятельности? В тот момент, когда вы услышите первое «Я сам!» или «Я сама!» от малыша. Чаще всего эти слова можно услышать от двухлетнего ребёнка. Именно в этом возрасте малыш начинает говорить о себе в первом числе, а не в третьем. И как результат — ребёнок начинает предъявлять претензии по поводу принадлежности некоторых вещей именно ему. Это могут быть игрушки, одежда, посуда, личные предметы, окружающие его.
И если раньше ребёнок с удовольствием делился всем с малышами ваших друзей или с вами, то именно в два года (+/-) начинается период, когда из маленького ангелочка малыш превращается в маленького монстрика, готового поколотить того, кто посягает на его личные вещи.
Что же делать взрослому, когда дети не хотят делиться
Отказаться от идеи, что истинной щедрости можно научить, заставляя или уговаривая делиться. Подтверждать право ребенка обладать вещью или игрушкой, чтобы он чувствовал себя более спокойно: «Конечно, это твоя игрушка, ты сам можешь решить, как поступить».
Можно предлагать и подсказывать варианты, чтобы ребенок видел разные варианты взаимодействия: «Если хочешь — можешь поменяться. Ты можешь дать свою игрушку, а мальчик даст тебе свою на время». «Вы можете поиграть вместе». Но этим не стоит злоупотреблять. Мы просто предлагаем, но НЕ настаиваем
Мы просто расширяем ребенку горизонты, оставляя за ребенком право не делиться столько времени, сколько для него это важно
Если ребенок не хочет делиться, а другой ребенок настойчиво пытается получить эту игрушку, задача взрослого — показать своему ребенку, как можно отказать. Взрослый может присесть на уровень другого ребенка и спокойно сказать: «Дружок, это игрушка моего сына, и он сейчас хочет поиграть в нее сам».
Если игрушку у ребенка пытаются забрать настойчиво и силой, то мы можем выставить свою руку, закрывая своего ребенка и уверенно, но спокойно остановить другого ребенка. Защищать ребенка, который не справляется сам, — это нормально и правильно.
А если ситуация обратная и игрушки не дают другие дети? Когда наш ребенок хочет получить игрушку другого, а второй ребенок против — то мы действуем точно также. Мы можем помочь детям договориться об обмене, можем предложить поиграть вместе.
Но если второй ребенок не хочет делиться и не хочет брать в общую игру нашего ребенка, то дальше наша взрослая задача состоит в том, чтобы помочь своему ребенку прочувствовать невозможность получить другую игрушку и прожить возникающие эмоции и чувства рядом со своим близким взрослым.
То есть если ребенок расстроен отказом другого делиться или сердится, то ему важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который даст понять, что испытывать такие эмоции и чувства — это нормально, мы все можем раздражаться, злиться и сердиться. А еще детям важно чувствовать наше присутствие рядом, теплое расположение к ним и сопереживание к их горестям
С каким-то ребенком мы можем просто побыть рядом, молчаливо сочувствуя, а другому ребенку будет важно услышать: «Нет, родной, мальчик не хочет сейчас давать свою игрушку. Я вижу, как сильно ты ее хотел. Грустно, что тебе ее не дали. Но так бывает, это игрушка мальчика. Мне жаль»
А еще детям важно чувствовать наше присутствие рядом, теплое расположение к ним и сопереживание к их горестям. С каким-то ребенком мы можем просто побыть рядом, молчаливо сочувствуя, а другому ребенку будет важно услышать: «Нет, родной, мальчик не хочет сейчас давать свою игрушку
Я вижу, как сильно ты ее хотел. Грустно, что тебе ее не дали. Но так бывает, это игрушка мальчика. Мне жаль».
Часто дети плачут, и это не просто нормальная, а хорошая и важная реакция на то, чего не изменить. Именно через слезы грусти и печали в итоге помогают ребенку адаптироваться к тому, чего не изменить, а в перспективе помогают развитию жизненной устойчивости и гибкости.
Откуда берется жадность — причины детской жадности
Если ваш кроха еще не дорос до пятилетнего возраста, с его детской жадностью бороться не надо. Он перерастет ее сам. Далее по мере взросления вы сможете принять меры корректировки воспитания, если выявите корень зла – причины жадности.
Свои и чужие. Малыш делит детей и взрослых на своих и чужих. Первым он может предоставить что-то в пользование, ко второй же категории будет относиться настороженно. Жадность у ребенка проявляется, если его родители сами заставляют отдавать свое тому, кому он не хочет отдавать.
Охрана своего. Ребенок боится, что другой человек испортит его имущество и это абсолютно нормальное качество. Такая жадность у ребенка предостережет его в будущем и научит отстаивать свои вещи и интересы.
Привязанность. Дети могут настолько быть привязаны к своим вещам, что просто им будет грустно отдавать их другому ребенку. Причины такой детской жадности указывают на психологическую особенность. Его игрушка – это он сам.
Замкнутость. К частым причинам детской жадности можно отнести стеснительность. Застенчивые дети любят игрушки больше, чем своих друзей. Точнее они заменяют их, поэтому кроха не захочет делиться с кем-либо своим «другом».
Много заботы. Если ребенок знает, что родители сделают ради него все, он начинает свысока смотреть на окружающих. Так вырастают жадные дети, которые не делятся своим имуществом из банальной вредности, чтобы показать себя лучше кого-то.
Братик или сестричка. Ребенок не захочет делиться игрушками, если в семье появился новый член семьи. Причина – в обиде. Не стоит этого требовать от своего малыша.
Мало внимания. Дети могут вырасти жадными, если им не хватало в детстве заботы и родительской ласки. Когда привязанность выражается в виде подарков, дети держатся за них из последних сил и ни за что не отдадут посторонним.
Общее понятие жадности
Большинство людей, у которых встречается это качество, его просто не замечают. Зато оно очевидно для остальных.
Жадность можно охарактеризовать, как неконтролируемое желание завладеть чем-то с абсолютным отказом отдавать и делиться с другими.
На английском языке жадность звучит как «greed», что происходит от санскритского корня «giddha» — «стервятник». Само проявление качества схоже с характером этой птицы: она хватает то, что ей нужно, после этого возвращается и требует еще. У жадных людей развивается корыстолюбие. Такие люди не делают ничего без выгоды. Они будут идти по головам, использовать других людей и их чувства ради достижения своих целей.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня. Ставить перед ребенком ясные и понятные цели
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Что делать родителям
В период становления личности крохи будьте на его стороне. Это его игрушка? Значит, пусть играет с ней. Придёт время — и вы научите его щедрости, объясните, когда и чем можно и нужно делиться, а какие вещи лучше оставлять себе.
Старайтесь не брать на прогулку, в гости или в садик те вещи, которые малышу очень дороги, и которыми он пока не способен поделиться с другими. А чужим детям, которые посягают на имущество вашего ребёнка, объясните, что это вещь вашего крохи, она необходима ему и он не готов пока что делиться. Также скажите своему малышу, чтобы он сам не посягал на чужие вещи.
Не переживайте, если период жадности немного затянется. Максимум к трём-четырём годам малышу самому станет интересно играть с другими детьми общими игрушками, в совместные игры. И таким образом возникнет естественное желание делиться.
Если вы видите, что играя с другими детьми, ваши сын или дочь по-прежнему прячут свои игрушки от других, придумайте малышам такую игру, в которой для развития сценария понадобится именно эта игрушка.
Почему ребенок жадничает? Как с этим бороться?
Прежде всего, постарайтесь принять мотивы своего чада: если ребенок совсем маленький, для него знакомые игрушки — это якорь, который привязывает его к родному миру. Отобрать у малыша любимую машинку равносильно тому, что у взрослого человека отнять дома или автомобиль. Пока крохе не исполнилось трех лет, позвольте ему защищать свое, и не прибегайте к силовым методам. Малыш должен уметь постоять за себя, научиться говорить «нет». Если он захочет, он поделится.
Оптимальный возраст для воспитания щедрости — от 3 до 5 лет. Сейчас крохе уже проще понять, что если он даст свою игрушку другому, то сможет играть в коллективе, а может, взамен ему тоже дадут что-то интересное. Если у вашего чада огромное количество игрушек, ему вполне может не хватать живого общения, так что постарайтесь его социализировать пораньше. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители часто бывают загружены, так что времени на эмоциональный контакт не хватает катастрофически.
Иногда жадность — это свидетельство того, что ребенок хочет занять лидерскую позицию
Дети прекрасно все подмечают: если ты не отдаешь игрушку, вокруг тебя все начинают бегать и уговаривать, разве можно этим не воспользоваться? В основном, так себя проявляют дети, избалованные вниманием родных, так что может лучше пересмотреть свои взгляды, пока не поздно?. Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет
В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким. Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок
Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет. В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким. Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок.
Ребенок понимает, какие люди для него близкие — с ними он охотнее общается, может дать им свои лучшие игрушки. В то время как случайных людей он может бояться или не доверять — это вполне понятные чувства, поэтому не требуйте, чтобы он сразу же отдал любимый конструктор Ване, Диме, Игорю и т.д., которых видит впервые.
Воспитывать малыша можно и на примере познавательных книг и мультфильмов, обсуждайте с ним поведения героев, позвольте высказаться и сделать свои выводы. Как бы то ни было, именно тесная связь родителей и ребенка дает самые лучшие плоды!
«Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется — никто его не ест». Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес вашего ребенка. Будет особенно обидно, если жадность не пролетит мимо дочки или сына в виде возрастного явления, а станет одной из черт характера будущего взрослого человека.
Почему дети жадничают, как на это реагировать и как предотвратить ссоры из-за жадности?
Как устранить жадность?
Чтобы лишний раз не создавать щекотливую ситуацию, старайся не брать на прогулку дорогие игрушки: ты будешь невольно проявлять к ним повышенное внимание, а малыш может понять это по-своему. Ему будет гораздо труднее проявлять щедрость
Когда малыш пойдет в школу, забудь о наставлениях: «Вот тебе бутерброд, съешь на перемене. И не вздумай кому-нибудь давать, голодным останешься».
Наоборот, поощряй стремление поделиться с кем-то конфетой или яблоком. Это отличный способ подружиться!
Избавляемся от жадности — игра «в щедрость»
Развить в крохе желание делиться можно с помощью несложных игр. Вот одна из них.
Возьми несколько мягких игрушек и поиграйте вместе в то, как львенок сначала не хотел ничем своим делиться, хотя все дети его просили. Тогда дети ушли играть, а львенок остался совсем один. Очень расстроившись, он пошел к своей маме. Та посоветовала ему поделиться с детьми игрушками и дала конфет, чтобы угостить ребят. На следующий день львенок поделился со своими друзьями, и они снова стали играть все вместе.
Ситуацию надо обыграть несколько раз в разных вариантах. Сначала за Диму поиграй ты
Важно показать ребенку желаемую модель поведения. Если ребенок просит тут же играть опять — играйте снова
Это означает, что игра приносит пользу, и малыш начинает понимать разницу между жадностью и щедростью. Напоминай ребенку об этой игре раз в несколько дней.
Когда ребенок усвоит информацию, которую ты пытаешься до него донести, он, скорее всего, захочет сам поиграть за львенка Диму. Смотри, как он это делает, и мягко указывай на ошибки
Обрати внимание, изменилось ли поведение крохи по отношению к сверстникам. Если да, то игра принесла положительные результаты
В дальнейшем, если снова появятся тревожные звоночки, ты можешь изредка возвращаться к подобным играм.
Что делать, если ребенок – жадина?
Большинство родителей пытаются донести до своего ребенка мысль о том, что жадность – это плохо, с помощью чтения нотаций и порой даже криков. Но такая стратегия не то, что не решит проблему, она ее только усугубит. При коррекции детского поведения стоит быть весьма терпеливым и мудрым и не совершать необдуманных действий.
Если вы хотите отучить своего чадо от жадности, то вам помогут следующие советы психолога:
Не упустите время. Не думайте, что у вас впереди целая куча времени и избавиться от жадности у своего ребенка вы сможете в любой момент. Не отмахивайтесь от проблемы, ведь если верить психологам, то после 9 лет коррекция заметно снижает свою эффективность и вам придется потратить намного больше времени и сил.
Семейный совет. Не стоит рассчитывать только на себя. Обратитесь за поддержкой и советом к родным и близким. Обсудите возможные причины проблемы и попросите их поделиться своим мнением
Вполне возможно, что вы просто упустили из виду что-то важное и своевременный совет старших родственников сможет стать ощутимым подспорьем в борьбе с жадностью малыша.
Беседы с ребенком. Современные производители предлагают широкий выбор игрушек и гаджетов, рассчитанных на детей разных возрастов. В компании сверстников дети часто хвастаются друг перед другом игрушками, нередко от «крутости» вещей зависит и статус внутри группы
Если родители не могут позволить себе покупать ребенку самые брендовые вещи и игрушки, то он начинает капризничать и устраивать истерики. Стоит проводить профилактические беседы, нацеленные на то, чтобы объяснить ребенку, что у каждой семьи свои финансовые возможности. А затем плавно перевести разговор на то, что зависть и жадность – плохие чувства, от которых нужно избавляться.
Учите своим примером. Помните, что для своего ребенка вы являетесь образцом и идеалом. Как говорится «мать в глазах ребенка — бог». Поэтому показывайте своими поступками, что нужно быть щедрым и уметь сопереживать тем, кто оказался в беде. Соберите ненужные детские вещи и игрушки и вместе с ребенком отвезите их в детский дом или купите что-то вкусненькое и поделите на всех, говоря, что жадничать не стоит.
Избегайте сравнений с другими детьми. Одной из грубейших ошибок со стороны родителей является их порыв сравнить своего маленького жадину с чужим ребенком, который всегда делится с друзьями. Если вы позволите себе подобное, то будьте готовы к смертельной обиде со стороны своего малыша. Он воспримет ваши слова в штыки, а в других детях будет видеть исключительно врагов.
Поощряйте за успехи. Помните, что ребенка следует хвалить за хорошее поведение. К сожалению, многие родители забывают об этом, зато наказания у них всегда отличаются оперативностью. Если вы не будете говорить ребенку, что гордитесь его хорошим поведением, то он решит, что вам все равно и перестанет стараться в дальнейшем.
В компании сверстников дети часто хвастаются друг перед другом игрушками, нередко от «крутости» вещей зависит и статус внутри группы. Если родители не могут позволить себе покупать ребенку самые брендовые вещи и игрушки, то он начинает капризничать и устраивать истерики. Стоит проводить профилактические беседы, нацеленные на то, чтобы объяснить ребенку, что у каждой семьи свои финансовые возможности. А затем плавно перевести разговор на то, что зависть и жадность – плохие чувства, от которых нужно избавляться.
Учите своим примером. Помните, что для своего ребенка вы являетесь образцом и идеалом. Как говорится «мать в глазах ребенка — бог». Поэтому показывайте своими поступками, что нужно быть щедрым и уметь сопереживать тем, кто оказался в беде. Соберите ненужные детские вещи и игрушки и вместе с ребенком отвезите их в детский дом или купите что-то вкусненькое и поделите на всех, говоря, что жадничать не стоит.
Избегайте сравнений с другими детьми. Одной из грубейших ошибок со стороны родителей является их порыв сравнить своего маленького жадину с чужим ребенком, который всегда делится с друзьями. Если вы позволите себе подобное, то будьте готовы к смертельной обиде со стороны своего малыша. Он воспримет ваши слова в штыки, а в других детях будет видеть исключительно врагов.
Поощряйте за успехи. Помните, что ребенка следует хвалить за хорошее поведение. К сожалению, многие родители забывают об этом, зато наказания у них всегда отличаются оперативностью. Если вы не будете говорить ребенку, что гордитесь его хорошим поведением, то он решит, что вам все равно и перестанет стараться в дальнейшем.
Важно
Если все ваши усилия так и не принесли ожидаемого результата, то не сомневайтесь и посетите вместе с ребенком психолога. Возможно в вашем случае без его участия не обойтись.
Жадность в детском возрасте — это естественный защитный механизм.
Ребенок пытается отстоять свое право на владение собственными вещами. Он просто защищает то, что имеет и что ему действительно дорого.
В возрасте 1-2 лет ребенок только учится отстаивать свои границы и говорить «нет». Понятия жадности пока для него не существует.
Рекомендации:
Не давить на ребенка. Если ребенок не научится говорить «нет», то из него может вырасти безотказный человек, которым с легкостью смогут манипулировать окружающие.
В 2 года малыш уже может отличить свое от чужого. Он должен быть уверен, что его вещи будут неприкосновенны и принадлежат только ему.
Рекомендации:
Необходимо уважать границы ребенка. Брать вещи можно только с его разрешения.
Опасные послания:
«Не будь жадиной!»
В 3-4 года ребенок уже умеет отказывать. Он вступает в новый этап своей жизни, этап социализации. В этом возрасте ведущим видом деятельности для ребенка становится общение. Игрушки и вещи приобретают роль инструментов, с помощью которых можно налаживать коммуникацию с другими детьми. Поделившись, ребенок может расположить к себе другого ребенка.
Но здесь таится и опасность. Близкие отношения с другими детьми не должны приобретать оттенок «товарных» отношений. В таком случае ребенок разуверяется в безусловной любви и приятии, личность ребенка обесценивается.
Рекомендации:
задача родителей — научить ребенка отличать такие понятия как защита своих вещей от посягательств других людей и откровенная жадность, так сказать из вредности.
Опасные послания:
«Если не будешь делиться – с тобой никто не будет играть!»
Жадность ребенка 5-7 лет может быть связана с внутренней дисгармонией.
Одним из примеров может служить жадность по отношению к своим братьям и сестрам. Возможно, здесь имеет место ревность к родителям. По ощущениям ребенка он получает меньше внимания, любви, тепла, заботы, чем его сиблинги.
Также жадность может проявляться в семьях, где родители постоянно заняты и «откупаются» от детей. Эти вещи становятся бесценными. И естественно, что ребенок будет реагировать болезненно на любое посягательство.
Как не странно звучит, но и переизбыток любви и внимания также ведет к нарушению поведения ребенка.
Малыш, с которого буквально сдувают пылинки, превращается в эгоцентриста. Ему кажется, что мир кружится вокруг него и окружающие должны беспрекословно исполнять его желания.
Чрезмерно бережливые дети не позволяют даже дотрагиваться до своих вещей, дабы сохранить их целостность.
Застенчивые детки не стремятся делиться своими вещами, поскольку вещи обеспечивают им чувство защищенности.
Особенно ребенок начинает дорожить своими вещами в период стресса.
У ребенка начинает формироваться система ценностей, как моральных, так и материальных. И мы родители, помогаем эту систему ценностей сформировать.
Порой сами не замечаем, как сами себе противоречим. Например, недоумевая, почему малыш не может поделиться одной из десятка машинок, или выбросить найденный на улице красивый камушек.
При этом сами не стремимся расстаться со своими вещами и поделиться ими с тем же ребенком. Мы сами приучаем его не трогать мамины и папины вещи.
Так и для малыша дорога игрушечная машинка, как для вас настоящий автомобиль.
Детям свойственно воспринимать любые предметы и игрушки как часть самого себя.
Станьте на место ребенка. И постарайтесь уважать его чувство собственности и пространства.
Способы избавления
Перед тем, как начать активную борьбу с жадностью, можно попробовать пройти такой тест:
- если случайно найдете деньги либо выиграете в лотерею, отложите ли их на «черный день»;
- задумываетесь ли о том, куда бы потратили выигрыш другого человека, будь вы на его месте;
- часто ли вы отказываете себе что-то купить, имея деньги в кошельке;
- жалеете ли о потраченных деньгах и думаете о том, что лучше было бы потратить в другое русло.
Если ответ на все вопросы положительный, то стоит начинать волноваться. Перестать быть жадным нельзя по щелчку пальца. Первое, что нужно сделать — осознать существующую проблему.
Как избавиться от жадности взрослому человеку:
контролировать свои негативные эмоции, которые являются источником жадности;
научиться радоваться успехам других;
перестать заниматься чрезмерным накопительством;
большее внимание уделять духовному развитию;
разделять необходимость приобретения вещей с капризом;
правильная расстановка приоритетов;
научиться отдавать, ничего не требуя взамен.
Лучше смотреть на ошибки других людей и научиться не жадничать с самого детства. В ребенке следует воспитать такие качества:
- приучать делиться с другими тем, что у него есть;
- научить быть довольным тем, что он ест, носит и чем играет;
- поощрять в ребенке сочувствие и учить помогать другим;
- следить, чтоб малыш не забирал себе чужие вещи;
- научить возвращать потерянный предмет его владельцу.
Дети 1-2 лет
Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.
Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».
Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного
Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа
Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.